Конспект к уроку «Зона степей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова

г. Семикаракорска»



Конспект к уроку « Зона степей»Конспект к уроку « Зона степей»



Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса

по теме: «Зона степей»






Выполнил: Матусевич Светлана

Александровна,

учитель начальных

классов

[email protected]











Семикаракорск 2013











Семикаракорск 2013









































Методическое руководство к уроку

окружающего мира

по теме: «Природная зона степей»

Аннотация:

Данное электронное приложение к уроку окружающий мир для 2 класса (УМК

« Школа-2100»), но может быть успешно использовано для изучения данной темы в любом УМК.

Разработка является выполнено с помощью средств Microsoft PowerPoint -2010. В презентации использованы интерактивный кроссворд, триггеры, гиперссылки, что способствует повышению интерактивности презентации, за счёт чего достигается реализация деятельностного подхода, обеспечение благоприятных условий для формирования у учащихся УУД, а, следовательно, повышается методическая значимость данного мультимедийного приложения.

Урок построен в форме игры «Путешествие» с участием любимых персонажей мультфильма «Смешарики», а также использования звуковых реплик героев, что обеспечивает положительную мотивацию у учащихся к изучению темы, способствует снятию тревожности у детей.

Работа на уроке осуществляется с применением групповой и фронтальной форм работы. Предполагает поиск необходимой информации в сети ИНТЕРНЕТ, чем обеспечивается интеграция с уроком информатики, а также осуществление отработки умений пользования поисковой системой и интернет - ресурсами.

Выбор данных средств и формы занятия целесообразен и актуален, поскольку позволяет более эффективно, доступно и занимательно организовать работу по изучению темы с учётом требований современных ФГОС, обеспечения благоприятных условий для формирования УУД.

К разработке прилагается интерактивный тест (с использованием макроса

VBA), который позволит учащемуся оценить уровень усвоения темы в удобном для себя темпе, поскольку данный вид работы предполагает использование мобильного компьютерного класса, чтобы каждый ученик имел возможность пройти тест, а учителю - быстро осуществить контроль усвоения темы.

На слайдах теста также - любимые мультперсонажи - смешарики, что также мотивирует ребят, а выставление оценки компьютером способствует снятию психологического барьера между учителем и учеником. Следующее достоинство интерактивного теста - возможность исправить ошибки и пройти тест заново, что позволяет обеспечить установку на успех даже у слабого ученика.

Презентация содержит краеведческий материал, что способствует воспитанию любви и бережного отношения к малой родине, повышению мотивации к изучению родной природы.


Уровень образования школьников :

  • Знакомы с базовыми понятиями раздела « Земля - наш общий дом»
( «экосистемы», «тепловые пояса», «климат», различают участников экосистемы «едоки», «мусорщики», « кормильцы»);
  • Владеют простейшими умениями пользования поисковой системой и интернет - ресурсами, элементарными навыками пользования ПК;
Форма учебной работы - групповая дидактическая игра «Путешествие»
Применяемые педагогические технологии:
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно - коммуникационные технологии;
  • Интерактивные технологии;
  • Проблемно - диалогическая технология;
  • Технология сотрудничества;
  • Технология коллективного взаимодействия;
  • Игровые технологии;


Тип урока: комбинированный, с использованием групповой формы работы. Функции учителя:
  1. Направляющая (создание проблемных ситуаций и координация работы групп,
направленной на их решение, помощь руководителям и, при необходимости, отдельным учащимся).

  1. Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в
отслеживании результатов деятельности, формулирование выводов и их обобщение).
Оборудование для учащихся: «Лист юного учёного» (лист отчёта по изуче нию темы, памятка для составления отчёта, ручка, учебник для 2 класса « Окружающий мир. Наша планета Земля» В.А. Вахрушев (часть ΙΙ), ноутбуки, экраны настроения, гербарии растений степи; Оборудование для капитанов: лист достижений команды (для учёта баллов). Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, карта природных зон, цветные фишки для деления на группы; Цели: 1 линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
  1. Познакомить детей с особенностями степной зоны (климатом, растительностью, обитателями);
  2. Показать взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степи, их зависимость от компонентов неживой природы и влияние на них;

2 линия развития - уметь определять своё отношение к миру. 1) Воспитывать бережное отношение к природе; 2) Воспитывать любовь к малой родине. Минимум:
  • узнавать природную зону по характерному пейзажу, показывать её на карте,
знать типичных представителей флоры и фауны; Минимакс:
  • к концу урока каждый ученик должен уметь объяснять, что такое степь;
Максимум:
  • уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей, иметь представление о взаимосвязях живых организмов в экосистеме, влиянии человеческой деятельности на экосистему;
Руководство по использованию презентации:
Слайд 1 - щелчок по значку «звук» (запуск реплики Пина), щелчок - появ- ление надписи - задания для детей. Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 2 Появляется по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей» На слайде 2 разработки - интерактивный кроссворд. Интерактивность достигается посредством настройки триггеров. В ходе его разгадывания происходит не только актуализация материала по теме: «Экосистемы», которая напрямую связана с темой данного урока, но и определение учащимися темы предстоящего занятия (она прописана как ключевое слово кроссворда), причём это происходит в непринуждённой, занимательной форме, что позволяет создать положительную мотивацию у учащихся. При нажатии на звёздочку появляется задание в правом нижнем углу слайда, при повторном нажатии на звёздочку - меняется окраска звезды, в кубиках появляется слово, а задание исчезает.
Слайд 3. Появляется по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей»
Слайд 4. Появляется по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей»
Слайд 5 Появляется по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей»
На слайде 5 ключевые вопросы изучения темы, прописанные на полуовалах вокруг центрального с надписью: «Что хотим узнать?», появляются по щелчку по мере того, как учащиеся их самостоятельно определяют, выстраивая, таким образом, план изучения темы и ставя цели занятия. Целесообразность применения анимации на данном слайде обусловлена необходимостью построения процесса обучения на основе деятельностного подхода, а также необходимостью формирования у учащихся УУД, как того требуют современные ФГОС. Центральный овал - красного цвета, поскольку на нём прописана главная на этом этапе задача для учащихся: выделить ключевые вопросы темы. Красным изображён и последний овал с надписью: «Экология», поскольку проблема охраны окружающей среды в настоящее время стоит очень остро (а нынешний год объявлен в России годом охраны окружающей среды). На фиолетовый овал ( «В каком поясе находится зона степей?» ) слайда 5 настроена гиперссылка на слайд 7, где проиллюстрирован ответ на данный вопрос.

Слайд 7 Конспект к уроку « Зона степей»
Возврат со слайда 7 происходит посредством нажатия управляющей кнопки на слайд 6, а не на слайд 5, поскольку иначе при каждом использовании гиперссылки ( а она настроена на все овалы, кроме центрального) и последующем возврате, всякий раз будет срабатывать анимация, которая на данном этапе уже нецелесообразна.
Слайд 6. Конспект к уроку « Зона степей» На голубой овал («Какие почвы в зоне степей?») настроена гиперссылка на слайд 8 Конспект к уроку « Зона степей» Но предварительно дети находят эту информацию в тексте учебника ( или сети ИНТЕРНЕТ, по усмотрению учителя), а информация слайда 8 позволяет им проверить правильность ответа. Здесь же, на слайде 8, по щелчку появляется знак вопроса над головой любимого детьми персонажа Копатыча. Таким образом, обыгрывается ситуация, будто вопрос: «Почему на самых плодородных почвах степей не растут лева?»- задан мультперсонажем. Этот элемент занимательности мотивирует детей на размышление над поставленной проблемой. Вопрос записан на слайде, а не внедрён как звуковой файл, чтобы дети имели возможность видеть его на этапе обдумывания. Возврат на слайд 6 осуществляется нажатием управляющей кнопки. При нажатии на светло-зелёный овал («Особенности растительного мира зоны степей) - гиперссылка на слайд 9 Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 10 Появляется по щелчку. Следующий щелчок - появление картинки «луковицы».
Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 11 Смена слайда по щелчку
Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 12 Смена слайда по щелчку. По щелчку появляется банка «Цикорий» Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 13 Смена слайда по щелчку. По щелку исчезают «шторки». Использование «шторок» даёт возможность не иллюстрировать детям готовую информацию, а проверить правильность добытой ими информации из сети «ИНТЕРНЕТ» и учебника. Таким образом реализуется деятельностный подход, обеспечиваются благоприятные условия для формирования УУД. Аналогичная методика работы над слайдами 18, 19 Конспект к уроку « Зона степей» Нажатие управляющей кнопки - возврат на слайд 6.
Нажатием на бирюзовый овал («Особенности животного мира степей») на слайде 6 - переход по ссылке на слайд 14 (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд 14 Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 15 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 16 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 17 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 18 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически). Шторки исчезают по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей» Возврат на слайд 6 - нажатием на управляющую кнопку.
Нажатием на ярко-розовый овал («Экология») на слайде 6 - переход по ссылке на слайд 19. Шторки исчезают по щелчку. Конспект к уроку « Зона степей»
Слайд 20 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Конспект к уроку « Зона степей»
Слайд 21 Смена слайда по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически). Нажатием на значок «звук» запускается - реплика Бараша ( обеспечение элемента занимательности). Конспект к уроку « Зона степей»



Слайд 22 Смена слайда по щелчку, надписи появляются по щелчку Конспект к уроку « Зона степей» Слайд 23 Смена слайда по щелчку. На слайде - записано домашнее задание. Конспект к уроку « Зона степей» По щелчку - исчезает надпись «Домашнее задание» и появляется призыв «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Структура урока:
1.Мотивация, организационный момент.
  1. Актуализация знаний.
  2. Составление плана изучения темы.
  3. Самостоятельная работа в группах.
5 .Открытие знаний: 6. Физминутка: 7. Рефлексия: 8. Итог работы (оценка работы групп ). 9.Домашнее задание (при необходимости - комментарий учителя).



Ход урока: Учитель Учащиеся 1.Мотивация, организационный момент:
  1. Проверка готовности к уроку;
Прозвенел опять звонок, Начинается урок. Проверьте, всё ль у вас в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Проверяют готовность к уроку
  1. Деление на группы, выбор капитанов;
- Наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Но для начала вам нужно разделиться на группы. Учитель предлагает капитанам вытянуть фишку (красного, зелёного или коричневого цвета)

Дети делятся на группы, выбирают капитанов. Капитаны вытягивают фишку любого цвета. В зависимости от этого выделяют группу ботаников, зоологов и экологов
  1. Ознакомление с правилами игры;
Позже вы узнаете, что означает выбранная вами фишка. А теперь посмотрите, с кем мы отправимся в путешествие. Но для того, чтобы оно было удачным, необходимо быть внимательным, работать дружно, уважать друг друга и помогать товарищам. Слайд 1 Конспект к уроку « Зона степей» Щелчок по значку «Звук». Пин предлагает выполнить задание ( см. Слайд 1)
  1. Определение темы урока:
Учитель предлагает задания кроссворда
Слайд 2 Конспект к уроку « Зона степей» Работа с интерактивным кроссвордом, определение темы.
  1. Актуализация знаний:
1) Выявление представлений учащихся о зоне степей. - Как вы себе представляете степь? - Посмотрите, как выглядит степь. Слайд 3 Конспект к уроку « Зона степей» - Сравните этот пейзаж с пейзажами нашего края.

- Какое впечатление производит на вас картина природы? Учащиеся излагают свои представления.





Обнаруживают сходство, делают вывод, что мы живём в зоне степей.
Делятся впечатлениями. 2) Наблюдение над особенностями степного пейзажа, поиск сходства с мотивами росписи семикаракорского фаянса; Красоту степи, нашего донского края воспевали поэты и писатели: Б. Куликов, М. Шолохов, А. Калинин, В. Закруткин. - Сравните расцветку степных цветов и колорит семикаракорской росписи. Что вы можете сказать? Слайд 4 Конспект к уроку « Зона степей»
- Верно, краски степи легли в основу росписи семикаракорского фаянса.

Рассматривают образцы посуды предприятия «Аксинья Обнаруживают сходство цветов степи и семикаракорской росписи.

  1. Составление плана изучения темы.
Слайд 5 - Какие главные вопросы темы вы бы выделили? Конспект к уроку « Зона степей» Учитель при необходимости помогает сформулировать мысль.
Определение, в каком тепловом поясе находится данная природная зона.




- Найдите ответ в ИНТЕРНЕТЕ (учебнике), какие почвы в зоне степей?





- А у Копатыча возник вопрос: «Почему на самых плодородных почвах зоны степей не растут леса?» Называют свои варианты.









Отвечают на вопрос, пользуясь картой природных зон. Проверяют правильность ответа по слайду 7 Конспект к уроку « Зона степей» Находят ответ и формулируют его, сверяют правильность со слайдом 8 Конспект к уроку « Зона степей» - Потому, что недостаточно влаги.
  1. Самостоятельная работа в группах:
  1. Поиск сведений о растениях, животных и экологических пробле-
мах зоны степей по плану; Над оставшимися вопросами вы будете работать в группах. Если вам досталась зелёная фишка, вы - ботаники (спросить, что изучают эти ученые), если коричневая - зоологи (выяснить понимание смысла слова), а если красная - экологи.

Выполнил: Матусевич Светлана

Александровна,

учитель начальных

классов















Семикаракорск 2013











Семикаракорск 2013






















Чтобы вам было легче составлять свой отчёт, пользуйтесь памяткой. Вы можете пользоваться как интернет-ресурсами, так и учебником. Самостоятельная работа групп.

  1. Оформление отчётов юного учёного;
  1. Открытие знаний:
1) Выступление представителей групп - А теперь послушаем представителей каждой группы. Выступление представителей групп (с опорой на данные отчёта) 2) Просмотр слайдов презентации (с целью проверки достоверности изложенной информации, а также её дополнения и систематизации. - А теперь посмотрим, что расскажут нам наши смешарики ( просмотр слайдов 9- 13, 14 - 18, 19 - 22). Подведение итогов по каждому вопросу темы (Слайды 13, 18, 22) .
При необходимости вносят изменения и дополнения в отчёты (а представители других групп тоже вписывают полученную информацию в свои листы)
6. Физминутка : Игра «Бывает - не бывает» Учитель называет растения и животные не только степей, но и других зон. Учащиеся , если названо растение степей , поднимается на носки, если нет - приседание.
7. Рефлексия: 1) Повторное проговаривание выводов по теме Обобщение материала по изученной проблеме, формулирование выводов и рекомендаций по охране окружающей среды. Осознание своей роли в сохранении природы родного края. Обобщение материала по изученной проблеме, формулирование выводов и рекомендаций по охране окружающей среды. Осознание своей роли в сохранении природы родного края; 2) Компьютерное тестирование, выставление оценок в лист успешности. - Что на сегодняшнем уроке было для вас самым лёгким? Сложным? Что удалось лучше всего? -Выявление успехов и затруднений;
- Где в жизни пригодятся полученные знания ? Высказывают предположения.
  1. Работа с экраном настроения
Дети по предложению учителя выбирают смайлик, соответствующий их настроению, и клеят на экран настроения. 8. Итог работы (оценка работы групп капитанами и членами групп) 9.Домашнее задание (при необходимости - комментарий учителя)

Литература: 1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Методические рекомендации для учителя. - Москва: Баласс, 2012 2. Вахрушев А. А, Наша планета земля - учебник для 2 класса (часть ΙΙ).- М.: Баласс, 2010. 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас.- учебник для 4 класса. - М.П.: 2003 г.


Конспект к уроку « Зона степей»

20


© 2010-2022