- Преподавателю
- Начальные классы
- Роль социального педагога в начальной школе
Роль социального педагога в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Печникова Е.В. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Роль социального педагога в начальной школе»
Введение
Социальный педагог, непосредственно работающий, с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
Цель социально-педагогической работы:
- Создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни, а так же условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Проблема социальной жизни ребёнка - главный объект деятельности социального педагога.
Основными задачами являются:
- обследование семей с целью выявления трудностей и конфликтных ситуаций, отклонение в поведении детей и других членов семьи;
- установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
- осуществление патронажа детей из семей «группы риска» и неблагополучных;
- консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства
- тесное сотрудничество с общественными организациями
- индивидуальная работа с детьми и семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании.
- социальная защита прав ребёнка
- социальная поддержка детей и подростков
- профилактика безнадзорности и правонарушений
- успешная реализация образовательно-воспитательных целей и задач нашей школы.
Социальная жизнь ребёнка зависит от ряда причин:
- снижение жизненного уровня
- безнадзорность детей
- дети воспитываются в неполных семьях
- плохое отношение к детям в семье
- родители ведут асоциальную жизнь
- безразличие к делам детей и т. д.
В решении проблем ребёнку могут помочь:
-классный руководитель
- психолог
- медицинский работник
- социальный педагог
- привлечение спец. служб (ПДН, Центр семьи, образовательное учреждение)
Обязанности школьного социального педагога:
- представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей;
- информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту;
- социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков, юристов и другие службы.
Работа социального педагога в нашей школе идёт по 5 направлениям:
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
II. Работа с семьей.
1. Дифференциация семей по категориям.
2. Организация взаимодействие социальных служб для разрешения возникающих конфликтов.
3. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров.
4. Посещение асоциальных семей, семей опекаемых детей.
5. Консультативная помощь родителям.
III. Работа с детьми.
1. Изучение занятости детей во внеурочное время.
2. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов.
3. Уделять особое внимание детям, находящимся под опекой.
4. Ведение индивидуальной работы с "трудными детьми", с детьми из асоциальных семей.
IV. Работа с классными руководителями
1. Классный руководитель должен владеть полной информацией о каждом ребёнке своего класса, о семье, в которой он воспитывается. В случае сложной ситуации информировать социального педагога и администрацию образовательного учреждения.
2. Посещение семей, дети которых оказались в трудной жизненной ситуации вместе с соц. педагогом.
3. Работа с учителями по обеспечению индивидуального подхода в воспитании детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
4. Совместные встречи и беседы с родителями.
5. Консультативная помощь для классных руководителей
V. Взаимосвязь социального педагога с социальными службами
1. Организация встреч ребят и с работниками правоохранительных органов с инспектором по делам несовершеннолетних.
2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.
3. Подключать к работе с асоциальными семьями Центр семьи для выезда на дом.
Заключительная часть:
Проанализировав работу семьи и школы, может привести к положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с первого класса.
Основными критериями результатов работы социального педагога являются:
- анализ практической деятельности социального педагога;
- анализ статистической отчётности и выполнение нормативных документов;
- анализ документации социального педагога.
Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений.
Список использованной литературы:
-
ПРАВА ДЕТЕЙ Сборник нормативно - правовых документов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002г
-
Н.И. Грибенчук ; под редакцией С.В. Ивановой Социально-педагогическая работа в школе. Издательство «Астель» 2005г