- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект к уроку «Зона степей»
Конспект к уроку «Зона степей»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матусевич С.А. |
Дата | 02.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова
г. Семикаракорска»
Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса
по теме: «Зона степей»
Выполнил: Матусевич Светлана
Александровна,
учитель начальных
классов
Семикаракорск 2013
Семикаракорск 2013
Методическое руководство к уроку
окружающего мира
по теме: «Природная зона степей»
Аннотация:
Данное электронное приложение к уроку окружающий мир для 2 класса (УМК
« Школа-2100»), но может быть успешно использовано для изучения данной темы в любом УМК.
Разработка является выполнено с помощью средств Microsoft PowerPoint -2010. В презентации использованы интерактивный кроссворд, триггеры, гиперссылки, что способствует повышению интерактивности презентации, за счёт чего достигается реализация деятельностного подхода, обеспечение благоприятных условий для формирования у учащихся УУД, а, следовательно, повышается методическая значимость данного мультимедийного приложения.
Урок построен в форме игры «Путешествие» с участием любимых персонажей мультфильма «Смешарики», а также использования звуковых реплик героев, что обеспечивает положительную мотивацию у учащихся к изучению темы, способствует снятию тревожности у детей.
Работа на уроке осуществляется с применением групповой и фронтальной форм работы. Предполагает поиск необходимой информации в сети ИНТЕРНЕТ, чем обеспечивается интеграция с уроком информатики, а также осуществление отработки умений пользования поисковой системой и интернет - ресурсами.
Выбор данных средств и формы занятия целесообразен и актуален, поскольку позволяет более эффективно, доступно и занимательно организовать работу по изучению темы с учётом требований современных ФГОС, обеспечения благоприятных условий для формирования УУД.
К разработке прилагается интерактивный тест (с использованием макроса
VBA), который позволит учащемуся оценить уровень усвоения темы в удобном для себя темпе, поскольку данный вид работы предполагает использование мобильного компьютерного класса, чтобы каждый ученик имел возможность пройти тест, а учителю - быстро осуществить контроль усвоения темы.
На слайдах теста также - любимые мультперсонажи - смешарики, что также мотивирует ребят, а выставление оценки компьютером способствует снятию психологического барьера между учителем и учеником. Следующее достоинство интерактивного теста - возможность исправить ошибки и пройти тест заново, что позволяет обеспечить установку на успех даже у слабого ученика.
Презентация содержит краеведческий материал, что способствует воспитанию любви и бережного отношения к малой родине, повышению мотивации к изучению родной природы.
Уровень образования школьников :
- Знакомы с базовыми понятиями раздела « Земля - наш общий дом»
- Владеют простейшими умениями пользования поисковой системой и интернет - ресурсами, элементарными навыками пользования ПК;
Применяемые педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно - коммуникационные технологии;
- Интерактивные технологии;
- Проблемно - диалогическая технология;
- Технология сотрудничества;
- Технология коллективного взаимодействия;
- Игровые технологии;
Тип урока: комбинированный, с использованием групповой формы работы. Функции учителя:
- Направляющая (создание проблемных ситуаций и координация работы групп,
- Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в
Оборудование для учащихся: «Лист юного учёного» (лист отчёта по изуче нию темы, памятка для составления отчёта, ручка, учебник для 2 класса « Окружающий мир. Наша планета Земля» В.А. Вахрушев (часть ΙΙ), ноутбуки, экраны настроения, гербарии растений степи; Оборудование для капитанов: лист достижений команды (для учёта баллов). Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, карта природных зон, цветные фишки для деления на группы; Цели: 1 линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
- Познакомить детей с особенностями степной зоны (климатом, растительностью, обитателями);
- Показать взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степи, их зависимость от компонентов неживой природы и влияние на них;
2 линия развития - уметь определять своё отношение к миру. 1) Воспитывать бережное отношение к природе; 2) Воспитывать любовь к малой родине. Минимум:
- узнавать природную зону по характерному пейзажу, показывать её на карте,
- к концу урока каждый ученик должен уметь объяснять, что такое степь;
- уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей, иметь представление о взаимосвязях живых организмов в экосистеме, влиянии человеческой деятельности на экосистему;
Слайд 1 - щелчок по значку «звук» (запуск реплики Пина), щелчок - появ- ление надписи - задания для детей. Слайд 2 Появляется по щелчку. На слайде 2 разработки - интерактивный кроссворд. Интерактивность достигается посредством настройки триггеров. В ходе его разгадывания происходит не только актуализация материала по теме: «Экосистемы», которая напрямую связана с темой данного урока, но и определение учащимися темы предстоящего занятия (она прописана как ключевое слово кроссворда), причём это происходит в непринуждённой, занимательной форме, что позволяет создать положительную мотивацию у учащихся. При нажатии на звёздочку появляется задание в правом нижнем углу слайда, при повторном нажатии на звёздочку - меняется окраска звезды, в кубиках появляется слово, а задание исчезает.
Слайд 3. Появляется по щелчку.
Слайд 4. Появляется по щелчку.
Слайд 5 Появляется по щелчку.
На слайде 5 ключевые вопросы изучения темы, прописанные на полуовалах вокруг центрального с надписью: «Что хотим узнать?», появляются по щелчку по мере того, как учащиеся их самостоятельно определяют, выстраивая, таким образом, план изучения темы и ставя цели занятия. Целесообразность применения анимации на данном слайде обусловлена необходимостью построения процесса обучения на основе деятельностного подхода, а также необходимостью формирования у учащихся УУД, как того требуют современные ФГОС. Центральный овал - красного цвета, поскольку на нём прописана главная на этом этапе задача для учащихся: выделить ключевые вопросы темы. Красным изображён и последний овал с надписью: «Экология», поскольку проблема охраны окружающей среды в настоящее время стоит очень остро (а нынешний год объявлен в России годом охраны окружающей среды). На фиолетовый овал ( «В каком поясе находится зона степей?» ) слайда 5 настроена гиперссылка на слайд 7, где проиллюстрирован ответ на данный вопрос.
Слайд 7
Возврат со слайда 7 происходит посредством нажатия управляющей кнопки на слайд 6, а не на слайд 5, поскольку иначе при каждом использовании гиперссылки ( а она настроена на все овалы, кроме центрального) и последующем возврате, всякий раз будет срабатывать анимация, которая на данном этапе уже нецелесообразна.
Слайд 6. На голубой овал («Какие почвы в зоне степей?») настроена гиперссылка на слайд 8 Но предварительно дети находят эту информацию в тексте учебника ( или сети ИНТЕРНЕТ, по усмотрению учителя), а информация слайда 8 позволяет им проверить правильность ответа. Здесь же, на слайде 8, по щелчку появляется знак вопроса над головой любимого детьми персонажа Копатыча. Таким образом, обыгрывается ситуация, будто вопрос: «Почему на самых плодородных почвах степей не растут лева?»- задан мультперсонажем. Этот элемент занимательности мотивирует детей на размышление над поставленной проблемой. Вопрос записан на слайде, а не внедрён как звуковой файл, чтобы дети имели возможность видеть его на этапе обдумывания. Возврат на слайд 6 осуществляется нажатием управляющей кнопки. При нажатии на светло-зелёный овал («Особенности растительного мира зоны степей) - гиперссылка на слайд 9 Слайд 10 Появляется по щелчку. Следующий щелчок - появление картинки «луковицы».
Слайд 11 Смена слайда по щелчку
Слайд 12 Смена слайда по щелчку. По щелчку появляется банка «Цикорий» Слайд 13 Смена слайда по щелчку. По щелку исчезают «шторки». Использование «шторок» даёт возможность не иллюстрировать детям готовую информацию, а проверить правильность добытой ими информации из сети «ИНТЕРНЕТ» и учебника. Таким образом реализуется деятельностный подход, обеспечиваются благоприятные условия для формирования УУД. Аналогичная методика работы над слайдами 18, 19 Нажатие управляющей кнопки - возврат на слайд 6.
Нажатием на бирюзовый овал («Особенности животного мира степей») на слайде 6 - переход по ссылке на слайд 14 (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд 14 Слайд 15 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд 16 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд 17 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд 18 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически). Шторки исчезают по щелчку. Возврат на слайд 6 - нажатием на управляющую кнопку.
Нажатием на ярко-розовый овал («Экология») на слайде 6 - переход по ссылке на слайд 19. Шторки исчезают по щелчку.
Слайд 20 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически)
Слайд 21 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически). Нажатием на значок «звук» запускается - реплика Бараша ( обеспечение элемента занимательности).
Слайд 22 Смена слайда по щелчку, надписи появляются по щелчку Слайд 23 Смена слайда по щелчку. На слайде - записано домашнее задание. По щелчку - исчезает надпись «Домашнее задание» и появляется призыв «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Структура урока:
1.Мотивация, организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Составление плана изучения темы.
- Самостоятельная работа в группах.
Ход урока: Учитель Учащиеся 1.Мотивация, организационный момент:
- Проверка готовности к уроку;
- Деление на группы, выбор капитанов;
Дети делятся на группы, выбирают капитанов. Капитаны вытягивают фишку любого цвета. В зависимости от этого выделяют группу ботаников, зоологов и экологов
- Ознакомление с правилами игры;
- Определение темы урока:
Слайд 2 Работа с интерактивным кроссвордом, определение темы.
- Актуализация знаний:
- Какое впечатление производит на вас картина природы? Учащиеся излагают свои представления.
Обнаруживают сходство, делают вывод, что мы живём в зоне степей.
Делятся впечатлениями. 2) Наблюдение над особенностями степного пейзажа, поиск сходства с мотивами росписи семикаракорского фаянса; Красоту степи, нашего донского края воспевали поэты и писатели: Б. Куликов, М. Шолохов, А. Калинин, В. Закруткин. - Сравните расцветку степных цветов и колорит семикаракорской росписи. Что вы можете сказать? Слайд 4
- Верно, краски степи легли в основу росписи семикаракорского фаянса.
Рассматривают образцы посуды предприятия «Аксинья Обнаруживают сходство цветов степи и семикаракорской росписи.
- Составление плана изучения темы.
Определение, в каком тепловом поясе находится данная природная зона.
- Найдите ответ в ИНТЕРНЕТЕ (учебнике), какие почвы в зоне степей?
- А у Копатыча возник вопрос: «Почему на самых плодородных почвах зоны степей не растут леса?» Называют свои варианты.
Отвечают на вопрос, пользуясь картой природных зон. Проверяют правильность ответа по слайду 7 Находят ответ и формулируют его, сверяют правильность со слайдом 8 - Потому, что недостаточно влаги.
- Самостоятельная работа в группах:
- Поиск сведений о растениях, животных и экологических пробле-
Выполнил: Матусевич Светлана
Александровна,
учитель начальных
классов
Семикаракорск 2013
Семикаракорск 2013
Чтобы вам было легче составлять свой отчёт, пользуйтесь памяткой. Вы можете пользоваться как интернет-ресурсами, так и учебником. Самостоятельная работа групп.
- Оформление отчётов юного учёного;
- Открытие знаний:
При необходимости вносят изменения и дополнения в отчёты (а представители других групп тоже вписывают полученную информацию в свои листы)
6. Физминутка : Игра «Бывает - не бывает» Учитель называет растения и животные не только степей, но и других зон. Учащиеся , если названо растение степей , поднимается на носки, если нет - приседание.
7. Рефлексия: 1) Повторное проговаривание выводов по теме Обобщение материала по изученной проблеме, формулирование выводов и рекомендаций по охране окружающей среды. Осознание своей роли в сохранении природы родного края. Обобщение материала по изученной проблеме, формулирование выводов и рекомендаций по охране окружающей среды. Осознание своей роли в сохранении природы родного края; 2) Компьютерное тестирование, выставление оценок в лист успешности. - Что на сегодняшнем уроке было для вас самым лёгким? Сложным? Что удалось лучше всего? -Выявление успехов и затруднений;
- Где в жизни пригодятся полученные знания ? Высказывают предположения.
- Работа с экраном настроения
Литература: 1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Методические рекомендации для учителя. - Москва: Баласс, 2012 2. Вахрушев А. А, Наша планета земля - учебник для 2 класса (часть ΙΙ).- М.: Баласс, 2010. 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас.- учебник для 4 класса. - М.П.: 2003 г.
20