Конспект урока по окружающему миру В гости к весне 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру во 2 классе

Тема: « В гости к весне». Цель: познакомить с весенними явлениями в живой и неживой природе. Задачи: -выделять признаки живой и неживой природы весной; -устанавливать связь между живой и неживой природой. - создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений. - использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; Форма работы: - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. Планируемые результаты: Предметные: - обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий: - формулировать правила безопасного поведения на улице весной; - вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».. Метапредметные: - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; - формировать рациональные приемы информационного поиска; - воспитывать эстетический вкус детей; - развивать чувство прекрасного; Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УДД : - устанавливать причинно-следственные связи; - строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: -задавать вопросы: - строить понятные для партнёра высказывания. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. Необходимое оборудование и материалы: - учебник; - книги: атлас - определитель «От земли до неба», «Великан на поляне» - иллюстрации птиц; - карточки с заданием для групповой работы; - аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла "Времена года"; - аудиозапись с голосами птиц; - закладки по 3 шт. на каждого ученика; - компьютер; - интерактивная доска.


Конспект урока. 1. Организационный момент. - Закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину. 2. Актуализация знаний детей. - На уроках " Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает) - Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру "Природа - не природа" - Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши. Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди. 3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация. Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение. Я. Аким Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня - прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые. - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Попробуйте назвать тему нашего урока. Слайд 1,2. - Прочитайте тему урока на стр. 86 учебника. (В гости к весне) - Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних изменениях в природе из учебника и других источников информации, расскажем, какие изменения мы увидели на экскурсии ) - Я хочу перед вами поставить еще одну учебную задачу: быстро и точно находить нужную информацию в книгах. Как вы думаете, в чем важность этой задачи? Необходимо нам такое умение? (Ответы детей). - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. А работать мы будем в группах. Напоминаю вам правила работы в группах: · Убедись, что в разговоре участвует каждый. · Говори спокойно и ясно. · Говори в полголоса. · Говори только по делу.
4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе. -Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Слайд 3. - В народе говорят про март месяц так, март - капельник, солнечник, протальник.

  • Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.
- Следующая загадка: Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) Слайд 4. - А вот апрель в народе называют снегогон, водолей. - Следующая загадка: Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?...(Май) Слайд 5. - Май называют в народе цветень. - Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник стр. 86 Карточка 1.Солнце - Как светит солнце весной? - Изменилась ли высота солнца над горизонтом? - Изменилась ли продолжительность дня? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее). - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет). - Какой весенний месяц самый холодный? (Март). -Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло) - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? Карточка 2. Небо - Какое по цвету весеннее небо? - Какое небо по характеру облачности? - Какие осадки выпадают весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае). - Что происходит со снегом весной? (Он тает). Карточка 3. Снег и лед - Что произошло со снегом, льдом на реках весной? - Почему? - Где осталось больше снега? - Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает). -Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной? Карточка 4. Почва -Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной). - Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед). Слайд 7. - Что такое ледоход? (В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться) Слайд 8. - Что такое проталины? (В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из - под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.) Слайд 9. - Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.) 5. Физкультминутка. Слайд 10 (шмель). Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 6. Изменения в живой природе. - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои). Слайд 11 -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести). - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха). - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести). - Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много). 7. Знакомство с рациональными приемами информационного поиска - На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Предлагаю вам найти дополнительную информацию об этих растениях в наших книгах «Великан на поляне» и «От земли до неба». - Найдите те странички, на которых есть информация о мать - и мачехе, гусином луке и чистяке весеннем. Каждую страничку отметьте закладкой. На выполнение задания 2 минуты. (Названия растений записаны на доске. Мать-и-мачеха - красная закладка, гусиный лук- зеленая, чистяк весенний - белая). (Дети испытывают затруднение в выборе книги и поиске нужных страниц) - Кто справился с заданием? (Никто) - Почему? (Не знали, в какой книге искать, в книге много информации). - Какую задачу мы можем поставить перед собой? (Научиться ориентироваться в книге, быстро находить нужную информацию, научиться выбирать нужную книгу). - Начнем с выбора книги. В атласе-определителе «От земли до неба» находится энциклопедические сведения о живой и неживой природе. В книге «Великан на поляне» - занимательные рассказы о природе, легенды и придания. Какая книга понадобиться нам для выполнения задания? (Атлас- определитель) - Наша книга достаточно объёмная. В ней более двухсот страниц. Просмотр каждой страницы займет много времени. Что может помочь нам ориентироваться в книге? (Содержание) - Откройте его и просмотрите. Можем ли мы сразу по содержанию найти информацию о наших первоцветах? (Нет. В содержании нет нужных нам названий.) - Информация в книге представлена по разделам. Выберите нужный нам раздел. (Растения) - Все растения разделены на группы. В какой группе мы будем искать наши растения? (Дети предлагают разные группы растений: травянистые растения открытых мест, травянистые растения леса и т.д.) - Чтобы быстро справиться с заданием, мы воспользуемся алфавитным указателем растений, расположенным в конце раздела. - На какой странице находится указатель? (стр. 96) - В нашей книге 200 страниц, нужный нам раздел находится на 96 странице, то есть где-то в середине книги. Откройте книгу примерно в середине. Если вы открыли книгу, например на 110 странице, вернитесь назад, а если на 87 - вперед. (Дети находят нужный раздел) - Все названия растений расположены по алфавиту. Возле каждого растения указан номер страницы, на которой помещена информация о нем. С помощью алфавитного указателя попытайтесь выполнить задание. (Дети быстро находят указанные страницы за отведенное время). - Откройте страницу, на которой говорится о гусином луке (стр. 53). На этой странице много информации о других растения. Как расположена эта информация? (С красной строки) - Как по другому называется красная строка? ( Абзац) - Для чего нужны абзацы? (Они делят текст на части по смыслу) - Сосчитайте, сколько абзацев на этой станице? (Восемь) - Посчитайте, в каком по счету сверху абзаце говорится о гусином луке? (В седьмом сверху). - Посчитайте, в каком по счету снизу абзаце говорится о гусином луке? (Во в втором снизу. Так считать быстрее). - Назовите точное расположение информации о гусином луке, чтобы любой человек мог быстро найти ее в учебнике. (Страница 53, второй абзац снизу). - Все абзацы состоят из слов. Словом считается и длинное слово и слово-помощник. Найдите в этом абзаце 5 слово (растение), 13 слово (луковица). Это слово объясняет название растения. Подчеркните его. Аналогично проводится работа с поиском информации об остальных растениях из задания. 8. Закрепление использования рациональных приемов информационного поиска. - Давайте потренируемся быстро находить нужную информацию в атласе-определителе. - Найдите информацию о пролеске, укажите точный «адрес» информации об этом растении. (страница 69, 6 абзац сверху) - Найдите информацию о ветренице лютиковой, укажите точный «адрес» информации об этом растении. (страница 67, 1 абзац сверху) - Найдите информацию о ландыше, укажите точный «адрес» информации об этом растении. (страница 65, 5 абзац сверху) - А теперь наоборот, я называю «адрес», а вы называете растение, о котором идет речь. Страница 67, 5 абзац сверху. (Чистяк весенний) - Страница 69, 5 абзац сверху (Хохлатка) - Молодцы, вы хорошо справились с работой! - Перечислите, какие растения появляются ранней весной? Слайд 12,13,14,15 - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет). - Почему не следует рвать цветы? (Ответы детей) 9. Изменения в жизни насекомых и птиц. Слайд 16,17,18,19. - Что происходит с насекомыми? (С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). - У нас есть еще одна книга «Великан на поляне». В ней много интересны, познавательных, поучительных рассказов, в том числе и о насекомых. Я считаю, что самый интересный рассказ это «Случай с жуком - грибником». Если вы быстро найдете этот рассказ и на странице 11прочитаете 6 абзац сверху, то поймете, почему я так думаю. (Ответы детей после чтения). - Один из поучительных рассказов, на мой взгляд, это рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы». Найдите 5 абзац сверху на 36 странице, прочитайте его. Вы согласны со мной? Почему? (Дети высказывают свое мнение) - Я думаю, вас заинтересовали эта книга? Эти и другие рассказы о насекомых вы можете прочитать дома и подготовить сообщение о прочитанном. - А каких насекомых вы еще знаете? - Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов). - Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... (Грач) Слайд 20 Март - время прилета грачей в Россию. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец) Слайд 21 о дрозде (пение и фильм) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Время прилета в родные края - май. Слайд 23. Конец марта - время прилета скворцов. Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок) Время прилета жаворонков - начало апреля. Слайд 24 Слайд 25 Зяблик Слайд 26 Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей) Соловьи прилетают в середине мая. 7. Изменения в жизни животных. Слайд 27. - Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линя­ют.) - Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты за­ботой о потомстве. Слайд 28. - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.) 8. Закрепление изученного материала. Слайд 29. 9. Подведение итогов. - Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.) Слайд 30 - С какими приемами работы с текстом познакомились? (Учились находить информацию в атласе - определителе, пользуясь алфавитным указателем, находили интересную информацию в книге по «адресу»: страница, абзац) - Где нам может пригодиться данное умение? - Только ли на уроках окружающего мира нам понадобится умение быстро находить информацию в книге? 10. Рефлексия - Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ. - Оценить вам свою работу помогут смайлики. Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха. - Многие поставили себя на верхнюю ступень. Значит, у них всё получилось. - Некоторые поставили на среднюю ступеньку 10. Домашнее задание по выбору: 1. учебник стр.86-87. 2. Прочитать понравившийся рассказ о насекомых в книге «Великан на поляне»
© 2010-2022