Памятки для учащихся 3 класса по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятки для учащихся 3 классов по русскому языку

Составила Устюжанина В.А., учитель начальных классов КОГОБУ СОШ с УИОП г. Белой Холуницы

  1. Звуковой анализ

Фонетика - это учение о звуках речи.

Алфавит - это буквы, расположенные по порядку.

Звуковая лента памяти

гласные ударные и безударные

непарные звонкие

согласные

парные звонкие

согласные

А

О

У

Ы

Э

Л

М

Н

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

всегда мягкие

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

обозначают мягкость

согл. : я, ё, ю, и, е, ь

всегда мягкий согл

[ Й`]

парные глухие согласные

всегда твёрдые [ж, ш, ц]

непарные глух. сог

нет

зву-ка

Алфавит содержит 33 буквы.

Гласных букв - 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].

Признаки гласных звуков.

  • Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове слогов.

  • Гласные под ударением находятся в сильной позиции: как слышится, так и пишется.

  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят:

1. в начале слова (яркий, Юра, ёлка);

2. после гласных (моя, доярка, батарея);

3. после ь, ъ (въезд, жильё, вьюга).

  • буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных.

Признаки согласные звуков.

  • Согласные звуки состоят из шума /глухие/ или из голоса и шума /звонкие/.

Парные звонкие и глухие согласные: [б] - [п], [б'] - [п'], [в] - [ф], [в'] - [ф'], [г] - [к], [г'] - [к'], [д] - [т], [д'] - [т'], [з] - [с], [з'] -[с'], [ж] - [ш]. (11 пар)

Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

  • Остальные согласные характеризуются как непарные. Твердые и мягкие

согласные звуки. Всегда мягкие [й, ч,щ], всегда твёрдые [ж,ш,ц].

Порядок разбора:

  1. Произнеси слово по слогам, запиши его, разделив на слоги. Обозначь ударение (в словах, состоящих из 1 слога ударение не ставится): я`/год/ка.

  2. Произнеси всё слово, выделяя отдельно каждый звук. Запиши его звуками [й`а` г а т к а]

  3. Слово по вертикали. Укажи, какой звук обозначает каждая буква. Дай характеристику каждому звуку.

Гласный - ударный или безударный

Согласный - звонкий или глухой, парный или непарный (в скобках укажи пару, если она есть)

твёрдый или мягкий, парный или непарный (в скобках укажи пару, если она есть)

  1. Затем посчитай и запиши внизу под чертой количество букв, звуков и слогов.

Образец разбора (смотри учебник №1, с.19)

Я`/год/ка - [й`а г а т к а]

Я - [й`] - согл., звон. непарн., мягк. непарн.

\ [а] - гласн. ударн.

Г - [г ] - согл., звон. парн. ([г/к]), твёрд. парн. ([к/к`]).

О -[а] - гласн. безуд.

Д - [т] - согл., глух. парн. ([т/д]), твёрд. парн. ([т/т`]).

К - [к] - согл., глух. парн. ([к/г]), твёрд. парн. ([к/к`]).

А - [а] - гласн. безуд.

6 б., 7 зв., 3 слог.


  1. Начальная форма

Имени существительного

Имени прилагательного

Глагола

Ед. число (кто? что?)

М.р., ед. число (какой?)

Что делать? Что сделать?

Образец:

В лесу - (что?) лес - н.ф.

на деревьях - (что?) дерево-н.ф.

Образец:

Зелёная - (какой?) зелёный - н.ф.

Синие - (какой?) синий -н.ф

Образец:

Нарисует - (что делать?) нарисовать (н.ф.)

Печёт - (что сделать?) испечь (н.ф.)


  1. Разные формы одного и того же слова

Вода - у воды, на воде, за водой (одна и та же основа, но разные окончания)


  1. Родственные слова

Вода - водичка, водица, водяной (один и тот же корень, близкие по смыслу, разные основы)

5. Разбор слова по составу

1.Выдели окончание (для этого измени слово - лесной - лесная , окончание - ой)

2. Выдели основу (это часть слова без окончания).

3. Выдели корень (для этого подбери родственные слова - лесной-лес)

4. Выдели приставку и суффикс (если они есть в слове) - лесной - суффикс - н.

6. Орфограммы (Название смотри в Т.1, с.3-4)

  1. Безударный гласный в корне слова проверяемый ударением.

Образец рассуждения ученика:

Лесно`й - ударение падает на второй слог, безударная гласная в корне е, проверочное слово лес, значит в слове лесной пишу букву е.

  1. Парный согласный в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Образец рассуждения ученика:

Лошадка - в корне слова пишется парная согласная д, проверочное слово лошади.

Флаг - в корне слова пишется парная согласная г, проверочное слово флаги.

  1. Непроизносимый согласный в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово так, чтобы этот согласный чётко произносился.

Образец рассуждения ученика:

Солнце - в корне слова пишется непроизносимая согласная л, проверочное слово солнечный.

  1. Разделительный ь.

Пишется в корне слова: ружьё, ульи.

  1. Разделительный твёрдый знак пишется после приставки, оканчивающуюся на согласный, перед корнем, начинающегося с гласной буквы: подъехал, съёжился.

  2. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих:

Луч - пишется без ь знака, так как это сущ. м.р.

Дочь - пишется с ь знаком, так как это сущ. ж.р.

  1. Заглавная буква в именах собственных

  2. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

  3. Заглавная буква в начале предложения.

  4. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок.

Образец рассуждения ученика: (у) дерева - пишу у отдельно, так как это предлог. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. У какого дерева - у высокого дерева.

(у)летели - улетели - что сделали?, значит это глагол, а у глаголов никогда не бывает предлогов, поэтому у пишу слитно, так как это приставка.

11. Раздельное написание частицы не с глаголами.

Образец рассуждения ученика: не решил (что сделал? - пишу частицу не отдельно, так как это глагол).

  1. Правописание сочетаний ЧК-ЧН: ручка, печка, печной.

  2. Написание букв и/ после ц: на конце слов после ц всегда пишется ы: борцы, кузнецы, в корне слова после ц пишется буква и (исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок).

7. Части речи

1) Имя существительное

Имя существительное - отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. Изменяется по числам и по команде вопросов (падежам), бывает м.р., с.р., ж.р, 1, 2, 3 склонения.

Памятки для учащихся 3 класса по русскому языку

Падежи имён существительных

В русском языке 6 падежей. У каждого падежа есть своё название, значение, вопрос. Все падежи, кроме именительного называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении.

Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.

Памятки для учащихся 3 класса по русскому языку

Например:

Возле деревни - имя сущ., нач. форма деревня, обозначает предмет, стоит в форме ж.р., ед. ч., Р.п., 1- склон. Отвечает на вопрос возле чего? В предложении является второстепенным членом - дополнением.



Памятки для учащихся 3 класса по русскому языку

2) Имя прилагательное


Имя прилагательное (оно прилагается к существительному) - отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета. Изменяется по числам, по команде вопросов (падежам), по родам.

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо

  1. найти в предложении существительное к которому относится это прилагательное

  2. определить его род и падеж

  3. задай вопрос от существительного к прилагательному

  4. по ударному окончанию вопроса определи безударное окончание прилагательного (учитывай, после какой - твёрдой или мягкой - основы идёт окончание)

Пример:

Дятел угощался вкусн(…) шишками ели. → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими?)вкусными.

Памятки для учащихся 3 класса по русскому языку

7


© 2010-2022