- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему В гости к зиме (2 класс)
Урок окружающего мира на тему В гости к зиме (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуляева И.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
В гости к зиме
Урок окружающего мира
во 2-м классе
по теме: «В гости к зиме»
(с использованием мультимедийных технологий)
Урок окружающего мира во 2-м классе
по теме: «В гости к зиме»
(с использованием мультимедийных технологий)
Цели: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью
растительного и животного мира зимой.
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
-
Презентация к уроку.
-
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2016.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.
Учитель читает стихотворение.
У меня сегодня солнце на душе!
И я хочу им с вами поделиться.
Я посылаю лучики тепла
Всем встречным незнакомым лицам!
Я посылаю лучики добра
Моим друзьям, родным и просто людям!
Я вам желаю счастья навсегда!
И пусть любовь вовеки с вами будет!
Ловите мою улыбку, поселите ее в свое сердце. Трем ладони друг о друга, чтоб почувствовать тепло. Разводим руки на небольшое расстояние. Чувствуете тепло? Все свое тепло, доброту своих сердец вкладываем в воображаемый шар. Продолжаем его лепить руками, а теперь вместе с улыбкой отправляем всем присутствующим.
Желаю всем успеха! Вам ребята, хороших ответов на уроке!
(Слайд 2)
2. Мотивация учебной деятельности
-Сегодня у нас необычный урок. Мы пойдем в гости. А вот к кому- сейчас узнаем. Для этого поработаем в парах и составим из слов название темы урока.
3.Сообщение темы и задач урока
-Читаем все вместе то, что получилось: « В гости к зиме»
- Я вас приглашаю в зимний лес, в гости к зиме (Слайд 3)
-У вас на партах лежат карточки с рисунками. То что на них изображено назовите одним словом.
-Природа.
-Что такое природа?
-Природа-это все что нас окружает, но не создано руками человека.
-Вспомните, какая бывает природа? ( Неживая и живая) (Слайд 4)
Распределите карточки на две группы. Работаем в парах. Чья пара уже готова ответить?
-Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.
Растения, животные, человек - живая природа.)
-А как вы думаете, ребята, что вы сегодня узнаете на уроке?
-Узнаем о зимних явлениях природы. О том как зимуют некоторые животные.
-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
4.Актуализация опорных знаний
-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
Сообщение синоптиков.
Прогноз погоды на сегодняшний день.
-Сегодня пасмурно, температура воздуха -7°, осадков нет, ветер холодный.
Учитель. В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
-Молодцы, хорошо рассказали о погоде и о зимних месяцах, украсьте нашу елочку золотыми снежинками.
5.Изучение нового материала
-Как вы думаете, когда наступает зима? -По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Рассказ учителя. Зима-волшебное время года. Природа сказочно красива. Художники, поэты, композиторы посвятили свои лучшие произведения этому времени года. Посмотрите на экран. Просмотр видеосюжета. (Слайд 5) .Звучит музыка. - Вы узнали эту музыку. Кто ее написал и как называется это произведение? - Антонио Луцио Вивальди. Времена года. Зима. - А. Вивальди еще писал стихи. Послушайте сонет к этой музыке: Дрожишь замерзая в холодном снегу, И с севера ветра волна накатила, От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах, Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья. -А какие произведения о зиме мы читали на уроках литературного чтения? Ответы обучающихся. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Зимой стоит морозная погода, но бывает и оттепель (повышение температуры). Снег тает. Появляется вода, которая затем замерзает. И на дорогах образуется гололедица. В это время надо быть особенно осторожными. Реки, озера, пруды скованы льдом. Интересно наблюдать за снегопадом. Он бывает разным. В тихую погоду снег падает спокойно. А если поднимется сильный ветер, то бушует метель. Вырастают огромные сугробы. Иногда на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь. Это очень красиво (Слайд 6).
-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.) -Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 9) -Как образуется снег, расскажет ученица. Раньше думали, что снег - это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Работа с толковым словарем. Обучающиеся зачитывают значения слов. Зимние явления природы. (Слайд 10)
-
оттепель
-
гололедица
-
снегопад
-
метель
-
изморозь
Физкультминутка. Игра «Пантомима» - обучающиеся изображают зимние явления природы.
-А сейчас оценим вашу работу на уроке. Если работали отлично( «5») покажите желтую фишку, если работали хорошо (на «4»),то покажите зеленую фишку, а если плохо ( «3»), то - красную фишку.
- Молодцы, ребята, на этом этапе урока все работали хорошо. Идем по лесу дальше.
-А сейчас оценим вашу работу на уроке. Если работали отлично( «5») покажите желтую фишку, если работали хорошо(на «4»),то покажите зеленую фишку, а если плохо ( «3»), то - красную фишку.
- Молодцы, ребята, на этом этапе урока все работали хорошо. Идем по лесу дальше.
Привал «Зимняя жизнь растений». -На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) -Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 16)
-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 17)
Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 18)
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
Работа с учебником. Живая природа зимой.
-Выполним задание №1(Ель, береза, клен, дуб, сосна, ясень, липа)
-Выполним задание №2(Под снегом тепло)
-Задание №3(Работа с фишками)
Работа с демонстрационным материалом
-Зима. Снег. В лесу тихо и холодно, но на снегу можно увидеть узоры. Что это за узоры?
-Это следы животных.
-Следы каких животных можно увидеть в лесу зимой?
-Можно увидеть следы тех животных, которые не спят.
-Какие животные не спят, а какие впадают в спячку.
- Медведь, еж, барсук впадают в спячку. а остальные ходят в поисках пищи.
Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 19)
Привал «Секреты животного мира».
-На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 20)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку: (Cлайд 21)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
(Cлайды 22-23) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. - Молодец, хорошо рассказала, положи под дерево грибок для белочки.
(Слай24)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Слайд 25) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где - нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун.
- Молодец, положи под елку малинку на тот случай, если медведь проснется. Пусть полакомится.
Загадка: (Слайд 26)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
(Слайд 27) Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
- Хороший ответ, положи под елку для лисы рыбку. Лиса очень ее любит так, что не боится подходить близко к рыбакам и забирать рыбу.
(Слайд 28)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц)
(Слайды 29-30) У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. - Для зайца капустный лист положи под елку. Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название. -Сейчас мы посмотрим видеоролик и вам нужно после просмотра сказать о ком видео и что делает этот зверек. Просмотр видеосюжета «Где зимует еж». Обучающиеся делятся впечатлениями после просмотра.
- Рассказ учащихся о зимней жизни зверей:
-
ласка (Слайд 32)
-
волк (Слайд 33)
-
кабан (Слайд 34)
-
лось (Слайд 35)
Это интересно!
- Мыши - основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
- Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
- Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
Молодец положи под елку веточку для лосей и косуль, а желудь для дикого кабана.
Как зимуют рыбы. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.
- Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит.
Музыкальная зимняя физминутка
6. Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц. (Слайды 38-39)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах. (Слайд 40) Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка - серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
-Чем питаются птицы зимой? (Слайд 41)
-
Пшено, просо, овёс, пшеница;
-
Семена подсолнечника;
-
Ягоды рябины, боярышника;
-
Семена клёна, ясеня;
-
Шишки, жёлуди, орехи;
-
Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Рассказ учителя о том, какие кормушки можно сделать своими руками.
(Слайд 42)
Давайте разыграем небольшую сценку.
К доске выходят по очереди обучающиеся в шапочках птиц.
Сорока. Тра-та- та- та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от их пищи мозоли.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера крошки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтеь, птицы! Все будет в порядке. Как, видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читают ученики. (Слайд 43)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы?
(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
-А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поет таежная овсянка(Слайд 44).
Учитель включает запись с голосом таежной овсянки.
-А сейчас поработаем в группах и проверим как вы усвоили материал урока.
-Первая группа
Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 45)
Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
Разгадайте кроссворд. (Слайды 46-55) -Это задание для второй группы
По горизонтали: 2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
-
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы: По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.
По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель. Проверка выполнения Молодцы ребята хорошо поработали на уроке
6.Итог урока. Рефлексия. -Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой? -О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке? -Что больше всего вам понравилось на уроке? -Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если вы считаете, что работали отлично, то прикрепите на волшебное дерево золотую снежинку, если хорошо-серебристую снежинку, а если удовлетворительно - голубую.
7.Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике - с.130-137(серебристая снежинка)
- Подготовить сообщения о жизни рыб и птиц зимой(золотая)
- Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).
Литература:
-
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.
-
Бобылева Л.А. Природоведение, экология, охрана природы , Владикавказ 2005г.
-
Природные ресурсы РСО - Алании, Владикавказ, 2002г.
-
Красная книга РСО - Алании, Владикавказ, 1999г.
Информационные ресурсы:
1. floranimal.ru/index.php
2. rbcu.ru/index.html
14