Конспект урока по русскому языку на тему Слово как единица языка и речи (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1 классе. «Школа России»

Тема: «Слово как единица языка и речи»

Цель: дать представление о слове как единице языка и речи.

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

Кто такой ПЕТУХ? Что вы можете о нём рассказать?

Сделайте транскрипцию слова ПЕТУХ. Сегодня мы узнаем, как правильно пишется это слово.

В отдельных районах нашей страны петуха называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова петух, певень, певун - русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют петуха за его любовь к пению. (Слайд 1с изображением петуха)

( Карточка П…ТУХ)

- Какая буква пропущена? Какое слово вам помогло?

Чистописание.

- С какой буквы начинается данное слово? Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.

- Назовите третью букву. Дайте характеристику звуку.

- Показ и запись букв: п т

- Спишите предложение, вставьте пропущенную букву. (Слайд 3)

П…тух умеет петь.

- Какое слово вам помогло? Что содержит предложение: сообщение, вопрос, восхищение?

4. Актуализация опорных знаний. Постановка целей. (Работа в парах).

1. Прочитайте предложение, выполнив задания:

1 ряд - так, чтобы это было сообщение;

2 ряд - вопрос;

3 ряд - восхищение

Запишите в тетради, поставив нужный знак в конце предложения.

Какие знаки препинания поставили? (Слайд 4-самопроверка)

5.Формирование новых знаний.

На доске:

Воробей, ворона, магнт, сорока

-Прочитайте слова;

-Найдите лишнее;

-Докажите;

-Почему это сочетание букв не является словом?

-О чём будем говорить на уроке?

Сегодня нужно ответить на главный вопрос: "Слово или не слово?"

Для чего нам нужны слова, что могут называть слова.

6.Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Упр. 1 с. 18

- Прочитайте про себя.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Кто автор этого стихотворения? (И.Токмакова)

- Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом.

- Докажите.

- Какое сочетание букв можно назвать словом?

- Для чего нам нужны слова? (высказывания детей)

- Прочитайте сведения о языке.

(читают правило в учебнике)

Физкультминутка

2. . Упр. 2 , С. 19 Прочитайте слова по цепочке.

- Какие встретились непонятные слова?

( чтение слов с толкового словаря)

Капель

Ледоход

- Все слова разделите на две группы.

( 1 группа на тему «весна», 2 группа на тему «зима»)

- Запишите слова на тему «Весна».

- Кто закончил, проверьте себя.

( самопроверка )

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга.

( взаимопроверка )

3. Продолжение работы по теме урока.

-Назовите предмет, изображенный на слайде.

( скворец)

-Назовите признак предмета. Какой скворец?

-Назовите действие, которое совершает предмет.

Что делает скворец?

(работа с рисунками)

- Что можно назвать с помощью слов?

(С помощью слов можно назвать предметы, признаки предметов, действия предметов)

7.Закрепление.

1.Игра "Составь слово".

На доске:

Ка- -це

Сквор- -пель

Гра- -чи

Солн- -цы

-Прочитайте;

-Каждая часть слова означает что либо?

-Составьте, соедините слоги, чтобы получились слова.

2.Работа в печатной тетради.

Стр.10.

Упр.№1,2.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. ( в парах) .

Ком бок

Кол бощ

Коф боб

Кот рот

Кок рор

-Прочитайте;

-Выпишите только слова;

9. Рефлексия.

- Приведите примеры сочетаний букв, которые не являются словами.

- Для чего нужны слова?

- Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

-Я старался...

-У меня получилось...

-Я недостаточно... За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Достигли ли цели?

- Спасибо за урок!

© 2010-2022