Методическая разработка интегрированного урока в 1 классе по теме: Дом, В котором я живу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агеева О.Н.

учитель начальных классов КГУ «Литвинской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Осакаровского района Карагандинской области»

______________________________________________________________________________________Методическаяразработка интегрированного урока в 1 классе по теме: «Дом, в котором я живу. Имя прилагательное. Вместе весело творить».

Часть 1. Методическое обоснование интегрированного урока

Интегрируемые предметы: самопознание + русская грамота + познание мира.

Место урока в структуре учебного плана: тема « Дом, в котором я живу» - общая для учебных дисциплин: познание мира, обучение грамоте, самопознания. По предмету « Познание мира» урок запланирован в разделе «Общество», по обучению грамоте - в разделе « Морфология», по самопознанию - в разделе « Как прекрасен этот мир!».

Урок проводиться в виде творческого письма « Дом». Материал урока включает знания, полученные во время букварного периода, и используется в дальнейшем при изучении частей речи. Интегрированный урок дает возможность построить межпредметные связи при изучении « похожего по содержанию», формировать у школьников целостное представление об окружающем мире, в котором все элементы взаимосвязаны, а также ликвидировать дублирование материала по разным предметам.

Актуальность интеграции

Актуальность интеграции обучения и воспитания в начальной школе продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Предметная разобщенность становиться одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Данная методическая разработка - это попытка осмыслить опыт интеграции задач нравственно- духовного развития с учебными предметами.

Цель интеграции: взаимосвязь содержательных элементов различных дисциплин.

Вид интеграции: тематическая, поурочная.

Уровень интеграции: межпредметная.

Новизна разработки: методические приемы, рекомендованные гос. стандартом, становятся основой для определения логической структуры интегрированного урока.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, иллюстрации с изображением дома(городского, сельского, школы, юрты), модель юрты, глобус.

Список используемой литературы

  1. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа.-1991.-8.-с.48-51.

  2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе.-1996.-№5.-с.150

  3. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный урок (в школе)// География в школе.-1994.-М4.-с.40-43.

  4. Купров Б.Д.Воспитание любви к природе на уроках русского языка//Начальная школа.-1984.-№3.-С.42

  5. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра « Сказки и речевой этикет»//Русский язык в школе.-19995.-№3.-С.13-14

  6. Талызина К.З. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М: Просвещение.-1985.-198с.

  7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М6 Просвещение. -1979.-159с.

  8. Самопознание: Методическое пособие для учителя. 1 класс.- Алматы: ННПООЦ « БОБЕК»,2006-159с.

Часть 2. Сценарий интегрированного урока


Вид урока: творческая мастерская.
Образовательная цель: содействовать восприятию детьми себя как части Вселенной, познанию собственной самоценности.
Задачи:

  • развивать творческий потенциал, мышление и воображение детей в условиях нестандартного урока;

  • побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи по данной теме;

  • углубить знания об имени прилагательном, расширить словарный запас
учащихся;

• воспитывать дружелюбие, взаимопонимание в совместной творческой деятельности.

Ход урока

Любовь к дому выражается словом «уют». Уют связывают с чувством покоя. Уютно -значит спокойно. Уют- это и есть дом.

Б. В. Ничипоров




Круг радости - Я рада всех приветствовать на нашем необычном занятии. Все вы любите свой дом. Дом, семья - это маленькое общество нашей большой Республики. Давайте по традиции начнем наш урок с «Круга радости» и прислушаемся к себе, к своему сердцу.

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, вольный ветерок! -

-Здравствуй, маленький дубок!

- Мы живем в одно краю

-Всех я вас приветствую!

(руки вверх) (руки в стороны) (все берутся за руки) (раскачивают руки



Побеседуем

Составление кластера со словом « Дом» Родродительский дом

  • Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте слово на доске (дом).Методическая разработка интегрированного урока в 1 классе по теме: Дом, В котором я живу
  • Какие интересные мысли у вас возникли, когда вы его прочитали? Давайте подберем к этому слову ассоциации, какой бывает дом?


Земля - планета

Горгородской дом Селсельский дом




Родина (Казахстан)

Село

Школа




(запись: сначала индивидуально, затем коллективно - на доске)

  • Можно сказать, что нашим домом является планета Земля, а мы, живущие на ней - Земляне. ( Глобус - модель Земли). У каждого человека есть родина, где он родился и живет, Для нас - это Республика Казахстан. Казахстан - наш дом. Домом можно назвать село, в котором мы живем.
  • Как называется ваше село?

  • Домом можно назвать школу, в которой вы учитесь. Домом можно назвать и квартиру, в которой вы со своей семьей живете. Где живете вы? (ответы детей) Это ваш дом.
  • Прислушайтесь к своему сердцу. Вспомните свой дом. В нашем доме звучит много слов. Вспомните самое теплое слово, которое согревает ваше сердце, душу. Произнесите его про себя, пусть оно согреет ваше сердечко. Какое слово самое теплое, дорогое для вас? (Мама, папа, бабушка, друг, добро, мир, праздник, каникулы.)

Дети по кругу произносят свое заветное слово.

  • На столе у вас квадраты. Выберите квадрат нужного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый квадраты).
  • Почему вы выбрали именно этот цвет?


Ролевая игра «Возведение дома» (К игре подготовлены «кирпичики» одного размера, макет крыши, окно, дверь, ступеньки)
  • Сейчас мы будем строить наш собственный дом, не похожий ни на один другой. Ваши роли: ты будешь кирпичом, глиной, крышей
  • Мы строим дом и нам нужен...(играющие изображают свою роль по ходу рассказа учителя). Дом готов, спасибо за дружную работу.
  • Послушайте стихотворение Баянбаева о необычайном доме, который можно построить в течение часа, догадайтесь, как называется такой дом? (юрта). Для кого она нужна? (чтение стихотворения)

  • Какими словами можно описать юрту? (белая, светлая, просторная, круглая, теплая, удобная)
  • Можно ли добавить слова «уникальная» и «интересная»? На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Какая это часть речи?
- Китайский поэт Бо-Цзюн, живший в 13 веке, был настолько поражен юртой, что привез ее к себе на родину, поставил перед дворцом и посвятил ей стихотворение.

Творческая мастерская

1 этап: Закончи строчку рифмой

ПечПечка жарко

УгоУгостить...

Ла Ладушки...

КруКруглый ...




Юрта, юрта, круглый

По6ывайге в доме...

Гости явятся...

В печку прыгают...

2 этап: Социализация

  • Каждая группа детей (детей делим на группы) закончит свое предложение о доме. «Я в доме...», «Мой дом...», «Дома мне Интересно...», «Я люблю...», «Я хочу...».
  • Прочитайте, что у вас получилось. Объясните, как вы понимаете словосочетания?

  • Что вы чувствуете, когда говорите о доме? Как вы думаете, каким должен быть ваш дом?
  • «Холодный дом» и «Идеальный дом». В каком из этих домов вы бы хотели жить?

3 этап: Творческая работа

  • Обведите свою ладонь на листе бумаге и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Назовите главного человека в вашем доме. Какой цвет вы ему подарите? (выберите квадрат нужного цвета)
  • Нарисуйте свой идеальный дом, приклейте (где посчитаете нужным) свои квадраты (комментарии к работам).

Рефлексия

  • Ребята, что нового мы узнали на уроке?

  • Понравилось ли вам вместе работать, думать? Почему?

  • Захотелось ли вам постротъ в будущем свой дом?

  • Какой он будет, это зависит только от вас.

Круг « От сердца к сердцу»
- В заключение - пожелание вашему дому. Руки над головой, пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди - много света в доме. Глаза вверх - мир дому вашему. Глаза вниз - покой вашему дому. Глаза вправо - добро вашему дому. Глаза влево - любовь вашему дому. Глаза вправо - добро вашему дому. Глаза прямо - свет дому вашему. Живите долго и счастливо в вашем доме!



© 2010-2022