Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1). Тимербаева Ригина Нурфаязовна

2). Учитель начальных классов

3). Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 5 посёлка Приютово Белебеевский район Республики Башкортостан









































Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Планета игр»





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям

Цель курса: создание условий для развития к народным играм через включения детей в совместную деятельность.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • содействовать взаимодействию взаимопониманий;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать активность и самостоятельность;

  • активизировать двигательную деятельность детей.

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр

  • Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств

  • Формирования у детей и уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры в самостоятельных занятиях.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки

Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребенка.

Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.

Группировка подвижных игр.

  • С элементами общеразвивающих упражнений.

  • С бегом на ловкость.

  • С бегом на скорость.

  • С прыжками на месте и с места.

  • С прыжками в высоту.

  • С прыжками длину с разбега.

  • С метанием на дальность.

  • С лазанием и перелазанием.

  • Игры подготовительные к волейболу.

  • Игры подготовительные к баскетболу.

  • Игры на местности.



Принципы воспитания Важнейшими дидактическими принципами воспитания являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям. Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением. Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий. Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения. Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки. Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий. При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы - применяются главным образом в виде показа упражнений.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  1. В целом.

  2. По частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ Техника игры - это комплекс специальных приемов, необходимых для участия в игре, соревнованиях. Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

Усвоение тактики - очень важный раздел в подготовке учащихся. Начинать обучение тактическим действиям учеников необходимо с индивидуальных действий игроков, после чего можно переходить к командным действиям.

Учащимся сразу следует объяснить, как, когда и какой прием целесообразно применять, когда и как действовать и т.д. Это надо делать, изучая каждый прием техники. Чтобы успешно действовать в игре, учащийся должен не только хорошо исполнять разные приемы, но и уметь выбирать в сложившейся ситуации самые целесообразный прием и лучший способ его выполнения. Недостаточно знать, как действовать, надо суметь воплотить свои знания в игровые действия.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Воля - способность человека, преодолевая препятствия, достичь заветной цели. Волевой человек умеет мобилизовать все силы для достижения поставленное цели. В игре одними из самых нужных качеств являются:

•^ Смелость

^ Решительность

^ Самообладание

•^ Инициативность

•^ Настойчивость

^ Сообразительность

Игровая деятельность требует определенного сочетания названных качеств для достижения той или иной цели. На занятиях следует работать над развитием следующих волевых качеств:

^ Творческое отношение к своей деятельности

^ Постоянно стремиться к активной деятельности (дерзать, рисковать, преодолевать трудности)

^ Не отказываться от своих замыслов

^ Самостоятельно планировать свои цели и задачи

^ Отвечать за свои поступки

•^ Менять свою роль в соответствии с игровой ситуацией

^ Брать на себя руководство игрой или действиями отдельных партнеров по команде

^ Оказывать помощь партнерам по команде (заслон, выход на свободное место, подсказка, совет)

^ Навязывать свою волю соперникам

^ Уметь перестраивать план действий по ходу игры

^ Брать на себя ответственность за выполнение заключительного броска

^ Владеть своими чувствами, особенно неприятными эмоциями, переживаниями

^ Быть на поле дисциплинированным, не пререкаться с судьями и игроками.

Программа рассчитана на 4 года обучения

Учебно-тематический план 1 год обучения

Название разделов

Название тем

Количество

часов

1.

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

1 час

2-3.

Этикет на каждый день

-Весёлые жмурки.

-Тренинг «Волшебный стул»

2 часа

4.-13.

Подвижные игры

1.Игра- путешествие «По осенним тропкам».

2.Русская народная игра « Гуси- лебеди».

3.Русская народная игра «Краски».

4.Башкирская народная игра « Юрта»

5.Татарская народная игра «Продаем горшки»

6. Чувашская народная игра «Рыбки»

7.Мордовская народная игра «Котёл»

8.Марийская народная игра « Катание мяча»

9.Русская народная игра « Ловишка в кругу»

10.Татарская народная игра « Серый волк»

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

14-

18.

Спортивные игры

  1. Охотники и утки



  1. «Весёлые старты»

  2. « Пятнашки»



  1. Игры с перетягиванием



  1. Жмурки

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

19-23

Интеллектуальные игры

- Развлекательная игра « Звёздный час»

-Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?»

-КВН по литературе « Знаю ли я

сказки?»

-Экологическая викторина « Мой край родной»

-ПДД « Улица безопасности»

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

24-28

Настольные игры

- Колобок;

- Мульти - пульти;

Игра в шашки

-игра в лото

- игра в домино

5 часов

29-32

Музыкальная шкатулка

-музыкальный конкурс по мульфильмам

-Викторина « Споёмте, друзья!»

-Конкурс «Говоруны» (поговорки, скороговорки, пословицы, загадки)

-КВН « С песней с шуткой по жизни»

1час

1 час

1 час

1 час

33

Итоговое занятие

Праздник народных игр.

1 час



























2 год обучения

Название разделов

Название Тем

Количество часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Путешествие по городу Богатырску

1

2-11

Подвижные игры

1. Игра- путешествие «Улица безопасности».

2.русская народная игра «Обыкновенные жмурки».

3.Русская народная игра «У медведя во бору»».

4.Башкирская народная игра «Медный пень»

5.Татарская народная игра «Скок-перескок»

6. Чувашская народная игра «Луна или солнце»

7.Мордовская народная игра «Круговой»

8.Марийская народная игра «Биляша»

9.Русская народная игра « Филин и пташки»

10.Башкирская народная игра « Стрелок»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12-17

Спортивные игры

  1. Спортивно-экологическая игра «Весёлая мозаика»

  2. Подвижная игра «Силачи-богатыри»

  3. Мини-баскетбол

  4. Игра в пионербол

1

1

1

2

1

18-22

Интеллектуальные игры

1.Интеллектуально-творческая игра « Крестики-нолики»

2.Интеллектуальная игра «Семеро по лавкам»

3.Игра «Сыскное бюро»

4.КВН « Эстафета зелёного огонька»

5.Игра «Поле чудес»

1

1

1

1

1

23-24

Настольные игры

1.Литературные фанты.

2. игра в шашки

1

3

25-28

Игры народов Севера

1.Солнце

2.Каюр и собаки

3.Олени и пастухи

4.Ловля оленей

1

1

1

1

29-30

Игры по ПДД

  1. Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель»

  2. Игра «Угадай дорожный знак»

1

1

31-35

Итоговые занятия

Праздник народных игр

5



















3 год обучения



Название разделов

Название Тем

Количество часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

«Моё настроение « (занятие с элементами тренинга)

1

2-11

Подвижные игры

1. Игра- соревнование «сигналы-символы

2.русская народная игра «Горелки».

3.Русская народная игра «Кот и мышь».

4.Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

5.Татарская народная игра «Займи место»

6. Чувашская народная игра «Кого вам?»

7.Мордовская народная игра «Салки»

8.удмутская народная игра « Водяной»

9.Украинская народная игра «Высокий дуб»

10.Белорусская народная игра «Михасик »

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12-18

Спортивные игры

1.Мини- футбол

2. Мини-баскетбол

3.Игра в пионербол

4. Городки

2

2

2

1

19-22

Интеллектуальные игры

1.Интеллектуально-творческая игра «Счастливый случай»

2.Интеллектуальная игра «Путешествие в страну сказок»

3.Игра «Шляпное сражение»

4. .Игра «Поле чудес» по теме « сказки народов мира»

1

1

1

1

23-28

Настольные игры

1.Литературные фанты.

2. игра в шашки

3. игра в шахматы

1

3

2

29-32

Игры народов СНГ

1.Узбекская народная игра «Белый тополь, зелёный Тополь»

2.Казахская народная игра «Подними монету»

3.Грузинская народная игра « Игра в Колокол»

4.Литовская народная игра « Кошка и мышка»

1

1

1

1

33-34

Игры по ПДД

1.Игровая программа «Сигналы -символы»

2.Игра «Звёздный час» по ПДД

1

1

35

Итоговые занятия

Праздник народных игр

1











4 год обучения

Название разделов

Название Тем

Количество часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Игровое профилактическое занятие « Мои привычки , мои поступки»

1

2.-11

Подвижные игры

1. Игра- соревнование «Джунгли зовут»

2.русская народная игра «Коршун».

3.Русская народная игра «Блуждающий мяч

4.Башкирская народная игра «Палка- кидалка»

5.Татарская народная игра «Перехватчики»

6. Чувашская народная игра «Расходитесь!»

7.Мордовская народная игра «Раю рай»

8.Удмутская народная игра «Серый зайка»

9.Украинская народная игра «Колдун»

10.Белорусская народная игра «Заяц-месяц»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12-18

Спортивные игры

1.Мини- футбол

2. Мини-баскетбол

3.Игра в пионербол

4. Городки

2

2

2

1

19-22

Интеллектуальные игры

1.Интеллектуально-творческая игра «Счастливый случай»

2.Игра « Слабое звено»

3.Игра «Устами младенца»

4. Интеллектуальный турнир «Своя игра»

1

1

1

1

23-29

Игры народов СНГ

1.Узбекская народная игра «Чай-чай»

2.Казахская народная игра «Ястребы и ласточки»

3.Грузинская народная игра «Игра в лягушек»

4.Литовская народная игра «Пас, Пас овец…»

5.Молдавская народная игра « Лошадки»

6.Северо-осетинская народная игра»Перетягивание»

7.Азербайджанская народная игра «Отдай платочек»

1

1

1

1

1

1

1

30-31.

Игры по ПДД

1.Игровая программа «Сигналы -символы»

2.Игра «Звёздный час» по ПДД

1

1

32-35.

Итоговые занятия

Праздник народных игр

3





Литература 1 И.М.. Коротков Подвижные игры детей. Москва. «Советская Россия» 1987 г. 2. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1 - 3 классы) Москва. «Просвещение» 1982. 3. А.В. Кенеман Детские подвижные игры. Москва «Просвещение» 1988 4.В. И. Лях. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 классы. Москва «Просвещение» 2006 5. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) Москва «Просвещение» 1982г. 6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей М. 1986г

7. Журналы «Педсовет»,»Педтворчество»



metodist.edu54.ru›node/175086- пояснительная записка

журнал» Последний звонок» №4-2010, №7-2010,№11-2003, №12-2003, -игры по ПДД, «Сыскное бюро», « Литературные фанты», « Брейн-ринг».

Журнал « Педтворчество» №4-2009, №2-2009, №1-2004, № 7-2004-«Устами младенца», «Поле чудес», « Шляпное ражение».

« Детские подвижные игры народов СССР». М., «Просвещение» 1988- подвижные игры

7


© 2010-2022