• Преподавателю
  • Начальные классы
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к презентации своего опыта: «Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников »

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к презентации своего опыта: «Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема опыта: «Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников »

Автор опыта: Шевчук Наталья Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя обще-образовательная школа №3»г. Красноперекопска, закончила Республиканское высшее учебное за-ведение "Крымский гуманитарный университет" г. Ялта 2005 год (с отличием), по специальности "Начальное обучение", квалификация учитель начальных классов. Педагогический стаж - 14 лет. Свою педагогическую деятельность начинала в сельской школе, затем работала в специализированной коррекционной школе, и вот уже четвертый год работаю МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Красноперекопска. Хорошо владею методикой преподавания предметов в начальных классах. К своей работе отношусь добросовестно. В своей деятельности выработала такие качества учителя, как искренний интерес к ребёнку, широту кругозора, справедливость, требовательность, принципиальность, артистичность, эмоциональность. Мои уроки отличаются высокой продуктивностью, плотностью, организованностью Я требовательна к себе, поэтому нахожусь в постоянном поиске нового в педагогической деятельности, умело применяю знания психолого-педагогических основ обучения и воспитания, осуществляю индивидуальный подход к учащимся, умею эффективно выполнять планы, организовывать внеклассную работу и объединять свои действия с действиями родителей. Условия возникновения и становления педагогического опыта Возникновение и становление опыта проходило в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Красноперекопска, где в основном обучаются дети, проживающие на 1 микрорайоне города Красноперекопска. Школа работает по учебному плану, в котором нашли отражение федеральный, региональный и школьный компоненты. Учащиеся 2-Б класса, в котором я работаю, проживают в городе и селе Совхозное в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. Состав учащихся многонационален. Система работы по УМК «Школа России» убеждает меня в том, что по ней могут успешно учиться любые дети - сильные и слабые, так как она изначально ориентирована на всех поступающих в школу детей. Надо только научиться доверять силам детей, принимать каждого ребенка таким, какой он есть, учить каждого самостоятельному добыванию знаний, уметь определять не только уровень актуального развития ребенка, но и уровень его ближайшего развития, понимать, что за этим стоит. Работая в начальной школе, я обратила внимание на то, что объем информации, который обрушивается на учеников начальных классов, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства. Всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьем» для формирования знаний. Поэтому основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе - это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его иерархизация, структурирование и комбинирование. Пожалуй, это и послужило толчком к тому, что я стала искать такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы требованиям, предъявленным современной школе. Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования.

Актуальность педагогического опыта Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно поэтому информационно-компьютерные технологии стали предметом моего исследования. Очевидно, что ИКТ - мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Теоретическое обоснование педагогического опыта

Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И. Варченко, А.А. Витуховская, С.П. Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин и др. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работая над темой своего опыта был проведён анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы, изучался уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса, а также виды медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Проанализирован опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.

Цель работы: создать условия, способствующие максимальному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов посредством применения ИКТ.

Задачи: - активизировать образовательный процесс путем включения в него ИКТ;
- формировать способности учащихся к организации своей учебной деятельности, развивать универсальные учебные действия (мотивы, целеполагание, планирование, контроль и оценку);
- использовать возможности среды MS Power Point для создания мультимедийного сопровождения уроков в начальной школе;
- раскрыть возможности применения ИКТ при обучении детей в начальной школе;
- использовать разнообразные творческие задания, способствующие развитию учебной деятельности.

Технология педагогического опыта Ведущая педагогическая идея моего опыта - активизация учебной деятельности младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности через информационно-коммуникационные технологии. Новизна опыта заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на уроках. Можно выделить следующие особенности данной технологии: Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

Результативность опыта В своей работе я использую следующие компьютерные программы: Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet Explorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Я участвую в методических объединениях, педсоветах, « круглых столах». Мои коллеги видят, что учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  • они повышают информационную насыщенность урока
  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной
  • его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей
  • за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку
  • происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%
Компьютер используется мною на всех этапах обучения. На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через телевизор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала. При самостоятельной работе весьма эффективно использование как DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности. На этапе обобщения и закрепления материала я использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

Убеждена, что на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
Очень важно, что игра позволяет организовать работу учащихся как в группах, так индивидуально. О том, как разрабатываются такие игры, я делюсь опытом на школьном метод объединении учителей. На своих уроках я использую и другие игры. На уроках математики таблица умножения запоминается детьми без особых трудностей и психологических нагрузок с помощью мультимедийной игры «Башня знаний», а приобрести навыки устного счёта и решения задач дети могут в ходе игры «На планете чисел». На уроках русского языка компьютер использую для развития орфографической зоркости и грамотности. Для этого пользуюсь презентацией «Словарные слова». Контроль знаний также осуществляю с помощью ПК. Для этого использую методический комплекс « Проверь себя», который предоставляет широкие возможности для самоконтроля, позволяет быстро и качественно проверить знания детей по любой теме из курса русского языка и математики. Работа над этой темой важна для меня ещё и тем, что она открывает большие перспективы. Мною созданы и используются мультимедийные презентации по различным предметам. Каждая презентация содержит материал, который соответствует программе и содержанию учебника. Созданные мной мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели: 1) стимулировать познавательный интерес; 2) придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер; 3)во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов; 4)развивать самостоятельность учащихся. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет мне, как учителю, переложить часть своей работы на ПК, который расширяет возможности урока. Использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе. При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWER POINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать. Это вы можете увидеть на диаграммах, которые составлены по результатам диагностики проведённой нашим школьным психологом. Такая работа способствует повышению мотивации детей, им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.

Трудоемкость. Данный опыт работы может использоваться не только при обучении учащихся начальных классов, но и в процессе изучения других предметов. Используя данную технологию получить устойчивые положительные результаты можно при раскрывать плодотворность многоаспектного изучения процессов и ограниченность одностороннего подхода; Доступность данного опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями начальных классов общеобразовательных школ и студентами-практикантами педагогических ВУЗов, молодыми специалистами. Путь к самосовершенству: Серия открытых уроков и воспитательных мероприятий. Распространение своего опыта работы через городское методическое объединений учителей начальных классов, школьное методическое объединение, педагогические советы, школьный сайт, собственный учительский сайт. Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах.

Вывод Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Литература 1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192 2. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.: Народное образование,1998

4. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

5. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимирова, А.В. Поляков.-М.: Просвещение, 1990.-160с.

6. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112. 7. Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий. inot.rsuh.ru/news.html?id=79793. 2009. 8. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная ш24. кола.- 2008-№8, С. 84-88.

© 2010-2022