- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультативного курса для 2 класса
Программа факультативного курса для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панкова Е.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Пояснительная записка
3. Описание места учебного предмета, спецкурса в учебном плане
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «В мире математики» во 2 классе выделяется 34 часа .(1 ч в неделю) 4. Описание ценностных ориентиров содержания практикума. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности;
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
6. Содержание курса: Вводное занятие «Математика - царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе. Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем. Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями. Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания. Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление. Олимпиады, конкурсы Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания. (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру». Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел. Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором. Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
Тема
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
План
Факт 1.
Вводное занятие «Математика - царица наук»
Знакомятся с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.
2 - 9. Числа и операции над ними
Знакомятся с интересными приемами устного счёта, с классом тысяч. Упражняются с многозначными числами. Используют в своей деятельности коллективный счёт, числа-великаны, игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомятся с элементами знаковых систем.
10-19.
Занимательные задачи
Решают занимательные задачи в стихах, логические задачи, задачи с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решают олимпиадные задачи. Решают задачи международной игры «Кенгуру», нестандартные задачи, задачи с многовариантными решениями.
20-22.
Учимся отгадывать ребусы
Знакомятся с ребусами и приемами их разгадывания.
23-24.
Оформляем школьную математическую газету
Выпускают школьную математическую газету: самостоятельно подбирают материал, оформляют.
25- 27.
Олимпиады, конкурсы
Готовятся и участвуют в школьной олимпиаде в период декады по математике, в международном конкурсе «Кенгуру». Решают задачи, повышенной трудности.
28- 30.
Наглядная геометрия
Знакомятся с объёмными предметами. Выделяют группы предметов, сходных по форме. Соотносят выделенные группы с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомятся с названиями перечисленных объёмных тел.
31 -32.
Жизнь замечательных людей
Знакомятся с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
33-34.
Подведение итогов
8 Описание материально- технического обеспечение образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
-
Игры по математике. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2012.
-
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,2011.
-
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы, Москва, 2010.
-
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
- Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2012 г.
Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Количество
Примечание
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер .
4. Мультимедийная установка.
5. DVD-плейер
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
1
1
1
1
1
13
2
3
2
1
Информационно - коммуникативные средства
Видеофильмы
ЭОР
Ресурсы интернета
Большая электронная энциклопедия (СД дисков)
.Единая коллекция
Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/
Интернет ресурсы:
- viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
- uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
- openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
- ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
- Портал Внеурока.ru ( vneuroka.ru)