Урок по русскому языку 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс Урок русского языка
Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова. Главная дидактическая цель: развивать фонематический слух; формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, обогащать словарный запас. Предметные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. Используемые методы:

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.
Наглядность: 1.карточки в форме солнышка и тучки; 2.карточки для словарной работы; 3.карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании. 4.карточки со схемами позиций мягкого знака;Урок по русскому языку 2 класс

5.наглядность значений слова «соль»

Урок по русскому языку 2 класс



Ход урока 1.Орг. момент -Здравствуйте! Садитесь! - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

  • Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2.Психологический настрой - Вы любите преодолевать трудности?
  • Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
  • Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
  • А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
  • Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
  • У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Урок по русскому языку 2 класс
  • Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. - А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.Урок по русскому языку 2 класс

  • Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
  • Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания. 3. Чистописание: (Дети открывают тетради, записывают в тетрадях число и классную работу под строки стихотворения) - Я буду читать строки, а вы выполните то, что в них требуется.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. -Записываем число, класснаяУрок по русскому языку 2 класс работа -

  • Где может стоять второй знак (в конце слова)
  • Итак, сначала все пропишем в воздухе.
  • А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради (дети пишут)

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

  • Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно правильно до конца строки.

  • Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
  • Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая?
  • у неё нет собственного звука,
  • но может влиять на звук, стоящий перед ней,
  • не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
  • Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:


Урок по русскому языку 2 классУрок по русскому языку 2 класс
Мягкий знак - хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак! - Назовите слова с мягким знаком, которые встречаются в этом стихотворении (уголь, сказать). -Итак, какие в этих словах есть орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать) -А как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

  • Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь ск_зать - скажешь -Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 4.Словарная работа: -Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)
  • Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
  • Почему (проверяем по словарю).
  • Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто,
медведь, работа, собака, коньки).
  • Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
  • А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
  • Запишем эти слова в два столбика - в первый столбик те, которые отвечают на вопрос Кто, а во второй - на вопрос Что?
Кто? Что? учитель тетрадь девочка пальто медведь работа собака коньки

*(У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.)







-Проверяем работу. Посмотрите на экран и проверьте свою работу (слайд 1) - Какие слова отвечают на вопрос Кто?

  • Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
(Аналогичная работа со словами из второго столбика.)

Урок по русскому языку 2 класс

  • Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко (слайд 2)


- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка) -Почему? (без мягкого знака чк-чн - мягкий знак не пишется)


- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (показываю незаконченную схему). - На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

  • Давайте восстановим это правило полностью.

Урок по русскому языку 2 класс

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чи щн, нщ, нч мягкий знак не пишется (слайд 3)

5.Физминутка.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а кто запомнил из нашей физминутки слова, где есть мягкий знак?Урок по русскому языку 2 класс (заинька, прыгать, десять, маленький). - Почему в этих словах пишется мягкий знак?

  • А чем отличаются эти слова?
(обозначают предмет, признак и действие)

Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах - признаках, и в словах действия (слайд 4)

  1. Звуко-буквенный анализ слова.

  • Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.
  • А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
  • Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
  • Звуко-буквенный разбор слова «соль». (Один ученик у доски.)

Соль - 1 слог, 2 согл., 1 гл.Урок по русскому языку 2 класс

[с ] - согл., тверд., глух., парн.

[ о ] - гл., уд.

[ л ] - согл., мягк., зв., непарн.

[-_-]_______________

4б., 3 зв. - Почему букв здесь больше, чем звуков?

- Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков (слайд 5) 7.Физминутка (Глазки вправо, влево, вверх, вниз) 8.Работа с предложением.

  • Ребята, а просто слово «соль» - что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка) (Показываю картинки)
  • Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд - про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку.
  • Проверяем, (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
  • А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.
Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать. (Слайд 6.) -Как называются такие слова? (многозначные) Урок по русскому языку 2 класс
  1. Работа в парах.
  • А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
  • У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где - нет.
  • Самостоятельно запишите составленные предложения к себе в тетрадь. Кто справится с этим заданием, поднимите руку.


  1. поймал, окун_ков, Игор_ , пят_, на реч_ке

  2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_


- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность написания предложений, сверив их со слайдом (слайд 7) Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель. -Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?Урок по русскому языку 2 класс 10.Физминутка «Надуваем шарик» (надуваем - большой шарик, щеки сильно раздуты, сдуваем - щеки мало сдуты) В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький) -Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

  1. Итоги урока.
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что вам запомнилось?
  • А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
  • Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
  • Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
  • Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
  • Спасибо всем. Урок закончен (слайд 8).

Урок по русскому языку 2 класс


© 2010-2022