- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Первые шаги исследования
Рабочая программа по внеурочной деятельности Первые шаги исследования
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова Н.Н. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
-
Рассмотрена:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от 25.08.2014 г.
Протокол № 1
Принята:
на заседании
педагогического совета
МКОУ Заброденская СОШ
от 28.08 2014 года
Протокол № 1
Утверждена:
приказом директора
МКОУ Заброденская СОШ
от 01.09 2014 года № 127 Директор школы:
_________ /Г. В. Шилова./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Первые шаги исследования»
Направление «Проектная деятельность»
на 2013 -2015 гг.
67 часов (1 час в неделю)
-
Учитель: Маслова Н.Н.
Стаж: 21 год,
категория: ВКК
Год аттестации: 2011
-
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________ Юрченко О.Г.
«__» __________ 2014 г.
Пояснительная записка.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ Заброденская СОШ на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа - во 2 классе внеаудиторной занятости. Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Учебно-тематический план
1 класс (33 часа)
Содержание курса
Кол-во часов
Перечень универсальных действий обучающихся
1. Что такое исследование?
2. Планирование выполнения практического задания
3. Самостоятельные исследования
10
15
8
Личностные:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
Регулятивные:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п
Дата
Тема
Количество часов
план
факт
теория
практика
всего
Что такое исследование?
5
5
10
1
Что такое исследование?
1
1
2
Как задавать вопросы?
1
2
3
Как задавать вопросы? (исследовательская практика)
1
4
Как выбрать тему исследования?
1
2
5
Как выбрать тему исследования? (семинар)
1
6
Учимся выбирать дополнительную литературу (выступление)
1
1
7
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»
1
2
8
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (экскурсия в библиотеку)
1
9
Наблюдение как способ выявления проблем.
1
2
10
Наблюдение как способ выявления проблем (выступление)
1
Планирование выполнения практического задания
8
7
15
11
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания
1
2
12
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания (исследовательская практика)
1 13
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.
1
2 14
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы (исследовательская практика)
1 15
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)
1
2 16
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) (исследовательская практика)
1
17
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы
1
2
18
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы (исследовательская практика)
1
19
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей
1
1 20
Обоснованный выбор способа выполнения задания
1
2 21
Обоснованный выбор способа выполнения задания
(исследовательская практика)
1 22
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек
1
2 23
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек
(исследовательская практика)
1 24
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
1
2 25
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? (проект)
1
Самостоятельные исследования
3
5
8
26
Методика проведения самостоятельных исследований.
1
2
27
Методика проведения самостоятельных исследований. (Коллективная игра).
1
28
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике
1
2
29
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике (исследовательская практика)
1
30
Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей (проект)
1
2
31
Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей (проект)
1
32
Анализ исследовательской деятельности.
1
2
33
Подведение итогов. Выставка творческих работ.
1
ИТОГО:
33
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Тема 1. Что такое исследование?
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы?
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Учебно-тематический план
2 класс (34 часа)
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
-
1.Что можно исследовать?
-
2.Организация исследования.
-
3.Как подготовить результат исследования
9
15
10
Личностные:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве .
Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
Дата
Тема.
Количество часов План Факт
теория
практика
всего
Что можно исследовать?
5
4
9 1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
1 2
Как задавать вопросы? Банк идей.
1
2 3
Как задавать вопросы? Банк идей.
1 4
Тема, предмет, объект исследования.
1
2 5
Тема, предмет, объект исследования.
1 6
Цели и задачи исследования.
1
2 7
Цели и задачи исследования.
1 8
Учимся выделять гипотезы
1
2 9
Учимся выделять гипотезы (исследовательская практика)
1
Организация исследования
5
10
15 10
Организация исследования
1
1 11
Организация исследования (практическое занятие)
1
3 12
Организация исследования (практическое занятие)
1 13
Организация исследования (практическое занятие)
1 14
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.
1
2 15
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.
1
16
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем (исследовательская практика)
1
2 17
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем (исследовательская практика)
1 18
Коллекционирование.
1
1 19
Коллекционирование (исследовательская практика).
1
1 20
«Какие коллекции собирают люди» (Экспресс-исследование)
1
1 21
Сообщение о своих коллекциях (выступление)
1
2 22
Сообщение о своих коллекциях (выступление)
1 23
Что такое эксперимент.
1
1 24
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
1
Как подготовить результат исследования?
5
5
10 25
Сбор материала для исследования
1
1 26
Сбор материала для исследования (исследовательская практика)
1
2 27
Сбор материала для исследования (исследовательская практика)
1 28
Обобщение полученных данных.
1
2 29
Обобщение полученных данных.
1
30
Как подготовить результат исследования.
1
1 31
Как подготовить сообщение.
1
1 32
Подготовка к защите (практическое занятие.)
1
1 33
Индивидуальная консультация.
1
1 34
Подведение итогов. Защита (проект)
1
1
ИТОГО
34
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: "Давайте вместе подумаем", "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?", "Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей" и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие). Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: "Назови все особенности предмета", "Нарисуй в точности предмет", "Парные картинки, содержащие различие", "Найди ошибки художника" Знать: - метод исследования - наблюдение. Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: "Учимся анализировать", "Учимся выделять главное", "Расположи материал в определенной последовательности".
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение.
Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу "Что сначала, что потом", "Составление рассказов по заданному алгоритму" и др.
Тема32. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: "Что такое защита", "Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы".
Тема 33. Индивидуальные консультации.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема 34. Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.
Предполагаемая результативность курса:
Личностные результаты
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы ( доклад, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, в планируемых школьных делах и мероприятиях, выход в Интернет и т. д.)
- Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Информационно-методическое обеспечение.
Печатные пособия:
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010.
-
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2010
-
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2010
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. Воронцова, А.Б. - М.: Просвещение, 2010.
Оборудование:
-
Магнитная доска
-
Мультимедийный проектор
-
Ноутбук.
-
Принтер.
-
Экспозиционный экран