Отчёт за межаттестационный период по теме: Мониторинг сформированности УУД (2-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

















Отчёт за межаттестационный период по теме:

«Мониторинг сформированности

метапредметных достижений обучающихся»















Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль

Мингалиева Эльмира Газалиевна

I кв. категория

2016

В своём выступлении я поделюсь опытом по созданию системы мониторинга сформированности метапредметных достижений обучающихся с 2013-2015 учебный год.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, как предметные так и метапредметные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг. Мониторинг - это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Задачи:

  • Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  • Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  • Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  • Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

Периодичность Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.

Показатели сформированности УУД

I Сформированность личностных УУД

1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса

1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения

1.3 Самооценка

1.4 Нравственно-этическая ориентация

1.5 Эмоциональная отзывчивость

II Сформированность регулятивных УУД

2.1 Действие целеполагания

2.2 Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

2.4 Действие оценки

2.5 Саморегуляция

III Сформированность познавательных УУД

3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3.3 Умение делать выводы

3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

3.5 Группировка и классификация объектов

3.6 Установление причинно-следственных связей

3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале

3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

IV Сформированность коммуникативных УУД

4.1 Умение работать в паре и группе

4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи

4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст

4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий

у учащихся 2-4 класса.

Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Мониторинг сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе диагностических методик:

-Лесенка» (1- 4 класс).

-Оценка школьной мотивации (1-2 класс).

-Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.)

- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

-«Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Цель:в ыявление уровня развития самооценки.( Диагностические методики «Лесенка)

Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). (Методика «Незаконченные предложения»)

Личностные УУД

Мотивация Нравственные представления

Мониторинг сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:


1. «Рисование по точкам (1 класс) 2. Корректурная проба (2- 4 классы) Методика «Рисование по точкам» Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Регулятивные УУД

Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:

1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

2. Выделение существенных признаков (2 класс).

3. Логические закономерности (3 класс).

4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).

Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - выделение существенных признаков.

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Познавательные УУД

Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:

Узор под диктовку.

«Рукавички».

«Левая и правая стороны»

«Совместная сортировка»

«Дорога к дому»

«Кто прав?».

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 - 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: начальная ступень (6,5 - 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Методика«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: начальная ступень (6,5 - 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Коммуникативные УУД

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

1. Процедура проведения диагностического исследования.

1.1 Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу в специально отведенное время и место под руководством представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС.

1.2 Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.

1.3 Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий . Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

1.4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень , средний уровень , высокий уровень . Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой уровень.

Динамика сформированности УУД учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся). Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.

Закончить своё выступление хотелось бы вот такими словами.

Стань творцом

и тогда каждый новый шаг

в твоей профессиональной

деятельности станет

открытием мира души ребёнка.


Список литературы:

proshkolu.ru/user/aleksandra69/file/5834443/

infourok.ru/user/strunyasheva-aleksandra-aleksandrovna

edu.tatar.ru/upload/images/files/Программа%20мониторинга%

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/31/metodiki-dlya-monitoringa-uud-v-nachalnoy-shkole

multiurok.ru/raskatova1975/blog/bank-dannykh-po-monitoringhu-uud-v-nachal-noi-shkolie.html

86sch14-nyagan.edusite.ru/DswMedia/metodikidlyamonitoriga.pdf

egor.edu22.info/normativnye_dokumenty/Fgos11.doc

myshared.ru/slide/650326/

openclass.ru/node/460577

7


© 2010-2022