Программа факультативного курса для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка
Внеурочная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое-добыто на всю жизнь Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. На каждом занятии математики рассматриваются ситуации способствующие развитию познавательной и умственной активности, логические задачи способствуют развитию логического мышления внимания, умение применять свои знания в новых условиях. Решение задач повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизируют их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление. Учитель должен выработать навык решения как простых так и составных задач на движение, на основании которого они смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах. Недостаточное количество времени отведенное в программе на решение текстовых задач отрицательно сказывается на развитии умственной активности, логическом мышлении, развитии кругозора. Занятия построены таким образом, что акцент в них делается на ознакомление с новыми методами доступными учащимся 2 класса. 2. Общая характеристика факультатива» В мире математики». В качестве основных форм проведения занятий предлагается комбинированные тематические занятия, а также повторение и соревнования Основные цели: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, , способность к преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса. Задачи: Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно применять знания по математике; Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков, развивать внимание ,мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить приемам исследовательской и творческой деятельности методы и способы: В зависимости от учебной задачи используются следующие методы и способы: фронтальная работа групповая работа индивидуальная работа Факультативные занятия должны помочь обучающимся: усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
3. Описание места учебного предмета, спецкурса в учебном плане
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «В мире математики» во 2 классе выделяется 34 часа .(1 ч в неделю) 4. Описание ценностных ориентиров содержания практикума. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности;
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

6. Содержание курса: Вводное занятие «Математика - царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе. Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем. Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями. Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания. Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление. Олимпиады, конкурсы Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания. (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру». Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел. Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором. Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

План

Факт 1.

Вводное занятие «Математика - царица наук»

Знакомятся с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.


2 - 9. Числа и операции над ними

Знакомятся с интересными приемами устного счёта, с классом тысяч. Упражняются с многозначными числами. Используют в своей деятельности коллективный счёт, числа-великаны, игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомятся с элементами знаковых систем.


10-19.

Занимательные задачи

Решают занимательные задачи в стихах, логические задачи, задачи с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решают олимпиадные задачи. Решают задачи международной игры «Кенгуру», нестандартные задачи, задачи с многовариантными решениями.


20-22.

Учимся отгадывать ребусы

Знакомятся с ребусами и приемами их разгадывания.


23-24.

Оформляем школьную математическую газету

Выпускают школьную математическую газету: самостоятельно подбирают материал, оформляют.


25- 27.

Олимпиады, конкурсы

Готовятся и участвуют в школьной олимпиаде в период декады по математике, в международном конкурсе «Кенгуру». Решают задачи, повышенной трудности.


28- 30.

Наглядная геометрия

Знакомятся с объёмными предметами. Выделяют группы предметов, сходных по форме. Соотносят выделенные группы с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомятся с названиями перечисленных объёмных тел.


31 -32.

Жизнь замечательных людей

Знакомятся с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.


33-34.

Подведение итогов

8 Описание материально- технического обеспечение образовательного процесса

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  • Игры по математике. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2012.

  • Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,2011.


  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы, Москва, 2010.

  • Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.

- Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2012 г.

Материально - техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечание

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер .

4. Мультимедийная установка.

5. DVD-плейер

Оборудование класса:

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.




1

1

1

1

1





13

2



3



2

1


Информационно - коммуникативные средства

Видеофильмы

ЭОР

Ресурсы интернета

Большая электронная энциклопедия (СД дисков)

.Единая коллекция

Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/


Интернет ресурсы:

  • viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 - игры, презентации в начальной школе
  • uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
  • openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
  • ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

- Портал Внеурока.ru ( vneuroka.ru)



© 2010-2022