Конспект урока по познанию мира на тему: Органы чувств человека

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 9

Дата: ____________

Тема урока: Глаза. Уши. Кожа. Нос. Язык. Уход за органами чувств.

Цель: Формирование знаний учащихся об органах чувств человека;
Задачи: раскрыть значение органов чувств для восприятия окружающего мира; учить правильно ухаживать за органами чувств, воспринимать окружающий мир, чувствовать его красоту, уметь осознать себя частицей природы; активизировать и пополнять словарный запас, воспитывать бережное отношение к себе и окружающему миру.

Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
- Какой сегодня день? Дайте характеристику.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Что изменилось?» Игра проводится по типу игры «День-Ночь». Дети закрывают глаза. В это время я что-нибудь изменяю: включаю звуки капающей воды, проезжающей машины, звон колоколов. Затем меняю на доске расположение геометрических фигур и букв. По окончании игры спрашиваю детей:
- Какие органы помогли вам определить произошедшие изменения?
-Сегодня на уроке мы будем говорить об органах чувств.
Вступительная беседа
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть?
Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.
Как прекрасен этот мир, посмотри!
- С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту?
Глаза - органы чувств человека.
Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает - смотреть, видеть.
Проблемная ситуация
- Помогите мне понять, что мы различаем при помощи зрения? (видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам установить, движется предмет или он неподвижен. Глаза позволяют нам читать. С помощью глаз человек воспринимает большую часть окружающего мира. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза).
- Как природа оберегает глаза?
- Что есть у каждого из нас для их защиты? (Веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли. Если в глаз попадет соринка, ее смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).
При неосторожном обращении с острыми предметами глаз можно поранить, и он вытечет, как яйцо. Потерянный глаз ничем не заменишь!
Гимнастика для глаз.
Загадка. Двое слушают. Двое нюхают, Двое смотрят,
Один жует. (уши, нос, глаза, рот)
Роль органов зрения и слуха нам помогла понять игра. Теперь давайте поговорим о том, как вы можете определить вкус и запах? (языком и носом)
Исследовательская деятельность
Давайте докажем, что человек может определить по вкусу, что он ест и по запаху, что ему пожили на ладонь, даже если он этого не видит.
Дети по трое выходят к доске. Двоим завязываем глаза. Третий ученик одному дает понюхать кусочек фрукта, а второму кладет его в рот. Эксперты, сидящие за партами спрашивают у каждого, что тебе дали понюхать,а что ты съел?
Ребята сами делают вывод о способностях носа и языка.
- Может без определения запахов и вкусов прожить человек? (нет)
- Почему?
Сделать вывод: ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ ВКУС ЯЗЫКОМ , А ЗАПАХ - НОСОМ, ОНИ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ.
-Как вы думаете, возможны ли в жизни ситуации, когда обоняние (нос) или язык могут спасти здоровье, а может даже жизнь человеку? Подтвердите свою мысль примерами. (Утечка бытового газа, пожар). Несвежая пища (угроза отравления).
-У нас без внимания остался последний орган чувств - кожа. Для чего она нам? Что человек может почувствовать с ее помощью?
Исследовательская деятельность
Продолжим наши эксперименты. Ребенку, который выходит к доске завязывают глаза. Затем на ладонь ему кладем разные небольшие предметы: карандаш, ручку, ластик, кисточку, линейку и т.п. И просим определить, что это за предмет. После опыта дети сами делают вывод о чувствительности пальцев.
-Ребята, ученые доказали что, чем чувствительнее будут ваши пальцы, тем умнее голова! Помассируйте ваши пальчики. Эти простые действия добавят вам здоровья.
Массаж кончиков пальцев.
Затем заранее подготовленные дети рассказывают о жизни слепых людей.
-А ещё кожа нас спасает от сильного мороза и … продолжите мою мысль. (Ответы детей). Принимает на себя все удары, царапины и т.д., защищая при этом внутренние органы.
Физминутка.
Правила гигиены. Составление кластера: Уход за органами чувств.
Дети из набора картинок, расположенных на доске, выбирают те, которые иллюстрируют правила гигиены. Отдельно размещают те действия, которые приносят вред здоровью органов чувств.

Итог урока. Рефлексия.

-Всегда ли вы соблюдаете эти нужные правила?

-Что вам понравилось на уроке больше всего? Что узнали новое?


© 2010-2022