Конспект урока по литературному чтению И. Крылов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Выполнила :

Захарова Надежда Владимировна учитель начальных классов

«МБОУ Краснооктябрьская СОШ» Новошешминского муниципального района;














Аннотация к уроку: Предмет: Литературное чтение Раздел: Великие русские писатели. Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица». Класс: 3 Учебно-методическое обеспечение: Образовательная система «Школа России» Литературное чтение. Учебник. 3 класс: в 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. М.: Просвещение, 2013 Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс.- Виноградская Л.А., Бойкина М.В. М.: Просвещение, 2013г. Время реализации урока: 1 четверть, 3 урок.

Урок литературного чтения построен с использованием просмотра мульфильма по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица», приемов по развитию мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста басни, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи басни И,А.Крылова. Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления ребят, творческая деятельность обучающихся. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.


1 Тема урока И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица». 1 час.
Раздел Великие русские писатели (9 ч) 2 Цель
Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности. 3 Задачи: образовательные
развивающие

воспитательные

познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся;
содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, систематизация; развивать творческое воображение, познавательную активность;
воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища, формировать положительные качества, вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать на них походить.
4 Тип урока Урок по ознакомлению учащихся с новым материалом 5 Планируемые результаты: Личностные

Регулятивные



Коммуникативные

Познавательные






-Проявление творческого отношения к процессу обучения. -Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
-Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно. -Умение составлять совместно с учителем план действий. -Умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
-Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
-Умение находить сходство и различие между героями басни. -Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников. -Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.




















Технологическая карта урока № Этапы урока и вид деятельности Ресурсы Вид учебной деятельности Форма организации ууд Содержание учебного материала Формируемые ууу I

1



















2







3













3























4 Ориентировочно-мотивационный этап Организационный этап



















Проверка домашнего задания



Актуализация знаний











Постановка учебной задачи























Мотивация Эмблема- солнце























Рисунки







Тех. средства обуче-ния: компью-тер, проек-тор



Компью-тер, проек-тор





















Компью-тер, проек-тор
Аудирова-ние (слушание)





















Восприятие на слух ответов собеседника



Беседа






































Фронтальная























Индивидуальная







Коллектив-ная











Коллектив-ная























Групповая








-Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? -Давайте улыбнёмся солнышку. А теперь повернёмся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье. Эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и оценит себя. Дома вам нужно было выполнить одно из предложенных заданий: нарисовать иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …», выучить отрывок из сказки или приготовить краткий пересказ. Давайте послушаем, что вы приготовили.
Литература-это необыкновенная страна. А авторы в ней- волшебники. И у него должна быть, как у каждого волшебника волшебная палочка. Это авторское слово.

  • О ком эти слова:
    «Он превзошёл всех нам известных баснописцев»
  • И. И. Дмитриеве
  • А. П. Сумарокове
  • И. А. Крылове
  • А кто так сказал?
- Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И.А.Крылову). - Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая - 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных. - Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали баснописца И.А. Крылова, вспомнили знакомые с детства басни. «Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.
- О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними? - На эти вопросы мы будем находить ответы в басне, чтобы узнать её название вам надо отгадать ребусы Конспект урока по литературному чтению И.Крылов(1вариант) и Конспект урока по литературному чтению И.Крылов(2вариант)

(Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица» Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.



Личностные: развивать умение высказывать своё мнение в рисунке. Выражать свои эмоции.

Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения. Личностные: проявление интереса к жанру басни. Регулятивные: определять тему и цель урока с помощью учителя Познавательные:осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Коммуникатив-ные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. II





1































2















































































































3







Операционально-исполнительский этап Решение учебной задачи

























Музыкальная физминутка























































































































Дифференцированные задания Электронное приложение к учебни-ку























Копью-тер, проектор





Учебник рабочая тетрадь



































































































Копью-тер, проектор





Учебник рабочая тетрадь


Восприятие текста







Словарная работа



























Беседа















































Устное словесное рисование













































Чтение по ролям

Просмотр м/ф





Выбороч-ное чтение









Творческая деятель-ность обучающихся

Создание текста по аналогии




Коллектив-ная







Коллектив-ная



























Коллектив-ная































































































Мобильная группа









Работа в мобильных группах
















-А теперь чуть-чуть вы отдохните.
Басню эту слушайте и смотрите. Устраиваемся поудобнее и наслаждаемся (прослушивание басни) - Понравилась ли вам басня? О ком она? Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать Взгро-моз-дясь, взгромоздясь - взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил - заворожил. Гнусный - внушающий отвращение. Вещунья - приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал - случайно нашла. Лесть - лицемерное, уродливое восхваление. Льстить - хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок - не на пользу. Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. Вывод: что нам необходимо для выразительного чтения басни?






Уточнение структуры и композиции басни. На доске
  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка
- На сколько частей можно разделить данную басню? Учащиеся делят басню, обосновывая деление. (Три части) Работа по группам. Анализ содержания басни. - Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия? Прочитайте. - Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом. -Прочитайте развязку действия. -Что же является основным стержнем в развитии действия? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова) -Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале. - Почему Лисица так хвалит Ворону? -Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? -Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это несоответствие. (На ель Ворона взгромоздясь и т.п.) - Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню? -Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть.) - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть. Лисица умела льстить.) -Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько раз твердили миру? (Много раз повторяли людям одно и то же) -Замените другими словами выражение лесть гнусна. (незаслуженная похвала отвратительна) - «Но только всё не впрок». А как можно сказать иначе? (всё не на пользу) -Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Льстивый человек сумеет привлечь другого человека на свою сторону.) -Передайте смысл первых четырёх строк своими словами. -А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена чётко, образно. В первых четырёх строках автор выразил самое главное.) Вывод: - Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью) - Кого осуждает И.А. Крылов в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.) - Прочитаем всю басню в лицах.

-Посмотрите м/ф «Ворона и лисица». Обратите внимание на экранных героев.

- Изменил ли м/ф ваши представления о героях басни? если да, то каким образом? Задание 1 Подчеркните глаголы, которые использует автор по отношению к Вороне. Найдите и прочитайте строки, которыми И.А.Крылов описывает Лисицу. Отметьте «сладкие» речи, с которыми обращается Лисица к Вороне.
Задание 2 - Придумайте другое завершение событий в басне. Что изменилось бы? Почему?

Задание 3 - Найдите темы школьной жизни, которые могли бы быть описаны в басне. Сформулируйте их. Кто из животных мог бы быть героями таких басен? Вывод: - Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят? Регулятивные: уметь слушать и отвечать на вопросы в соответствии с целевой установкой. Личностные: внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванными восприятием произведения.













Коммуникатив-ные: проявлять активность в коллективной деятельности

Личностные: выражать свои мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст басни. Познавательные:умение анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачу. Коммуникатив-ные: проявлять внимание к товарищам.























































































Личностные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Предметные: Регулятивные Умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникатив-ные: Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание. III

1

2

























3 Рефлексивно-оценочный этап Рефлексия

Оценивание

























Домашнее задание Компьютер проектор




Коллектив-ная



Фронтальная




















- В начале урока мы поставили перед собой цели (дети называют цели урока). -Добились ли мы этих целей? - На протяжении всего урока вы рисовали лучики солнцу за каждый правильный ответ. - А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? (Ставим оценки.)

С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимите:
  • Солнце - вам все понравилось и было интересно на уроке.
  • Облако - вам понравился урок, но были вопросы, которые вам были непонятны.
  • Тучка - ничего не понравилось и было все непонятно.




(Домашнее задание задаётся индивидуально, но учитывается желание детей). 1.Выучить басню наизусть . 2. Составить рассказ из жизни, напоминающий сюжет басни. 3.Написать сочинение-миниатюру «Зачем мы читаем басни». Коммуникатив-ные: умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения Регулятивные: Оценивать совместно с учителем результат своих действий. Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.



© 2010-2022