Урок литературного чтения. С. Есенин. Пороша

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3класс.

По учебнику О. В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы». (Образовательная программа «Гармония»)


Раздел «Снег летает и сверкает».

Урок 65.

Тема урока: С. Дрожжин «Снег летает», К. Бальмонт «Снежинка»,

С. Есенин «Пороша». Цель урока:1. Развивать умение учащихся читать, воспринимать поэтические произведения. 2. Донести до учащихся чувства и мысли поэтов, всем сердцем любящих свою Родину. 3. Воспитывать любовь, нежные чувства к родной природе, России, к родной земле. Оборудование: портреты русских поэтов, презентация «Зимние пейзажи», репродукции картин русских художников И. И. Шишкина «Лес зимой», К. Ф. Юона «Волшебница-зима», В. А. Серова; музыкальная пьеса «Декабрь» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского или музыка А. Вивальди «Времена года».

Ход урока.

«Привет тебе, моя любовь, Россия!»

К. Бальмонт I Организационный момент. II Сообщение темы и цели урока.

  1. Вступительная беседа.
Какое сейчас время года? Почему зиму называют волшебницей? Что волшебного происходит в природе зимой? - Отгадайте загадки.
  1. Какой это мастер 2. Что за звездочки сквозные
На стекла нанес на пальто и на платке? И листья, и травы Все сквозные - вырезные, И заросли роз? А возьмешь - вода в руке. (мороз) (снежинка) - Снег никого не может оставить равнодушным. Какие чувства вызывает у вас идущий снег? Всегда ли он идет одинаково? А какой снег вам больше нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, с метелью? - Давайте прочитаем, как писали о снеге разные русские поэты. III Работа по теме урока.
  1. Знакомство с поэзией С. Дрожжина.
- С. Дрожжин - певец родной природы. Его стихи проникнуты нежными чувствами любви к родному краю, к родной деревне. «Привет тебе, мой край родной!» - восклицает поэт.
  1. Чтение стихотворения С. Дрожжина «Снег летает».
- Какое настроение создалось у вас после прочтения стихотворения? Какую картину сказочной зимы вы «увидели» после прочтения? Какие сравнения использует поэт? («Словно пухом устилает») Как вы понимаете это образное сравнение?
  1. Чтение детьми сочинений о снежинке, написанных дома по впечатлениям от прогулки по зимнему лесу.
  2. Прослушивание пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
- Представьте себя снежинкой, как вы летите с неба на землю, кружитесь, взлетаете, плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете.
  1. Знакомство с поэзией К. Бальмонта.
- Русский поэт К. Бальмонт жил последние годы во Франции. Он тоскует по родине, тоскует постоянно. «Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский. Как верно, очаровательно сейчас в русском лесу, в русской деревенской глуши. Вот где бы я хотел быть», - признается в письмах Бальмонт.
- Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» - Беседа по содержанию стихотворения. Куда стремится снежинка? Почему поэт называет ее смелой? Какие строчки или строфы вам особенно понравились? Прочитайте их. Почему автор так восхищается снежинкой? Какие слова на это указывают? С каким чувством надо читать это стихотворение? - Анализ содержания стихотворения «Снежинка» 1строфа - Какие прилагательные использует поэт для описания снежинки? 2 строфа - Куда стремится снежинка? Что такое «лазурная высь»? Что обозначает слово «проносится»? (стремительное движение) 3, 4 строфы - Как ведет себя по отношению к снежинке ветер? Что означает слово «лелеять»? Каким может быть ветер? Найдите слова, с помощью которых описывается движения снежинки на ветру. Почему она дрожит, взметается? Какие слова показывают, что снежинке нравится качаться на ветру? 5, 6 строфы - Какое слово использует поэт вместо слова «снежинка»? Что такое «кристальная»? От какого существительного образовалось это прилагательное? Сравнить последнюю строфу с первой. Найдите отличия. Физкультминутка. Поймать на ладошку снежинку. Покружится, как снежинка.
  1. Работа над выразительностью чтения стихотворения К. Бальмонта.
Вывод: стихотворение «Снежинка» К. Бальмонта - произведение словесного искусства.
  1. Знакомство с поэзией С. Есенина.
- Великий русский поэт Сергей Есенин родился под Рязанью, в селе Константиново. В своих стихах он воспевает родные места, красоту родной природы. Крестьянскому труду, природе Рязанского края посвящены стихи С. Есенина. - Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша» учителем. - Беседа по содержанию стихотворения. Понравилось ли вам стихотворение? Почему поэт назвал его «Пороша»? Объясните значение этого слова. - Чтение стихотворения по четверостишьям и анализ содержания.
  1. - Что нарушало тишину зимнего леса?
- Когда скачет лошадь, обычно говорят, что слышен стук копыт. Почему поэт написал «слышны звоны под копытом»?
  1. - О каком невидимке идет речь?
Почему поэт говорит, что лес «дремлет», а не «спит»? Что это за «белая косынка», которой «подвязалася сосна»?
  1. - Докажите, что сравнение сосны со старушкой помогает очень ярко представить себе это дерево в зимнем убранстве.
- Прочитайте строки, в которых говорится о том. Что жизнь в зимнем лесу продолжается.
  1. - Объясните смысл слов «валит снег и стелет шаль».
- Как понимаете «убегает лентой вдаль»?
- Работа над выразительностью чтения стихотворения «Пороша». - В каком темпе нужно читать стихотворение? С каким чувством? Где надо делать небольшие остановки при чтении? Какие слова необходимо выделять голосом при чтении стихотворения?
IV Подведение итогов урока. - С творчеством каких русских поэтов мы познакомились на уроке? - Что объединяет эти поэтические произведения? - Какое стихотворение вам понравилось больше? Объясните почему. V Домашнее задание. Выразительное чтение одного из стихотворений; Нарисовать рисунок к одному из стихотворений.















Использованная литература

  1. Белянкова Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008.
  2. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе/ И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981.
  3. Очерки о детских писателях: справочник для учителей начальных классов. - М.: Баллас, 2001.








Савельева Галина Николаевна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 Г. Ставрополь
© 2010-2022