Программа внеурочной деятельности Палитра природы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ дополнительного образования детей

«Олонецкая районная станция юных натуралистов»

Рассмотрено на заседании

методического совета

……………………….

Протокол №

Утверждаю.

……………………….

Директор

Зорина А.А.

Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Палитра природы»

Возраст: 8 - 9 лет

Срок реализации: 1 год

Леонтьева Наталья

Анатольевна, педагог

дополнительного

образования

г. Олонец

2010 год

Пояснительная записка

Программа «Палитра природы» по цели обучения является познавательной, по уровню освоения - общеразвивающей, имеет художественно - эстетическую направленность. Данная программа рассчитана на детей, занимающихся на станции юных натуралистов.

Программа составлена на основе концепции эстетического воспитания доктора педагогических наук Е.В.Квятковского, с учётом индивидуальных особенностей младших школьников.

Новизна: воспитание экологической культуры.

Цели и задачи.

Целью образовательной программы художественно - эстетической направленности является способствовать формированию творчески активной личности, способной творить по законам красоты, бережно относиться к природе

Задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире.

  2. Учить внимательно, вглядываться в различные природные формы, цветовые сочетания, замечать интересное в природе.

  3. Познакомить с элементарными знаниями по экологии для формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе.

  4. Раскрывать младшим школьникам эстетическое,

познавательное, оздоровительное, практическое значение

природы в жизни людей

Данная образовательная программа призвана решать следующие

психологические, педагогические и социальные проблемы.

Социальные: - приобретение у детей уверенности в себе и опыт

продвижения вперёд.

Педагогические: - пробуждение желания знать больше о тайнах

природы.

Психологические: - развитие коммуникативных качеств,

возможность самореализации.

Программа «Палитра природы» рассчитана на младший школьный возраст. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность, художественное творчество, двигательная активность. Дети младшего школьного возраста любознательны и используют свои ощущения при познании окружающей среды. Они в восторге оттого, что можно всё потрогать, поэтому занятия и рассчитаны на наблюдения за предметами и явлениями природы. Итогом работы являются рисунки, аппликации, поделки из овощей, природного материала. Учащимся нравится незамедлительный результат, но они теряют интерес, если приходится долго ждать. Поэтому, необходимо использовать различные игры, разнообразить задания.

Возраст детей: 8 - 9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Формы занятий:

Групповые: занятия по плану, беседы, творческие задания, игры.

Массовые: праздники

Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут.

Учебный период: 72 часа

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

- видеть и осознавать красоту окружающего мира;

- находить воплощение своим фантазиям природными

средствами;

- осознанно вести себя в природе.

Учащиеся должны знать:

- знание цветов радуги, основных и дополнительных цветов;

- желание изображать предметы и явления природы с помощью различных материалов;

- появление чувства единства с природой;

- повышение познавательной активности.

Отслеживание результатов:

Три раза в год (сентябрь, январь, май) проводится проверка уровня обучености.

Промежуточный контроль - участие в школьных и районных выставках; участие в школьных конкурсах, праздниках.

Итоговый контроль - итоговое мероприятие «По лесным тропинкам».

Формы подведения итогов:

  1. Участие в районных выставках творческих работ.

  2. Сменные выставки работ в классе.

  3. Праздники, викторины:

I четверть - «Семь цветов радуги»

II четверть - «Тайны леса»

III четверть - «Знаете ли вы птиц?»

IV четверть - «Радужное путешествие»

Критерии

Показатели

Методика

Развитие интеллекта.

Развитие познавательной деятельности.

Викторины, конкурсы.

Развитие нравственных качеств.

Социальная активность.

Ценностное отношение к природе.

Наблюдения, беседы.

Выставки, праздники.

Развитие творческих способностей

Развитие эстетического вкуса.

Творческие задания, выставки, практическая деятельность..

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу:

творческая работа, выставки, викторины.


Учебно - тематический план

Тема

Часы:

всего

теория

практика

экскурсии

1/2

Вводное занятие. «Путешествие в осень за красками, звуками, запахами»

2

0,5


1,5

3

Уборка урожая.

1

0,5

0,5


4

Овощи на грядке

1

0,5

0,5


5

Чудо луковое (рисование с натуры)

1

0,5

0,5


6

Доктор чеснок (аппликация)

1

0,5

0,5


7

Конкурс загадок «В гостях у бабушки Загадушки»

1


1


8

Осень наша золотая

1

1



9

Разноцветная природа (земля)

1



1

10

Гармония в природе

1

1



11

Золотая осень - рисование осеннего листа

1

0,5

0,5


12

В парке нашем листопад - дерево с опадающими листьями

1

0,5

0,5


13

Волшебный ковёр (аппликация из листьев)

1

0,5

0,5


14

Осенний лес (техника «штамповка»)

1

0,5

0,5


15

«Осенняя сказка» (аппликация из листьев)

1


1


16

Осенний букет (техника «набрызг»)

1

0,5

0,5


17

Семь цветов радуги в природе

1

1



18

Праздник «Семь цветов радуги»

1




19/20

Красота неживой природы (солнце)

2

1

1


21/22

Цвет воды и неба.

2


1

1

23/24

Что в лесу растёт?

2

1

1

25/26

Природа и фантазия (аппликация).

2

0.5

1.5

27

Друзья и враги деревьев.

1

1


28

Как деревья ко сну готовились рисование углем

1

0.5

0.5

29

Кора деревьев (рисунок на мятой бумаге).

1

0.5

0.5

30

Ёлочка - красавица

1

0.5

0.5

31

«Тайны леса»

1


1

32

Чудо белого цвета

1



33/34

Царство зимнего леса (сон деревьев - аппликация)

2

0.5

1.5

35/36

Где обедал воробей? (кормушки).

2

0,5

1,5


Зимние гости (коллективная аппликация).

1


1

37

Лесные жители

1

0,5

0,5

38

Зимние встречи.

1

0,5

05,

39

Викторина «Тайны лесных жителей»

1


1

40

Снежные скульптуры.

1


1

41

Кто рядом с нами живёт? (домашние животные).

1

1


42

Мой любимец

1

0,5

0,5

43

Наши верные друзья (праздник кошках и собаках).

1


1

44/45/46

Цветы маме (техника квиллинг)

3

1

2


47/48/49

У птичьей кормушки

3

1

1

1

50

Чудо - птица(аппликация)

1

0,5

0,5


51

«Знаете ли вы птиц?»

1


1


52

Апрель - смешной месяц

1

0,5

0,5


53/54/55

Аквариум и его жители.

3

1

1

1

56

«Пробуждение природы»

(экскурсия в парк)

1



1

57/58

Во дворе сосульки плакали

2

0,5

1,5


59

Первые цветы

1

0,5

0,5


60

Как птицы весну встречают.

1

1



61

Перелётные птицы.

1

0,5

0,5


62/63

Пришла весна - проснулась природа.

2

0,5

1,5


64/65

«Дружно мы гусей встречаем!»

2

0,5

1,5


66/67

Почки, листочки, цветочки

2



2

68

Весенний букет

1

0,5

0,5

69

Творческая игра «Радужное путешествие»

1


1

70/71

Здравствуй, лето!

2

0,5

1,5

72

Итоговое мероприятие «По лесным тропинкам».

2


2


Итого:

72

25

38,5

8,5




Методическая литература:


  1. Бабакова Т.А., Момотова А.П. Юному натуралисту. Петрозаводск. Карелия.

  2. Бабакова Т.А. Младшим школьникам о природе Карелии. Петрозаводск. Карелия, 1988г.

  3. Грехова Л.Н. В союзе с природой. Москва, 2003г.

  4. Журнал «Коллекция идей»

  5. Красная книга Карелии. Петрозаводск. Карелия, 1995г.

  6. Мамонтова З.А. Засушивание растений с сохранением их цвета и формы. Москва, 1959г.

  7. Методическое пособие. Цветочная аранжировка. Республиканский эколго-биологический центр. Петрозаводск, 1994г.

  8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Академия развития. Ярославль, 1998г.

  9. Николаенко Н.П. Композиции из цветов (Икебана). Ташкент, 1988г.

  10. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. Минск, 1994г.

  11. М-Л Мангей Картины из цветов. АРТ-РОДНИК. Москва, 2007г.


Использованная литература.


  1. Грехова Л.Н. В союзе с природой. Москва. 2003г.

  2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов-на-Дону, 2003г.

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Журнал «Воспитание школьников» №8, 2002г.

  4. Першуткин Б. «О новых подходах к понятию «воспитание». Журнал «Воспитание школьников» №6,1994г.

  5. Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 г.

  6. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 1996 г.

  7. Сергеева В.Н. Технология деятельности классного руководителя. Москва, 2004 г.

  8. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. Москва, 2003 г.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий: игры, беседы, экскурсии, викторины,

праздники.

Приёмы и методы:

  • словесные - беседа, рассказ.

  • наглядные - фотографии, рисунки, показ образцов работ и др.

  • практические - творческие работы, викторины, праздники.

Техническое оснащение:

  • альбомы, краски, цветные карандаши;

  • компьютер, проектор.

Дидактический материал:

  • цифровые ресурсы (презентации, видеосюжеты);

  • образцы работ;

  • демонстрационные таблицы (цветовой круг, дерево цвета);

  • наборы открыток.

Список обучающихся в объединении

«Палитра природы»

2010 - 2011 учебный год

Фамилия, имя.

Класс

Дата вступления

1.

Ананьева Полина

3

07.09.2009г.

2.

Анисимов Стасик

3

07.09.2009г.

3.

Морозова Лера

3

07.09.2009г.

4.

Морозова Настя

3

07.09.2009г.

5.

Панфилов Женя

3

07.09.2009г.

6.

Трихпоева Саша

3

07.09.2009г.

7.

Федорова Рита

3

07.09.2009г.

8.

Юначев Марк

3

07.09.2009г.

9.

Анисимова Влада

2

07.09.2009г.

10.

Басенкова Настя

2

07.09.2009г.

11.

Власюк Данил

2

07.09.2009г.

12.

Гридина Арина

2

07.09.2009г.

13.

Калинин Алёша

2

07.09.2009г.

14.

Тухкина Даша

2

07.09.2009г.

15.

Юначева Нелли

2

07.09.2009г.

Многодетные семьи: Гридина Арина ( 2 класс),

Фёдорова Рита (3 класс)

Опекаемый: Панфилов Женя (3 класс)

Семьи соц. риска: Морозова Настя (3 класс)

Гридина Арина (2 класс)

Власюк Данил (2 класс)

Басенкова Настя (2 класс)

Малообеспеченные семьи: Басенкова Настя (2 класс)

Гридина Арина (2 класс)

Власюк Данил (2 класс)

Федорова Рита (3 класс)

Морозова Настя (3 класс)

Безработные родители: Басенкова Настя (2 класс)

Власюк Данил (2 класс)

Тухкина Даша (2 класс)

В составе группы 10 девочек и 5 мальчиков.

Учебно - тематический план

Тема

Часы:

всего

теория

практика

экскурсии

1/2

Вводное занятие. «Путешествие в осень за красками, звуками, запахами»

2

0,5


1,5

6,8.09

3

Уборка урожая.

1

0,5

0,5


13.09

4

Овощи на грядке

1

0,5

0,5


15.09

5

Чудо луковое (рисование с натуры)

1

0,5

0,5


20.09

6

Доктор чеснок (аппликация)

1

0,5

0,5


22.09

7

Конкурс загадок «В гостях у бабушки Загадушки»

1


1


27.09

8

Осень наша золотая

1

1



29.09

9

Разноцветная природа (земля)

1



1

04.10

10

Гармония в природе

1

1



06.10

11

Золотая осень - рисование осеннего листа

1

0,5

0,5


11.10

12

В парке нашем листопад - дерево с опадающими листьями

1

0,5

0,5


13.10

13

Волшебный ковёр (аппликация из листьев)

1

0,5

0,5


18.10

14

Осенний лес (техника «штамповка»)

1

0,5

0,5


20.10

15

«Осенняя сказка» (аппликация из листьев)

1


1


25.10

16

Осенний букет (техника «набрызг»)

1

0,5

0,5


27.10

17

Семь цветов радуги в природе

1

1



08.11

18

Праздник «Семь цветов радуги»

1




10.11

19/20

Красота неживой природы (солнце)

2

1

1


15,17.11

21/22

Цвет воды и неба.

2


1

1

22,24.11

23/24

Что в лесу растёт?

2

1

1

29.11,01.12

25/26

Природа и фантазия (аппликация).

2

0.5

1.5

06,08.12

27

Друзья и враги деревьев.

1

1


13.12

28

Как деревья ко сну готовились рисование углем

1

0.5

0.5

15.12

29

Кора деревьев (рисунок на мятой бумаге).

1

0.5

0.5

20.12

30

Ёлочка - красавица

1

0.5

0.5

22.12

31

«Тайны леса»

1


1

27.12

32

Чудо белого цвета

1



29.12

33/34

Царство зимнего леса (сон деревьев - аппликация)

2

0.5

1.5

11,12.01

35/36

Где обедал воробей? (кормушки).

2

0,5

1,5

17,19.01


Зимние гости (коллективная аппликация).

1



37

Лесные жители

1

0,5

0,5

24.01

38

Зимние встречи.

1

0,5

05,

26.01

39

Викторина «Тайны лесных жителей»

1


1

31.01

40

Снежные скульптуры.

1


1

02.02

41

Кто рядом с нами живёт? (домашние животные).

1

1


07.02

42

Мой любимец

1

0,5

0,5

09.02

43

Наши верные друзья (праздник кошках и собаках).

1


1

14.02

44/45/46

Цветы маме (техника квиллинг)

3

1

2


16.02

21,24,

47/48/49

У птичьей кормушки

3

1

1

1

28.0209.03,10.03,

50

Чудо - птица(аппликация)

1

0,5

0,5


14.03

51

«Знаете ли вы птиц?»

1


1


16

52

Апрель - смешной месяц

1

0,5

0,5


28

53/54/55

Аквариум и его жители.

3

1

1

1

30.03

56

«Пробуждение природы»

(экскурсия в парк)

1



1


57/58

Во дворе сосульки плакали

2

0,5

1,5



59

Первые цветы

1

0,5

0,5



60

Как птицы весну встречают.

1

1




61

Перелётные птицы.

1

0,5

0,5



62/63

Пришла весна - проснулась природа.

2

0,5

1,5



64/65

«Дружно мы гусей встречаем!»

2

0,5

1,5



66/67

Почки, листочки, цветочки

2



2


68

Весенний букет

1

0,5

0,5

69

Творческая игра «Радужное путешествие»

1


1

70/71

Здравствуй, лето!

2

0,5

1,5

72

Итоговое мероприятие «По лесным тропинкам».

2


2


Итого:

72

25

38,5

8,5












© 2010-2022