Статья на тему: Современные образовательные технологии. Работа в группах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные образовательные технологии.

Работа в группах.

Бабина Галина Николаевна МБОУ г. Иркутска СОШ № 38



К современным образовательным технологиям относится работа в группах. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление - значит, развивать умение думать. Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения в школе. Это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока ещё дети плохо знают друг друга, я предлагаю разделиться на группы по 5-6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема «Веточка вишни». Сначала каждый делает свою вишенку, а потом все вместе собирают их на веточку. Перед началом работы мы с детьми оговариваем правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Здесь формируются такие универсальные учебные действия как личностные (проявление доброжелательности, помощи), коммуникативные (развитие умения общаться, взаимодействовать с товарищами), регулятивные (выстраивание последовательности необходимых операций). Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребёнка. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребёнок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предлагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребёнок должен уметь организовать работу, направить её в нужное русло. Генератор идей - тот, кто записывает(желательно в схемах) всё, что предлагает группа. Критик - выявляет недостатки в работе. Аналитик - делает выводы, обобщает сказанное .Цель работы в группе - приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. После этого, как группы сформированы, мы создаём устав, который должен помочь в совместной работе:

  1. Уважай товарища.
  2. Умей выслушать каждого.
  3. Не согласен - предлагай!

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  2. Учитывать особенности состава группы.

  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  4. Распределять роли между участниками группы.

  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.



Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение, определить уровень работоспособности) На таких уроках ни один ребёнок не остаётся в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроках предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. На уроке русского языка тема «Корень слова. Однокоренные слова» я провожу такую работу в группах: 1 группа выписывает из предложенных слов однокоренные слова. 2 группа выписывает формы одного и того же слова 3 группа подбирает к заданному слову однокоренные слова Затем каждая группа доказывает правильность своего выбора. Делаем вывод: какие слова называются однокоренными. В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаем всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление полученных знаний, повторение изученного, организации творческих работ, организации проектной деятельности.

Несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I - II классах, не более 20-30 минут - в III - IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. При систематической организации групповой работы в учебном процессе у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах. Кроме того, решается ряд других учебных и воспитательных задач:

  1. Возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания.
  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем
при фронтальном обучении.
  1. Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней себя
чувствуют в школе.
  1. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся.
  1. Меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие,
агрессия, прибавляется теплота и человечность.
  1. Сплочённость класса возрастает.
  2. Дети помогают в учёбе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
  3. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других.


Любой детский коллектив - это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.























© 2010-2022