Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»Конспект урока по русскому языку
Тема: Роль суффикса в слове. Определение суффикса. Программа: «Школа 2100» Класс: 2 «б» Тип урока: Урок развития умений. Учитель: Кобикова Наталья Эдаурдовна - учитель начальных классов, 1 квалификационной категории. Цель: Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова - суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать. Задачи урока:

1. Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания о суффиксе.

2. Развивать умение находить и выделять суффикс в словах, образовывать слова с помощью суффиксов.

3. Формировать коммуникативные навыки, умение адекватно оценивать результаты своей работы.
Наглядность к уроку: Презентация (слайды); интерактивная доска MimioStudio (слайды); индивидуальные карточки.











Этапы урока

Ход урока

Развитие универсальных учебных действий


1.Организационный момент

У вас на парте все в порядке?

Готовы мы начать урок?

Урок у нас сегодня важный!

Добыть чтоб знанья каждый смог! - Откройте тетрадь. Запишите число, «классная работа», «словарь».

Познавательные УУД

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

2. Словарная работа

Разгадывание кроссворда



3.Актуализация знаний


- Угадайте словарное слово, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните опасное место. (1 ученик записывает отгаданные словарные слова в кроссворд на доске, остальные ученики выполняют это задание в тетради).
Кроссворд:

  1. Страна, в которой мы живем.
  2. Население страны.
  3. Язык, на котором говорят россияне.
  4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети…
  5. Бывает «классная», бывает «домашняя».
  6. Столица нашей Родины.
Самопроверка: сверьтесь с записью на доске. - Кто записал все слова верно, оцените себя. У кого были ошибки - исправьте. - Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав) - Как вы понимаете слово «состав»? (Ученик дома работал со словарем, добавляет). - Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные). - Как думает, о каком составе мы будем говорить сегодня на уроке? (О составе слова).
- С какой частью слова уже познакомились? (С корнем) - Что знаем о корне? (Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается .). - Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти слово, с помощью которого их можно объяснить, выделить общую часть).

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

На доске появляются карточки, на которых записаны однокоренные слова с разными суффиксами: лесок, часок, лесник, часик.

- Прочитайте слова, на какие группы можем их разделить? (На две группы однокоренных слов).

- Назовите эти группы. (Лесок, лесник; часок, часик).

- Запишите слова в тетрадь по группам, выделите корень.

- Посмотрите внимательно на слова, кто вспомнит, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс).

- Сформулируйте тему урока. На доске появляется табличка «Суффикс».

- Укажите, какие вопросы можем рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники.

На доске появляется:

  1. Что… (такое суффикс)

  2. Где… (находится в слове)

  3. Зачем… (нужен)

  4. Какие… (бывают суффиксы)

Физкультминутка.

Упр.123 (устно)

- Прочитайте слова. (Зубок, ледок, глазок, медок)

- Найдите общую часть в словах (-ок-).

- Как она называется? (Суффикс).

- Как она выделяется? Выберите среди данных символов тот, с помощью которого выделяется суффикс. (˄)

- Можем ответить на первый пункт плана: что такое суффикс? (Да, это часть слова).

На доске (в плане) появляется табличка «часть слова».

- Прочитайте второй пункт плана, можем ли дать ответит на него (Да. После корня).

На доске (в плане) появляется табличка «после корня».

- Чтобы ответить на третий вопрос плана, мы послушаем сказочную историю (просмотр фрагмента презентации «Игры и задачи»).

- Вернемся к нашему плану: зачем же нужен суффикс в словах? (Для образования новых слов).

На доске (в плане) появляется табличка «для образования новых слов».

Регулятивные УУД

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Развитие умений - применение знания.

  1. Работа с презентацией (слайд).
- Сейчас мы образовывать новые слова. - Прочитайте слова (слон, кит, заяц, медведь, кот). Какой детеныш у каждого животного? (Проверяем по одному слову). Какие суффиксы нам помогли в этих превращениях? (- онок -, - ёнок -). - Как суффиксы изменяют смысл слова? (Появляется значение «детеныш»). 2. Работа в парах (Допиши суффикс -онок - или - ёнок -). (Карточка № 1) На доске (в плане) появляется табличка «-онок-, -ёнок- «детеныш»
  1. Игра «Побудь волшебником» (Карточка № 2)
- Давайте превратимся в волшебников. Образуем новые слова с помощью суффиксов - ок -, - ик - . Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. Проверка осуществляется на интерактивной доске (предметные картинки перетащить в два столбика под соответствующие суффиксы). Самооценка. - Какое значение появилось в образованных словах. (Уменьшительно-ласкательное). На доске (в плане) появляется табличка «-ок-, -ик- уменьшительно-ласкательный» - На основе проведенных наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану. (Суффикс - это часть слова. В слове стоит после корня. Служит для образования новых слов. Суффиксы -онок-, - ёнок- обозначают детенышей животных; - ик-, -ок- уменьшительно-ласкательные). - Сравните свой вывод с авторским определением в оранжевой рамке учебника (с.90). - Наши выводы оказались верными? (Да.) 4. Игра «Найди меня». Вызываются 6 человек - суффиксы. У других детей на партах предметные картинки. Найди тот суффикс, с помощью которого образуется новое слово.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развитие умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Итог урока.


- Итогом нашего урока будет следующее задание. Возьмите карточку № 3 и с помощью желтого маркера выберите правильное утверждение:

  1. Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс - это часть предложения» Мальвина сказала: «Суффикс - это часть слова». Незнайка сказал: «Суффикс - это слово».
  1. Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова» Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
  1. Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова» Незнайка сказал: «Просто так».

- Вам понравился сегодняшний урок? Оцените себя (дети рисуют солнышко, если все удалось на уроке; солнышко с тучкой - если были ошибки; тучка - надо еще поработать).

7. Домашнее задание.


Домашнее задание (по выбору детей)

  1. Упр. 105 (д.м.)
  2. Сочинить сказку о суффиксах -ок-, -ик-.
  3. Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру «Третий лишний».

Деятельность учеников: - Выделять корень в однокоренных словах. - Характеризовать роль суффикса в слове. - Выделять суффикс в доступных словах. - Образовывать слова с помощью суффиксов. Приложение № 1: Карточка № 1

Прочитай слова.

Допиши суффиксы - онок - или - ёнок -

тигр__________ галч__________

лис__________ бельч_________

козл_________ барсуч_________

ворон________ волч___________

Прочитай слова.

Допиши суффиксы - онок - или - ёнок -

тигр__________ галч__________

лис__________ бельч_________

козл_________ барсуч_________

ворон________ волч___________

Приложение № 2: (Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов - ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик - __________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________


(Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов - ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик - __________________________________________
__________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________


Приложение № 3: (Карточка № 3). Выберите правильное утверждение:

  1. Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс - это часть предложения» Мальвина сказала: «Суффикс - это часть слова». Незнайка сказал: «Суффикс - это слово».
  1. Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова» Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
  1. Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова» Незнайка сказал: «Просто так». (Карточка № 3). Выберите правильное утверждение:
  1. Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс - это часть предложения» Мальвина сказала: «Суффикс - это часть слова». Незнайка сказал: «Суффикс - это слово».
  1. Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова» Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
  1. Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова» Незнайка сказал: «Просто так».

9

© 2010-2022