Беседа Учим детей мыслить

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учим детей мыслить»

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо .

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.

Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно - образного мышления детей дошкольного возраста.

На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей

По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.


Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоения информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если складываются неблагоприятные условия. Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредочённо и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную рутинную работу. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь, произвольное внимание - это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений - всё это может привести к несформированности произвольного внимания и в впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
*Если у ребёнка недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. (жуки- зуки) *Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава) *Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (тарава-трава) *Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.


Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например: АВОРОК, АЛОКШ,КИНЕЧУ,АДОГОП,АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТА


Упражнение 2. Ребёнку можно преложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова: 1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА 2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕРАБУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР 3.РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА 4.ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

















Упражнение 3. Корректурная проба. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСЮФКЧФФЛОЖБЮР МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗЕХОЮНЗКИШ ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯЛЗИХОЮНЗКИШ МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮЛШЧБДНХ ПРАНУШШВТСРЭФЗКЬЕСЛАПЦГЪФЯ ИМТАОЙЭУЩКШЕГПАБСЛВОРАХЙЛЫ КНГШЦХЙЁЯМТМЬАОЭФЫДЫВЛШПЩ ИСТОЩШНЕУВЭЫВЫГЗЧЯОХУЦЖРОГ ЙШГЦШЩАОММЬИМТЭФДФДВОАРОА РПОЧЫЯНГУЩШЙЫЭФОАЫЛХУНКЕМ ЭЫЖАДПШЕКТМИВХЦЁТСЯЖВКГШКЦ ЯЮБЧСЬССТРКИСОАПДПОЦЦХНГИЬМЗ ФЫВВЖДЛОЛГНЕЕКТМОЯЧШЕТИЦУГШ РОАГКТМОРЛРЩВЫУЦИСПАЕЬБОДГЩ ЕКНПРИСМЩЛДЬБПЦФЫЧТРГЮБЖДАВ ИТОПРЕГМСАВКЦЮБЖДХЩУЦВЫСЧЗД ХЩЖДЗИМРПНШГШГЬБТЛУЫВЧСВАТРГГ РПНЕТИОРШШЩЧЯВЫКУТМИВАЮБЖД МСАВКУБЬДЛЗЧЯЫФЦЙХЩБТЬПАЕКМСЭЁ ГРОПИМРАЕКБЬДОЩГЛЧЯЫФУЙЬИОРЁЫВ
Упражнение 4. В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова: АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСВИРКЕЫМОЧКИВЛГМСТСРАПАКЕТТД (газета, пакет) авлрберёзатмрагузцлбчкнигатиопге (берёза,книга) МСПВРВОГНУУИКОШКААВЕСНАЬТОУКЗ (кошка,весна) ИМРАППЕНАЛТМОПГКАПАНЕЖЛЕСПРЕЛО (пенал,лес)
Упражнение 5. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова: шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна книгаручкаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
Упражнение 6. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения: БыЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7. Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова: МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕСОЛНЦЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8. Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания: 5 8 1 6 4 12 7 2 1 8 10 4 3 2 0 5 2 8 5 7 18 22 11 16 8 13 8 6 19 21 15 17 12 14 30 27 32 6 4 8 19 42


© 2010-2022