Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой Старый дед и внучек

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цель урока
Формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Формирование УУД
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью состаления плана к тексту.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты
Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы си прозаического произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Используемое оборудование:

интетактивная доска, карточки для парной и групповой работы, демонстрационные материалы для доски.















Ход урока.

  1. Орг. момент. Мотивация

Проверка домашнего задания

На доске слова: стрекоза, муравей, лебедб, щука, рак.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Кто автор этих басен? -Что такое басня?

- Какова мораль басни «Стрекоза и муравей»? 1.Разгадывание кроссворда «Стрекоза и Муравей» работа в группах

2.Чтение басен собственного сочинения

Мораль этих басен?

  1. Целеполагание и мотивация
Выполните мои задания и вы узнаете тему нашего урока 1.Собери из букв бнася слово

2.Угадай ребус Тол100Й, 7 Я 3.Прочитайте это предложение справа налево кечунв и дед йыратс - Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Л. Н. Толстого и его басней «Старый дед и внучек». Мы поговорим о том, какими должны быть отношения в семье, как следует относиться к старшим. -Приходилось ли вам читать когда-нибудь, читать произведения Л.Н.Толстого?

  1. Изучение нового материала
Речевая разминка

Дед стар стал. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

1. Чтение вполголоса. 2. Чтение вслух.

3. Как можно назвать этот рассказ?

4. Найдите предложение, которое отражает главную мысль этого произведения? Прочтите это предложение строго, затем по доброму.

-Как вы относитесь к внуку?

-Действительно ли тот кто молод, тот глуп?

-Надеюсь, знакомство с другим произведением Л.Н. Толстого поможет нам ответить на этот вопрос. Отчёт 1 группы. Рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Презентация. Словарная работа граф ,усадьба

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Его произведения известны во всем мире.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, в дворянской семье. Толстой был четвертым ребенком.

Лев Николаевич рано потерял отца и мать. И после смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. В 16 лет Толстой поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трёх лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек. На Кавказе он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Когда роман опубликовали, Толстой стал знаменитостью.

В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения.

В сентябре 1862 г.Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.

Лев Николаевич Толстой написал много великих произведений, как для взрослых, так и для детей. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Толстой умер 7 ноября 1910 года. Писателя похоронили в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.


-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.


-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.


-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.


-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

  1. Работа по учебнику.

Чтение статьи про себя.

Чтение по цепочке.

-Выделите гпредложение, которое наиболее точно характеризует писателя?

-Как вы понимаете эти слова?

  1. Предварительная работа.

Посмотрите на иллюстрацию стр. 110. О какой семье пойдет речь? Где они живут? Как вы думаете , какие они?

  1. Словарная работа. 3 группа детей объяняет значение слов

Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.

Невестка - жена брата или жена сына.

Слаживает - сладить - хорошо устроить, упорядочить.

Бранить - ругать.

  1. Первичное восприятие текста. Рефлексия. Слушание басни в аудиозаписи

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал

Я задумался

Проверка первичного восприятия текста.

-Какие действующие лица в этой рассказе?

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-сяЯ задумался о том, как надо относиться к старым людям

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

  1. Осознание и осмысление. Повторное чтение по цепочке
Попробуем вместе поразмышлять над произведением. Докажите текстом, почему сын и невестка перестали сажать деда за стол? (выборочное чтение).

А что значит, ноги не ходили, уши не слышали, глаза не выдели? Ответы детей. Обратите внимание, как автор очень умело описал возраст старика.

Почему невестка решила давать старику еду в лоханке? Он разбил чашку. Кому обычно дают еду в лохани? Животным. Как вы думаете, правы или нет, были сын и невестка? Как бы вы охарактеризовали отношение сына к своему старому отцу? Относится без уважения к нему, как к родителю, без почтения к его старости. Найдите в тексе, что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

А сейчас прочитайте последний абзац текста. Почему же заплакали родители, разве Миша чем-то обидел их?

  1. Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

  1. Логический анализ текста.

Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-сяКак ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

Может ли совсем молодой человек научить взрослого уважать других?

  1. Выбор пословицы для определения идеи басни. Работа в парах.

Соберите пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к рассказу Л. Н. Толстого?

Кто родителей почитает тот вовек не погибает.

Вся семья вместе и душа на месте.

Не будет добра коли в семье вражда

В недружной семье добра не бывает.

Как аукнется так и откликнется.


Какой темой можно объединить эти пословицы?

Найдите лишнюю пословицу.

Подходит ли она к данной басне?

  1. Отчёт 2 группы.

Кроме пословиц в литературе есть немало произведений, которые учат уважению старших. Ребята 2 группы познакомят вас с некоторыми из них.




  1. Применение знаний в нестандартной ситуации.
А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник вот какой вопрос: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей?

Если для родителей, тогда зачем вы дети, должны его читать?

Чтобы стать настоящим человеком - сыном, дочерью - надо расти с самого детства добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу.-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
Расскажите как вы относитесь к старым людям?

  1. Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Продолжите предложения:

Я на уроке узнал...

Я понял

Ответы детейЯ понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».

  1. Итог.
Итак, заканчивая наш урок, хочу обратиться к высказыванию Л.Н.Толстого:

«Думай хорошо и мысли

созреют в добрые поступки».

Л.Н.Толстой


  1. Домашнее задание:

1.Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

2.Составить план к басне3.

3.Продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого








  1. «ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»

    Не жалейте добрых слов привета
    Для больных, усталых стариков.
    Что бы их душа была согрета,
    Им не надо слишком много слов.
    Иногда достаточно улыбки,
    Или просто взгляда добрых глаз,
    Что бы мир их сумрачный и зыбкий
    Озарился радостью тот час.
    Вы не допускайте им в печали
    Опускаться горестно в постель,
    Эти руки некогда качали
    Безотказно вашу колыбель.
    Будьте им надежным, верным другом.
    Пусть их ваша не страшит беда,
    Жутко ведь, когда глядят с испугом
    Вам в лицо любимые глаза.
    Те глаза, которые с с тревогой
    Вглядывались в детское лицо,
    Или, провожая вас в дорогу,
    Вслед глядели, выйдя на крыльцо.
    Те глаза, которые украдкой
    Прятали надежду, как в бреду
    Плакали над детскою кроваткой,
    Отведя нависшую беду.
    Самое нелепое на свете,
    Самая ужасная беда -
    Когда старость обижают дети,
    Позабыв о прошлом навсегда!
    Но о прошлом этом забывая,
    Вспоминайте все же каждый раз:
    Старость - беспощадная, лихая,
    Впереди у каждого из нас!


Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.

© 2010-2022