Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных действий

Математика/1 класс Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ) Учитель: Кузнецова Е.Н.

Тема: Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Цель: формировать у учащихся понятия «целое» и «части»; представление о взаимосвязи сложения и вычитания.

Задачи:

  1. Учить выделять части предмета и составлять объект из частей.

  2. Устанавливать между целым и его частями соотношения.

  3. Составлять равенства, используя преобразование предметной модели в знаково - символическую.

  4. Записывать разности, пользуясь равенствами, содержащими сложение.

  5. Совершенствовать табличные навыки сложения и соответствующих случаев вычитания.

  6. Развивать речь, мышление учащихся, способность наблюдать, делать выводы.

  7. Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физкультминутки, гимнастика для глаз)


УУД:

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно - следственных связей; преобразование предметной модели в знаково - символическую; построение логической цепи рассуждений. Личностные: формирование положительного отношения к учению; формирование социальной роли ученика; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание; отработка умения согласовано работать в коллективе; умение работать в паре и индивидуально. Регулятивные: умение учиться высказывать свое предположение; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь ТПО, линейка, ручка, карандаши, знаковые формы для рефлексии, раздаточный материал, ИКТ.

Ход урока


Методический комментарий

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Меня зовут Елена Николаевна, я пришла к вам в гости не одна, со снеговиком, который принес вам в животике подарки, за активную работу на уроке и примерное поведение.

Нашим девизом станут слова «Все получится»

Чему вы учились на прошлых уроках

Хотите потренироваться в счете ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Дети, вы любите узнавать новое. Ну, тогда в путь, в мир открытий

Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Что это (яблоко и дольки)

Чем отличается яблоко от долек (из долек можно сложить яблоко, яблоко разрезано на 2 дольки)

Что целое, а что части

Карточки на доску: ЦЕЛОЕ ЧАСТИ


Проверка готовности

Настрой на урок


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.


Возникновение внутренней потребности включения в деятельности


Предположения учащихся


Активизация мыслительных операций и познавательных процессов


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Перед вами картинки. В каком ряду целое, а в каком его части

Распределите картинки. Подберите части к целому

Перед вами части круга, составьте целый круг. Из скольких частей состоит круг.

Целое можно разделить на разное количество частей.

Учебная задача: Работа в учебнике

Откроем учебник: с.11

№19

Вам предстоит выбрать недостающую картинку и объяснить свой выбор. Девочки подбирают рисунок к первой табличке, а мальчики ко второй.

Подумайте, какая чашка с блюдцем подходит. Поднимите руки, кто выбрал третью чашку. Молодцы. Почему не подходит первый рисунок (чашка повернута в другую сторону), второй рисунок (блюдце должно быть желтое).

Посмотрите на вторую табличку с рисунками

Кто выбрал первый домик Почему он не подходит..

№20

Перед вами 4 фигуры, чем они похожи (фигуры состоят из 2 частей).

Учитель читает текст

Закройте учебник.

Задание будете выполнять в паре

Возьмите 2 одинаковых прямоугольника. Один человек поднимет целый прямоугольник. А другой покажет части. Составьте 2 прямоугольник. Кому сложно

Как можем проверить, что больше, часть прямоугольника, или целый прямоугольник (наложить на целый прямоугольник его часть).

Возьмите по одной части и попробуйте по очереди наложить на прямоугольник, понаблюдайте что больше.

Сделайте вывод (часть меньше целого)

Физкультминутка

Мы рассматривали предметы. Вы бы хотели узнать, а в математике, что является целым, а что его частью

Какие фигуры перед вами

По какому признаку можно разбить фигуры на две части

Сколько предметов

Сколько всего

Какое число обозначает целое

Какие числа являются его частями

Составьте равенство на сложение по рисунку

Откроем тетрадь и запишем

Какое число в равенстве - целое, обведем его карандашом в квадратик

Как называется этот компонент при сложении (значение суммы)

Какие числа в равенстве - части, подчеркните эти числа

Как они называются (слагаемые)

Значит, значение суммы - это целое, а слагаемые - его части.

Кто повторит

Используйте переместительное свойство сложения и составьте еще одно равенство. Запишите

Обведите целое в квадратик, а его части - подчеркните.

Проверим

Следите за моим действием, и попробуйте составить равенство на вычитание.

Запишите

Какое число в равенстве - целое, обведем его карандашом в квадратик

Как называется этот компонент при вычитании (уменьшаемое)

Какие числа в равенстве - части, подчеркните эти числа

Как они называются (вычитаемое и значение разности)

Значит, уменьшаемое - это целое, а вычитаемое и значение разности - его части.

Кто повторит

Следите за моим действием, и попробуйте составить другое равенство на вычитание.

Запишите

Обведите целое в квадратик, а его части - подчеркните.

Проверим

Итак, в математике 5 это …, а 2и3 - числа на доску под карточками


Подготовка мышления учащихся



Учащиеся делают свои предположения


Учащиеся анализируют, сравнивают



Попытка самостоятельно выполнить задание на применение нового знания


Ориентироваться на позицию партнёра при работе в паре


Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии


Физкультминутка. Зарядка для глаз.




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Откроем тетрадь на печатной основе с.8 №9 (коллективно)


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Продолжение работы самостоятельно.
Оцените себя, поставьте плюсик, если вы решили правильно
Покажите улыбку, если все равенства были составлены верно и грустное - если допустили ошибку.


Интериоризация нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях


Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия


Самопроверка учащимися своих решений по эталону


Выявление ошибок и их исправления

Этап рефлексии УД на уроке

Я знаю

Мне было трудно



Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности


6


© 2010-2022