- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок по предметам русский язык и природоведение «Правописание собственных имен существительных»
Интегрированный урок по предметам русский язык и природоведение «Правописание собственных имен существительных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Л.В. |
Дата | 23.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока. Собственные имена существительные. Заглавная буква в собственных
именах существительных.
Задачи урока: уточнить представления учащихся о собственных именах существи-
тельных, закрепить навыки правописания с большой буквы фамилий,
имен, отчеств людей, кличек животных, географических названий;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, формировать
умения строить предложения, составлять тексты по опорным словам и вопросам;
продолжить работу по формированию представлений об Украине;
познакомить с названиями крупных городов и больших рек Украины;
формировать у учащихся понятие «родной уголок - маленькая ро-
дина»; ознакомить с особыми и выдающимися местами родного горо-
да;
развивать речь, память, наблюдательность;
воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фотографии родного города, символов Украины и Харькова, карточки, экран, аудиозаписи, компьютер
Структура урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока
ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала
V. Закрепление и осмысление знаний
VІ. Рефлексия
Ход урока
І. Организационный момент
Парты в классе расставлены для групповой работы. Дети, заходя в класс, берут из шкатулки кружок с названием улицы и рассаживаются по группам в соответствии с
этими названиями. На столах стоят таблички с названием улицы(берутся те улицы на которых живут дети).
ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся
-
Беседа:
- Что у вас написано на табличках? (Название улицы)
- А вам эти улицы знакомы? (На этих улицах мы живем)
Вот вы и стали жителями данных улиц.
- А в каком городе находятся эти улицы? (В Харькове).
- Почему данные слова написаны с большой буквы?(Это название улицы)
- А какие еще слова нужно писать с заглавной буквы? (Фамилии, имена, отчества,
географические названия, клички животных)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока
Разгадайте ребус
Р 1 а (Р-один-а)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о Родине, о ее улицах, городах)
Правильно, сегодня мы поговорим о малой Родине - родном уголке, где ты живешь,
и о нашей великой Родине - Украине.
И вспомним как пишутся названия городов, рек, морей, улиц нашей необъятной Роди-
ны.
ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала
-
«Микрофон» (интерактивная технология)
Представитель от каждой группы читает четверостишие.
-
У каждого листочка, 3. Есть ветки у листочка,
У каждого ручья Овражек у ручья…
Есть главное на свете - У каждого на свете
Есть Родина своя. Есть Родина своя
-
Для ивушки плакучей 4. А там, где мы родились,
Нет реченьки милей, Где радостно живем,
Для беленькой березки Края свои родные…
опушки нет родней Мы Родиной зовем.
-
Беседа
-
Что человек называет Родиной?
-
Как называется наша Родина?
-
Гражданином какой страны вы являетесь?
-
Какие символы нашего государства вам известны?
(На доску вывешиваем фотографии герба и флага Украины)
-
И еще символом является гимн. А кто помнит, как нужно слушать гимн нашего государства?
-
Давайте сейчас его послушаем (звучит гимн Украины)
-
Работа по карте Украины
Украина - государство в восточной Европе, оно граничит с Польшей,Слова -
кией,Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией, Беларусью.
Украина - наша Родина, наш дом. Каждый человек любит свой дом, считает
его самым лучшим.
-
А что же в Украине самое - самое? Сейчас мы это узнаем из моего рассказа.
В ходе моего рассказа вы будете заполнять карточки, лежащие на столе.
(Учитель рассказывает, показывает на карте, ученики заполняют карточки)
(Приложение 1)
-
Проверка работы по карточкам
-
Назовите крупнейшие города Украины. (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса)
-
Самая высокая гора Украины. (Говерла)
-
Самое большое море, омывающее Украину. (Черное море)
-
Самая большая река. (Днепр)
-
А с какой буквы вы написали эти названия? Почему?
Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее степами и полями, тру-
долюбивыми и талантливыми людьми, но у каждого из нас есть своя маленькая
родина - тот маленький и уютный уголок земли, где вы родились, где живут ваши родители, близкие и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то маленькая родина - небольшое село, для других - родной город с уютной улицей
и зеленым двориком. Словом, малая родина у каждого своя! А для нас малая родина - это наш любимый город Харьков.
И у нашей малой родины есть гимн, герб и флаг.
(На доску вывешиваем фотографии герба и флага Харькова)
-
А сейчас послушаем гимн города Харькова в исполнении Натальи Могилевской (звучит гимн Харькова)
V. Закрепление и осмысление знаний
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в маленькое путешествие по нашему
городу. А вот какая группа и куда поедет мы сейчас узнаем.
( Представитель от каждой группы получает конверт с фотографией и заданием для каждого члена команды)
А чтобы было веселее проведем физкультминутку, и вспомним правила поведения во время путешествия.
Физкультминутка «Вежливо-невежливо» (если важливо - хлопаем в ладоши 2 раза,
неважливо - 1 раз)
-
Поздороваться при встрече …
-
Толкнуть, но не извиниться …
-
Перебивать во время разговора …
-
Уметь выслушать …
-
Громко разговаривать …
-
Обозвать обидным словом товарища …
-
Пропустить девочек вперед …
-
Работа в группах
Первая группа - Площадь Свободы (см. Приложение 2)
Вторая группа - Харьковский зоопарк (см. Приложение 3)
Третья группа - Харьковский дельфинарий «НЕМО» (см. Приложение 4)
Четвертая группа - Харьковский планетарий (см. Приложение 5)
-
Выступление групп
(Во время выступления каждой группы учитель на экране показывает места, о ко-
торых рассказывает ученик)
*Защита первуй группы
Площадь Свободы - это главная площадь Харькова. Она является шестой по ве-
личине площадью Европы. Здесь проходять празники, концерты, народные гуляния.
На площади расположен Харьковский национальный университет имени Василия Назаровича Каразина.
*Защита второй группы
На каникулах я со своим другом Гришей пошли в зоопарк. Там было много разных животных. В огромной клетке резвились две обезьянки. Черненькую звали Чита, а рыженькую Чичи. Дальше мы увидели огромного медведя с маленьким медвежонком Федей, верблюда Кешу.
Нам очень понравилось в зоопарке.
*Защита третьей группы
Мы с учительницей Галиной Петровной ездили на экскурсию в дельфинарий.
Там смотрели представление с участием морских котиков Лилы и Юлы, дельфинов
Геркулеса, Миши, Виты и Геши. Еще увидели выступление морской львицы Пышки.
Хорошо, что в Харькове построили такой дельфинарий.
*Защита четвертой группы
Харьковский планетарий - это особый астрономический центр. Он носит имя
Юрия Алексеевича Гагарина.
В телескоп вечером можно наблюдать Луну, а днем - пятна на Солнце. В плане-
тарии работает музей космонавтики.
Планетарий является достоянием города Харькова. Ведь не в каждом городе есть
планетарий.
VІ. Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Что нужно запомнить?
- О каких любимых местах Харькова вы услышали на нашем уроке?
- Спасибо за вашу работу на уроке. Предлагаю вам дома написать мини - сочинение
на тему «Мой любимый уголок Харькова».
Приложение 1
Украина - наша необъятная Родина, которая насчитывает огромное количество
городов. Самыми крупными городами есть Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса .
Самая высокая гора - Говерла. Ее высота 2061м над уровнем моря.
Самое большое море, омывающее Украину, - Черное.
Самая большая река - Днепр. Ее длина 2201км, на территорию Украины приходится
981км.
Карточка
1.Крупнейшие города Украины:
2.Самая высокая гора:
-
Самое большое море:
-
Самая большая река:
Приложение 2
Карточка 1
Площадь Свободы
Найти и исправить допущенные ошибки, спиши
Площадь свободы - это главная площадь харькова. Она является шестой по ве-
личине площадью европы. Здесь проходять празники, концерты, народные гуляния.
На площади расположен харьковский национальный университет имени василия
назаровича каразина.
Приложение 3
Карточка 2
Харьковский зоопарк
Спиши, дополняя предложения собственными именами
На каникулах я со своим другом … пошли в зоопарк. Там было много
разных животных. В огромной клетке резвились две обезьянки. Черненькую звали
…, а рыженькую … . Дальше мы увидели огромного медведя с маленьким
медвежонком … , верблюда … .
Нам очень понравилось в зоопарке.
Приложение 4
Карточка 3
Харьковский дельфинарий «НЕМО»
Составить текст из данных предложений и записать
Еще увидели выступление морской львицы Пышки.
Мы с учительницей Галиной Петровной ездили на экскурсию в дельфинарий.
Хорошо, что в Харькове построили такой дельфинарий.
Там смотрели представление с участием морских котиков Лилы и Юлы, дельфинов
Геркулеса, Миши, Виты и Геши.
Приложение 5
Карточка 4
Харьковский планетарий
Списать и объяснить правописание выделенных слов
Харьковский планетарий - это особый астрономический центр. Он носит имя
Юрия Алексеевича Гагарина.
В телескоп вечером можно наблюдать Луну, а днем - пятна на Солнце. В плане-
тарии работает музей космонавтики.
Планетарий является достоянием города Харькова. Ведь не в каждом городе есть
планетарий.