- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку 2 класс
Урок по русскому языку 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бебешева А.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2 класс Урок русского языка
Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова. Главная дидактическая цель: развивать фонематический слух; формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, обогащать словарный запас. Предметные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. Используемые методы:
- наглядные,
- частично-поисковые;
- практические;
- проблемные.
5.наглядность значений слова «соль»
Ход урока 1.Орг. момент -Здравствуйте! Садитесь! - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
2.Психологический настрой - Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. -Записываем число, классная работа -
- Где может стоять второй знак (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради (дети пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)
Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно правильно до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая?
- у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак! - Назовите слова с мягким знаком, которые встречаются в этом стихотворении (уголь, сказать). -Итак, какие в этих словах есть орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать) -А как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто,
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика - в первый столбик те, которые отвечают на вопрос Кто, а во второй - на вопрос Что?
*(У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.)
-Проверяем работу. Посмотрите на экран и проверьте свою работу (слайд 1) - Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
- Какой вывод мы можем сделать?
- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка) -Почему? (без мягкого знака чк-чн - мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (показываю незаконченную схему). - На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк, чи щн, нщ, нч мягкий знак не пишется (слайд 3)
5.Физминутка.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил из нашей физминутки слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький). - Почему в этих словах пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти слова?
Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах - признаках, и в словах действия (слайд 4)
-
Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
- Звуко-буквенный разбор слова «соль». (Один ученик у доски.)
Соль - 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[с ] - согл., тверд., глух., парн.
[ о ] - гл., уд.
[ л ] - согл., мягк., зв., непарн.
[-_-]_______________
4б., 3 зв. - Почему букв здесь больше, чем звуков?
- Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков (слайд 5) 7.Физминутка (Глазки вправо, влево, вверх, вниз) 8.Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль» - что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка) (Показываю картинки)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд - про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку.
- Проверяем, (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.
- Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где - нет.
- Самостоятельно запишите составленные предложения к себе в тетрадь. Кто справится с этим заданием, поднимите руку.
-
поймал, окун_ков, Игор_ , пят_, на реч_ке
-
сил_ная, на, метел_, улице, началас_
- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность написания предложений, сверив их со слайдом (слайд 7) Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель. -Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему? 10.Физминутка «Надуваем шарик» (надуваем - большой шарик, щеки сильно раздуты, сдуваем - щеки мало сдуты) В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький) -Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
- Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен (слайд 8).