Сказка – проводник добра, любви и справедливости

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока во 2,4 классе коррекции 7 вида.

Тема: «Сказка - проводник добра, любви и справедливости»

Тип урока: «Праздник читательских удовольствий (урок - обобщение)

Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения

  • Способствовать закреплению изученного материала;

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.

  • Обогащать словарный запас, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплощаться) вырабатывать активность мысли.

  • Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

Воспитательные:

  • воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию;

  • воспитать читателя, чувство товарищества, взаимовыручки, умение уважать мнение другого, веру в человеческое величие

  • Воспитывать интерес и любовь к чтению, воспитание умения работать самостоятельно, воспитание умения работать в команде;

Задачи:

Обучающие задачи:

  • уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

  • учить узнавать сказки по заданию.

  • формировать навыки работы в группах.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • вспомнить порядок появления героев в сказке

  • развивать умение действовать согласованно

  • развивать речь, воображение, фантазию, мышление

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

  • Развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память;

  • Через сказку воспитывать у детей лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества;

1.Организационный момент:

Слово учителя:

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнём урок, друзья!

2.Подготовка к восприятию темы.

Актуализация знаний.

(Раздаётся стук в дверь, залетает сорока «Срочное сообщение, для вас телеграммы» (отдаёт учителю и уходит)

Уч: - Интересно, от кого они, давайте прочитаем.

- «Помогите, лиса выгнала меня из домика» (Зайчик «Заюшкина избушка»)

- «Сварил кашу из топора» ( Солдат «Каша из топора»)

- «Моя стрела попала в болото. Приглашаю на свадьбу с лягушкой» (Иван - царевич «Царевна - Лягушка»)

- Ребята, что общего у героев, которые прислали нам телеграммы. (Они из сказок)

3.Формулирование темы и целей урока.

-Назовите тему сегодняшнего урока? (Сказки)

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!» Слайд 1

- Ребята, поднимите руки ,кто любит сказки.

- Что вы представляете, когда слышите слово сказка?

- Что же такое сказка

Определений слова сказка несколько, вот одно из них. Слайд 2

- Какие цели можно поставить при повторении темы.

Дети: (Карточки открываются по мере ответов детей)

Что такое сказка?

Кто сочинил сказки?

Как появились сказки?

Какие бывают сказки? (виды сказок)

Из каких частей состоят сказки ?

Чему учат сказки?

Итак, мы отправляемся в сказку. На доске у нас находится сказочное дерево, но показать я вам его не могу, оно заколдовано, а расколдовать его можете вы, когда пройдёте все испытания

- Скажите, ребята, какие бывают сказки по принадлежности?

-Правильно, авторские и народные.

- А в чём разница?

О чём рассказывают народные сказки? Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Русских народных сказок очень много, сегодня мы некоторые из них вспомним. Тема нашего урока «Русские народные сказки» Слайд3

Как же появились сказки?

В нашем классе работала «Поисковая группа». Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

Слово «сказка» известно с 17 века, до этого времени употребляли слово «байка» или «басень» от слова «бать», «рассказывать».

Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Сначала это были мифы о божествах, прибывших вместе с купцами из Индии. Постепенно мифы превращались в сказку. Их не записывали, а передавали из " уст в уста". Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Впервые сказки напечатали в конце XVIII века. Чтобы каждый ребёнок в России смог прочитать народную сказку, посвятил свою жизнь известный собиратель и редактор русских народных сказок - Александр Николаевич Афанасьев. Слайд 4 Он первый в нашей науке издатель сказочных материалов. Он сначала стал печатать сказки в серьёзных научных изданиях. Друзья очень просили его издать сборник русских народных сказок для детей. В то время в России больше любили французский язык и иностранную литературу. В нашей стране ещё не было ни одного сборника русских народных сказок. Издание этого сборника был последний труд Александра Николаевича Афанасьева. Дети России получили замечательный подарок, а через год Афанасьев умер. Его имя знают во всём мире, потому что он посвятил свою жизнь изданию русских народных сказок. Это самый большой сборник народных сказок, известный мировой науке. В нём 600 сказок.

Слайд 5 Ребята, посмотрите внимательно. На доске находятся три волшебных домика (терем, изба и лесная избушка). Давайте расселим героев, от которых пришли телеграммы, в сказочные домики.

1 домик: Волшебный терем, дворец. (Иван - царевич «Царевна - Лягушка»,

2 домик: Простая изба.( Солдат «Каша из топора»)

3 домик: Лесная избушка. (Заюшка «Заюшкина избушка»)

- Почему так распределили сказки и их героев?

- Потому что сказки можно распределить на три группы.

-Какие сказки живут в тереме? (волшебные)

- В лесной избушке? (сказки о животных)

- В избе? (бытовые)

- Чем они отличаются? (У каждого вида сказок свои особенности)

Класс разделён на три группы, каждая группа отбирает карточки с особенностями сказок(Учащиеся работают на листочках, затем проверяем по слайду)

Слайд 6. 1 группа: Герои - злодеи, герои - помощники, необычные испытания, наличие чуда, волшебные предметы, волшебные персонажи

-Почему они называются волшебные сказки? Приведите примеры волшебных сказок.

Слайд 7. 2 группа: Герои - простые люди, смешные ситуации, восторг умом, находчивостью, отсутствие фантастики, высмеиваются пороки людей.

-Почему они носят такое название, бытовые сказки? -Какие человеческие пороки высмеивают бытовые сказки?
Во всех сказках высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, скупость, трусость и глупость. Приведите примеры

Слайд 8. 3 группа: Весёлое настроение, герои -животные, волшебное условие (животные разговаривают), сильный защищает слабого.

В чём особенность сказок про животных. Приведите примеры.

Какой приём часто используется в сказках? (олицетворение)

Скоро сказка сказывается ,да не просто «складывается». Как сказка складывается, строится? (На доске карточки со словами: антонимы, зачин, присказка, эпитеты, основное повествование, концовка ) Выберите только те слова, которые составляют структуру сказки. Дети выбирают и объясняют. Сверка по слайду. Слайд 9

- Ребята, а какие зачины вы знаете?
Дети вспоминают зачины народных сказок.

- Наша сказка началась. В Оссорском царстве, в школьном государстве жил- был дружный класс
Далее следуют сказочные события. (основное повествование) Главному герою предстоят испытания. А мы с вами совершим небольшое путешествие по сказкам, ведь нам ещё нужно расколдовать волшебное дерево.

1 задание «Угадай название сказки»

Командам выдаются листки с зашифрованными названиями сказок (в названиях пропущены гласные буквы), дети называют правильный ответ и сверяются по образцу.

Слайд 10 Црвн - Лгшк (Царевна - Лягушка), Слайд 11 П щчм влн (По щучьему велению), Слайд 12 вн црвч срй влк (Иван царевич и серый волк),

Слайд 13 Сстрц лншк бртц вншк (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка), Слайд 14 Лс жрвл (Лиса и журавль),

Узнай сказку по героям. Какие герои не названы?

Слайд 15 «Брат, сестра, гуси» (Гуси - лебеди), Слайд 16 «Волк, коза» (Волк и семеро козлят) Слайд 17 «Дед, баба, Жучка» (Репка)

2 задание « Перепутанные сказки» Заходит девочка. МАША: - Дел у всех много, а ребёнку сказки почитать? Опять всё сама. (Читает, быстро переворачивая страницы.) Жили-были старик со старухой и была у них курочка Ряба. Прыгнула она с окошка, и покатилась по тропинке в лес. А навстречу ей Лисичка-Сестричка со скалочкой, говорит: «Пусти меня переночевать… Вы потеряли мою скалочку, отдайте за неё курочку Рябу». Мышка бежала, хвостиком махнула, скалочка упала, и разбилась. Тут и скалочке конец, а кто слушал, молодец! (закрывает книгу). Звучит музыка, забегает взволнованная Курочка Ряба со скалочкой. КУРОЧКА РЯБА: - Куд-кудах, ох-ох-ох, вот какой переполох! МАША: - Привет, пернатая! Ух ты, пироги собралась печь? Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят. КУРОЧКА РЯБА: - Я, вообще-то, собралась снести яйцо! Только-ко-ко уселась на гнездо, приготовилась… И вот тако-ко-кое из этого получилось! Ты не знаешь, куд-кудах-тах-тах всё подевалось? Где мои дед и баба? Ко-ко-кое безобразие, ко-ко-когда это всё зако-ко-кончится? МАША: - Ой, не знаю. (Обращается к ребятам) А вы знаете, что произошло? Почему так получилось? Я виновата?! Я перепутала сказки?! Какие сказки? Ответы детей. Они должны назвать сказки, которые Маша соединила вместе: Курочка Ряба, Колобок, Лисичка-сестричка. КУРОЧКА РЯБА: - Возвращай меня обратно в мою сказку! Ско-ко-коро дед и баба плакать будут. МАША: - Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет. Ой! Что теперь делать? Надо что-то придумать Как же тебя, милая, в сказку-то вернуть? Давай попробуем разбежаться и прыгнуть. Пробуют разбежаться, прыгают - ничего не получается. МАША: - Может, у нас разбег плохой? Давай ещё раз и крыльями помашем! Повторяют свою попытку ещё раз - безуспешно. КУРОЧКА РЯБА: - Так у нас ничего не получится, надо, чтобы ребята нам помогли. МАША: - Думаешь, у них получится? КУРОЧКА РЯБА: - Если они читали сказки, то обязательно всё получится. Мы сейчас проверим. КУРОЧКА РЯБА: - Ребята, пожалуйста, выручите меня. Расскажите, пожалуйста сказку, но только правильно, а то никогда мне в неё не вернуться. Аттракцион «Расскажи сказку «Курочка Ряба» по цепочке». МАША: - Ого! Они сказки наизусть знают. КУРОЧКА РЯБА: - Теперь я могу отправляться в свою сказку. Спасибо, ребята! До свидания. (Уходит.) А кто может пересказать другие сказки? - Ребята, а что нужно делать, чтобы не перепутать сказки? (Внимательно их читать) Физкультминутка: Мышка быстренько бежала, (Бег на месте) Мышка хвостиком виляла. (Имитация движения) Ой, яичко уронила! (Наклониться, «поднять яичко».) Посмотрите-ка, разбила. (Показать «яичко» на вытянутых руках.) Вот мы репку посадили (Наклониться.) И водой её полили- (Имитация движения.) Вырастала репка хороша и крепка! (Развести руки в стороны.) А теперь её потянем (Имитация движения.) И из репы кашу сварим, (Имитация еды.) И будем мы от репки здоровые и крепкие. (Руки к плечам, показать «силу».)

3 задание : Продолжи сказку.

Учитель раздаёт каждому ученику листок, на котором напечатан отрывок из сказки. Учитель начинает читать, ученик продолжает чтение, а после говорит вид сказки, название сказки и чему она учит. (3-4 человека)

4 задание «Соберите пословицы»

В появлении сборника русских сказок на свет Александру Афанасьеву очень помог Владимир Иванович Даль - создатель толкового словаря. В нём очень много пословиц.

Пословицы, собиранию которых посвятил себя В.И. Даль , тоже являются одним из жанров устного народного творчества. Доскажите пословицы и вспомните сказки, главную мысль которых можно выразить данными пословицами.

Слайд 18 1.Друзья познаются в беде. 2.На языке медок, а на уме холодок. 3.Смётка дороже богатства. 4.Не дорого начало, а похвален конец. 5.Робкого и тень страшит.

- Чему же нас учат сказки, за что мы их любим?

Стихи о сказках:

1. Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.

2.В беде научит помогать.
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.

3.Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.


4.Все ребята это знают -
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

5.Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка - птица:
Чуть спугнешь - и не найти.
6.Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?


7.Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

8.Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,


9.Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще "проверяйте",
Ежедневно их читайте.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. И теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?

А что вам больше понравилось? Но вот сказка заканчивается, как её завершить?

Помогает рассказчику концовка. Давайте вспомним концовки русских народных сказок. (Стали жить да поживать, да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал -молодец. Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло)

Рефлексия деятельности (Итог урока)

- Назовите тему нашего урока.

- Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
- Какие цели ставили перед собой?

- Всех ли целей достигли? -
-Что нового открыли для себя?
Слайд 19 1. Что такое «ложь с намеком»

И для всех людей с «уроком»? (Сказка)

2. Перечислите виды сказок.

3.Как построена сказка?

4. Чему учат сказки?

Рефлексия. Все испытания успешно пройдены, теперь вы можете увидеть заколдованное дерево. Это яблонька. В каких сказках вы встречались с яблонькой?

-Но она какая-то грустная, на ней нет яблочек. Давайте её оживим. На золотом блюдечке лежат наливные яблочки: красные, жёлтые и зелёные. Вы сейчас каждый оцените свою работу.

-Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, было легко, всё понятно, прикрепите красное яблоко.

Если что-то непонятно, немного трудно, прикрепите жёлтое яблоко.

Ну а если вам было очень трудно - зелёное, надо немного созреть.

Мы с вами , ребята, знаем что слушать и читать сказки очень интересно, и все в детстве наверняка мечтали о том счастливом миге, когда кто- то из взрослых, отложив в сторону домашние дела, раскрыл книгу любимых сказок и зазвучало бы такое знакомое и долгожданное «Жили - были…». И когда вы, дети, станете взрослыми, не забывайте своих встреч с русской народной сказкой, с удивительным миром чудес и красоты. И рассказывайте эти сказки детям и внукам и не прервётся эта бесконечная нить. Слайд 20

© 2010-2022