- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса. »
Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кобикова Н.Э. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку
Тема: Роль суффикса в слове. Определение суффикса. Программа: «Школа 2100» Класс: 2 «б» Тип урока: Урок развития умений. Учитель: Кобикова Наталья Эдаурдовна - учитель начальных классов, 1 квалификационной категории. Цель: Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова - суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать. Задачи урока:
1. Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания о суффиксе.
2. Развивать умение находить и выделять суффикс в словах, образовывать слова с помощью суффиксов.
3. Формировать коммуникативные навыки, умение адекватно оценивать результаты своей работы.
Наглядность к уроку: Презентация (слайды); интерактивная доска MimioStudio (слайды); индивидуальные карточки.
Этапы урока
Ход урока
Развитие универсальных учебных действий
1.Организационный момент
У вас на парте все в порядке?
Готовы мы начать урок?
Урок у нас сегодня важный!
Добыть чтоб знанья каждый смог! - Откройте тетрадь. Запишите число, «классная работа», «словарь».
Познавательные УУД
1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
2. Словарная работа
Разгадывание кроссворда
3.Актуализация знаний
- Угадайте словарное слово, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните опасное место. (1 ученик записывает отгаданные словарные слова в кроссворд на доске, остальные ученики выполняют это задание в тетради).
Кроссворд:
- Страна, в которой мы живем.
- Население страны.
- Язык, на котором говорят россияне.
- Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети…
- Бывает «классная», бывает «домашняя».
- Столица нашей Родины.
- С какой частью слова уже познакомились? (С корнем) - Что знаем о корне? (Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается .). - Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти слово, с помощью которого их можно объяснить, выделить общую часть).
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
На доске появляются карточки, на которых записаны однокоренные слова с разными суффиксами: лесок, часок, лесник, часик.
- Прочитайте слова, на какие группы можем их разделить? (На две группы однокоренных слов).
- Назовите эти группы. (Лесок, лесник; часок, часик).
- Запишите слова в тетрадь по группам, выделите корень.
- Посмотрите внимательно на слова, кто вспомнит, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс).
- Сформулируйте тему урока. На доске появляется табличка «Суффикс».
- Укажите, какие вопросы можем рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники.
На доске появляется:
-
Что… (такое суффикс)
-
Где… (находится в слове)
-
Зачем… (нужен)
-
Какие… (бывают суффиксы)
Физкультминутка.
Упр.123 (устно)
- Прочитайте слова. (Зубок, ледок, глазок, медок)
- Найдите общую часть в словах (-ок-).
- Как она называется? (Суффикс).
- Как она выделяется? Выберите среди данных символов тот, с помощью которого выделяется суффикс. (˄)
- Можем ответить на первый пункт плана: что такое суффикс? (Да, это часть слова).
На доске (в плане) появляется табличка «часть слова».
- Прочитайте второй пункт плана, можем ли дать ответит на него (Да. После корня).
На доске (в плане) появляется табличка «после корня».
- Чтобы ответить на третий вопрос плана, мы послушаем сказочную историю (просмотр фрагмента презентации «Игры и задачи»).
- Вернемся к нашему плану: зачем же нужен суффикс в словах? (Для образования новых слов).
На доске (в плане) появляется табличка «для образования новых слов».
Регулятивные УУД
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Развитие умений - применение знания.
- Работа с презентацией (слайд).
- Игра «Побудь волшебником» (Карточка № 2)
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать речь других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развитие умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Итог урока.
- Итогом нашего урока будет следующее задание. Возьмите карточку № 3 и с помощью желтого маркера выберите правильное утверждение:
- Что такое суффикс?
- Где в слове стоит суффикс?
- Зачем нужны суффиксы?
- Вам понравился сегодняшний урок? Оцените себя (дети рисуют солнышко, если все удалось на уроке; солнышко с тучкой - если были ошибки; тучка - надо еще поработать).
7. Домашнее задание.
Домашнее задание (по выбору детей)
- Упр. 105 (д.м.)
- Сочинить сказку о суффиксах -ок-, -ик-.
- Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру «Третий лишний».
Деятельность учеников: - Выделять корень в однокоренных словах. - Характеризовать роль суффикса в слове. - Выделять суффикс в доступных словах. - Образовывать слова с помощью суффиксов. Приложение № 1: Карточка № 1
Прочитай слова.
Допиши суффиксы - онок - или - ёнок -
тигр__________ галч__________
лис__________ бельч_________
козл_________ барсуч_________
ворон________ волч___________
Прочитай слова.
Допиши суффиксы - онок - или - ёнок -
тигр__________ галч__________
лис__________ бельч_________
козл_________ барсуч_________
ворон________ волч___________
Приложение № 2: (Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов - ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик - __________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
(Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов - ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик - __________________________________________
__________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Приложение № 3: (Карточка № 3). Выберите правильное утверждение:
- Что такое суффикс?
- Где в слове стоит суффикс?
- Зачем нужны суффиксы?
- Что такое суффикс?
- Где в слове стоит суффикс?
- Зачем нужны суффиксы?
9