- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку на тему Глагол в неопределённой форме (3 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему Глагол в неопределённой форме (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыженко И.Н. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока
по теме: «Неопределённая форма глагола»
русский язык
3 класс
по программе УМК «Гармония» урок составила: учитель начальных классов, учитель высшей категории, Рыженко Ирина Николаевна ГБОУ СОШ №29 г.Севастополя
2015г.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3-Б класс
Учитель Рыженко Ирина Николаевна.
Автор УМК « Гармония»:М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык 3 класс
Тема урока
«Глагол в неопределенной форме»
Тип урока. Технология
Урок открытия новых знаний
Информационно-коммуникативная, игровая.
ир
Цель Познакомить с особенностями глаголов в неопределённой форме.
Задачи
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол в неопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы
Формы работы
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Фронтальная, парная, групповая
Оборудование
Презентация, карточки, рабочие тетради.
Этапы
урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение
к деятельности
Цель:
проверка готовности
обучающихся, их настроя
на работу
У: Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Д. ( хором)
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть Вам будет у нас светло,
Пусть будет уютно и очень тепло!
У.- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием погостят в нашем классе и порадуются за Ваши успехи!
У. - А теперь я обращаюсь к Вам дети.
У. -Настроенье каково?
Д. - Во!
У. - Все такого мнения?
Д.- Все, без исключения!
У. - Желаю на уроке продуктивно потрудиться и открыть для себя новые знания.
У.- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к
уроку, включает в деловой ритм.
Эмоциональный настрой.
Приветствуют гостей, учителя,
проверяют свою готовность к уроку.
Личностные:
мотивация к учебной
деятельности и
самоопределение
2. а) Актуализация знаний
Цель:
быстрое включение в работу.
б) Выход на тему урока. У: Подготовим руку к письму. У. -Руки? На месте! - Ноги? Вместе. - Локти? У края. - Спина? Прямая. Минутка чистописания.
-Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях.
На доске: ть//ти//чь//
У. - В какой части речи встречаются эти сочетания?
Д. - У глаголов.
У. Что мы знаем о глаголе?
Д. говорят правило и заполняют обобщающую таблицу( Кластер)
На экране телевизора Слайд№ 1
Сохранить, везти, беречь.
У. - Прочитайте слова, запишите их к себе в тетради и укажите форму глагола. Д. -В начальной форме.
У. Что мы знаем о этой форме?
На правой части доски таблица:
Я знаю
Узнал новое
Д. заполняют таблицу.
Я знаю
Узнал новое
Что делать?
Что сделать
-ть, -ти, -чь
У. Предположите какая тема?(НФГ)
Подготовка к введению новой темы.
Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку
учебной задачи
Учитель проверяет и оценивает ответы.
Оценка в лист самооценки(раздел устные ответы) 1 балл.
Дети прописывают буквы по образцу. Отвечают на вопросы.
Самостоятельно узнают глаголы, правильно определяют грамматические признаки, обобщают знания по этой теме.
Формулируют тему урока и определяют задачи.
аа
Познавательные:
Обобщение предметных знаний по теме Глагол.
Регулятивные:
целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и неизвестно.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выход на тему урока, постановка учебных целей.
У. - Попробуйте определить время?
У. - В каком порядке вы будете выполнять это задание.?
У.- Какое затруднение возникло?
У. Почему у глаголов не получается определить время?
Попробуйте определить другие признаки: число, лицо.
Д. - Кто совершает действия понять нельзя.
Я сохраню, везу, сберегу.
Мы сохраним, везём,, сбережём.
Но это уже другая форма слова.
( нельзя определить лицо)
Д. - И сколько людей совершают действие то же определить нельзя.
( нельзя определить число)
Д. - Аналогично невозможно указать род.
( нельзя определить род)
Я знаю
Узнал новое
Что делать?
Что сделать
Нельзя определить
время, число, лицо, род.
-ть, -ти, -чь
У. Если предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?
Д. - Неопределенная форма глагола
Организует самостоятельную учебную работу.
Определяют время по вопросу и окончанию.
Составляют план
достижения
цели и
определяют
средства,
аргументируют свои высказывания, делают выводы.
Определяют время по вопросу и окончанию.
Дети подставляют новые знания в таблицу.
Обучающиеся высказывают предположения( гипотезы).
Формулируют тему урока.
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения.
Регулятивные:
планирование -
составление
плана действий.
6.Выявление новых знаний о глаголах в неопределённой форме
У. Ребята,а где мы можем проверить правы мы или нет? Работа в учебнике. Д. - В учебнике. У.-Откройте стр.101. Прочитайте правило. Дети читают правило. У. -И так какое новое название носит начальная форма глагола? Д.- Неопределённая форма глагола. У. - Это не единственное название. Слайд №2 В переводе с латинского «неопределённый» звучит как ИНФИНИТИВ.
Учитель выносит на доску карточку с НФГ.
Сообщает об инфинитиве.
Учитель выносит на доску карточку ИНФИНИТИВ.
Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.
Называют
признаки глаголов неопределённой формы.
Делают вывод.
Познавательные:
Осуществлять анализ, проводить
сравнение, классификацию изученных фактов языка
по заданным основаниям.
Регулятивные:
самоконтроль и самооценка -
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона,
сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.
7. Физминутка
Физкультминутка
Пришла пора нам отдохнуть. Предлагаю дружно встать И легонько поскакать (1,2,3.)
Руки вверх поднять
Трижды ими помахать (1,2,3.)
А теперь их опустить
И ножками потопать(1,2,3.)
Ручками похлопать (1,2,3.)
Головою покачать, вправо, влево посмотреть
Улыбнуться, тихо сесть.
У. - В какой форме стоят, названные глаголы?
Вызывает двигательную активность у детей
Дети меняют вид деятельности.
8. Первичное закрепление.
Фронтальная работа
Цель: освоение новых способов действий Слайд № 3 У. - Сыграйте в игру: »Кто самый внимательный» На слайде слова разных частей речи. Учащиеся должны выписать как можно больше глаголов. Среди них 5 глаголов в НФГ. Пчела, испечь, жужжит, нести, красный, читать, ходьба, мечтать, холод, смотреть, синий. У.- Сравните по образцу. Посчитайте баллы. Поставьте в оценочный лист Задание 1 У. - Как узнавали что это глагол в начальной форме?
Организует деятельность детей.
Контролирует выполнение работы.
Оговаривает условия оценивания: -одно слово -1бал.
Учатся находить глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.
Оценивают свою работу. Выставляют в оценочные листы.
Познавательные:
ориентация в тексте Полноценное понимание и
воспроизведение, выполнение
действий и сравнение с
эталоном.
Регулятивные:
действие по намеченному
плану, сохранение
учебной задачи урока на каждом этапе.
8.Закрепление.
а)Самостоятельная работа в парах.
б) Работа в группах. На партах карточки с заданием 1,2 У:- Образуйте от данных слов неопределённую форму глагола. Как будете действовать? Составьте алгоритм. Карточки голубого цвета: 1.чёрный-
мороз -; 2 . Глаголы в скобках заменить глаголами неопределённой формы.
Родину надо (берегут). Решила старуха колобок (испекла).
карточки оранжевого цвета:1. обед -
стережёт - ;2 Заменить одним словом фразеологизмы.
Зарубить на носу-
Повесить нос -
Водить за нос -;
карточка желтого цвета: 1.стрижка -
пошёл - ; 2. : Найдите в тексте глаголы неопределённой формы и подчеркните.
«Как обращаться с книгой.»
Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя её перегибать. Лист нужно переворачивать за верхний угол. Нельзя вырывать листы из книги, писать на книге.
Каждый ученик обязан сохранить книгу для других.
У. - Проверяем. Пара с разными карточками читают свои ответы. У. - Работаем в группах. Задание 3.
Возьмите конверты. Прочитайте задание. Выберите старшего.
1.группа: Дополнить определение «Глагол в неопределённой форме» нужными словами. Подготовить защиту.
2 группа: Составить модель правила
«Глагол в неопределённой форме».
Подготовить защиту.
3 группа: Дать определение «Глагол в неопределённой форме» в виде рисунка, с указанием всех признаков.
Заслушиваем старших. Оцениваем работы.
Организует самостоятельную деятельность детей.
Оценивает 2 балла, если оба образованы правильно( по 1 баллу за слово).
Оцениваем работу 3 балла.
Самостоятельное выполнение задания . Оценивание
Делают выводы.
Ставят баллы в оценочный лист.
Познавательные:
чтение учебных заданий, их полноценное понимание и
воспроизведение.
Регулятивные: действие по
намеченному плану.
Коммуникативные: распределить функции участников, учебное сотрудничество, освоение способов взаимодействия.
9.Рефлексия деятельности.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Самооценка учащихся.
10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению У: Подведём итоги. -Какие открытия сделали на уроке? - Используя таблицу расскажите о глаголах НФ? Если есть время записать кластер в тетрадь.
НФГ
Что делать? Что сделать?
-ть, -ти. -чь
Нельзя
Время, число, род. Лицо. Рефлексия.
- Урок понравился- поднимите смайлики…
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.
Оценивают
результаты
своей
деятельности
на уроке
Регулятивные:
оценка своих
достижений,
осознание трудностей
Личностные:
Учебно-познавательный мотив
изучения русского языка.
Ориентация на понимание
причин успеха в учебе, проявление
интереса к новому учебному материалу, развитие
способности к самооценке
Приложение1
№
Вид работы
Ко-во
баллов
1.
Игра «Кто самый внимательный»
2.
Работа в парах
3.
Работа в группе
№
Вид работы
Ко-во
баллов
1.
Игра «Кто самый внимательный»
2.
Работа в парах
3.
Работа в группе