Конспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классКонспект урока по русскому языку ь после шипящих 4 классТема: Знакомство с правилом написания Ь на конце имён существительных после шипящих.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цели деятельности учителя:

Создать условия на уроке, чтобы учащиеся могли определять наличие орфограммы и пользоваться новым орфографическим правилом: правописание Ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже; для формирования умения применять правило, работать с учебником и схемой, создавать условия для обучения на основе понимания системы языка.

Планируемые результаты:

Предметные: Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки, делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящим на конце; проверяют заключение по учебнику и выводят орфографическое правило. Убеждаются в наличии орфограммы на конце имён существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов; пользуются словарём «Какого рода и числа слово?». Анализируют «работу» ь, классифицируют и группируют слова; проверяют записи.

Метапредметные:

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные - структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, выбирать задания для выполнения, осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование:

- учебник «Рускиий язык» , часть 2, (автор М.С. Соловейчик);

- тетрадь с тестовыми заданиями Т.В.Корешковой;

-компьютерная презентация (интерактивная доска)

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат: к концу урока дети должны усвоить правило написания Ь на конце имён существительных после шипящих.

Сценарий урока:

  1. Повторение известных сведений о Ь.

  1. Словарная работа ( слайд № 1)

  • Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы

_б_зьяна, к_сель, п_льто, зд_ровье, кр_вать, плать_, г_товишь

  • Чем похожи эти слова, и чем они отличаются?

  • Запишите эти слова. 1 вариант - ь -показатель мягкости, 2 вариант - ь-разделительный.

  • Какое слово никто не записал? Почему?

  1. Работа с таблицей (слайд № 2)

Давайте вспомним всё, что мы знаем о Ь. Какую работу он может выполнять?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ь - показатель мягкости

Ь - разделительный

Ь - указатель н.ф. глагола и 2 лица, ед. ч.


  1. Постановка учебной задачи (слайд № 3)

Проблема:

На доске записаны слова:

Рожь, мышь, ночь, ключ, речь

- Какой частью речи являются все эти слова?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Вы можете сразу ответить на вопрос: «Почему в остальных словах написан Ь? Может он обозначает мягкость согласного?» (обсуждение)

- Давайте заполним в таблице графу «Хочу узнать». ( По мере заполнения открывается вся таблица)

- Определите тему урока, поставьте задачи на урок?

III. Открытие нового знания

- Прочитайте слова ещё раз.

- Что вы можете определить у этих слов?

- Определите род. Сделайте вывод о том, на конце существительных какого рода после букв шипящих согласных пишется Ь.

- Откройте учебники на с. 73 и прочитайте сообщения.

- Правильный вывод вы сделали?

- Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Давайте заполним в таблице графу «Узнал».

IV. Алгоритм (инструкция) (слайд № 4)

- В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно писать слова с Ь на конце слова после шипящих?

1. Определяю какая это часть речи

Глагол Имя существительное

Пишу Ь 2. Определяю род

М. р. Ж. р.

Ь Ь

(Алгоритм вывешивается на доску)

V. Первичное закрепление.

  1. Упражнение 507.

- Рассмотрите картинки, что интересного они открывают?

- Прочитайте слова. Посовещайтесь в парах, какое задание мы можем выполнить с этими словами.

- Запишите слова в три столбика, решая орфографические задачи.

- Какой словарь мы можем использовать в случае затруднений? (Какого рода и числа слово?)

(3 человека работают за доской).

- Самопроверка по доске.

- Слово рожь - звуко-буквенный разбор.

VI. Зрительный диктант (слайд № 5)

- Прочитайте текст, найдите орфограммы, устно докажите выбор букв.

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш.

Взаимопроверка

VII. Физминутка.

- Вставайте, если звучат слова, в которых надо писать Ь после шипящих:

Тихая ночь, маленький шалаш, весёлый марш, спелая рожь, железный ключ, интересная речь, быстрая помощь, тяжёлый кирпич, красивая вещь, съешь калач.

- С каким словосочетанием возникли трудности? Почему?

- Устно составьте небольшой рассказ, используя данные словосочетания. Работа в группах. (При необходимости открыть словосочетания на доске (слайд № 6))

Дети пошли в поход. По дороге они пели весёлый марш. Им встретилось поле, на котором колосилась спелая рожь. На опушке леса ребята построили маленький шалаш. Наступила тихая ночь.

- Записать одно предложение, выделить основу, обозначить части речи.

VII. Диагностика.

- Откройте тестовые тетради на странице 33, тест №14.

Выполните задания 3,4 и из дополнительных заданий - 2.

Ответы к тестовым заданиям

3

4

2 доп.з.

2

1

3

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 510.

IX. Итог. Составление кластера ( слайд № 7)

- Давайте вспомним всё, что вы знали о Ь и что узнали нового.

показатель мягкости Ь указывает на форму

кольцо

сосулька разделительный н.ф. 2л., ед. ч. ж. р.

вьюга глагола глагола им. сущ.

муравьи беречь строишь ночь

X. Рефлексия (слайд № 8 с незаконченными предложениями)

  • Сегодня я узнал …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Я научился …

  • Я попробую …

  • Меня удивило …





© 2010-2022