Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата

20.11.2013

Предмет

Русский язык

Тема


Безударные гласные в корне слова (обобщающий урок)

Педагогическая

цель


Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений; воспитывать волевые качества и способность к самооценке

Тип урока


урок урока систематизации и обобщения знаний и умений


Планируемый результат

Научатся применять изученные способы проверки безударных гласных в корне при написании слов, видеть орфограмму в слове, различать формы слова и однокоренные слова, аргументировано доказывать своё мнение

Личностные результаты

формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

УУД (Метапреметные)

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, оценка своего задания по следующим параметрам. Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формировать умение анализировать, классифицировать, обобщать (систематизировать); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Основные содержание темы, понятия и термины

Безударная и ударная гласная, однокоренные слова, корень слова, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы


Учебник В. П. Канакина «Русский язык», рабочая тетрадь, презентация по теме урока, карточки с буквами, компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой)

Приветствие гостей.

Добро пожаловать в наш дом.

Мы рады всем гостям.

О том, как учимся, живём

Сейчас расскажем вам

Настрой на урок.

Проверка готовности.

Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Садитесь!

Приветствие учителя.

Коммуникативные:

готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

Актуализация знаний.

Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Метод: беседа

Постановка проблемной ситуации



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.

Метод:

информационно-рецептивный

Наш урок я хочу начать с просмотра видео ролика «Как распускаются цветы». Вы посмотрите его, и скажите можно назвать то, что вы сейчас увидели?

Какие явления природы, вы ещё знаете?

Что такое явление природы?

Какие изменения вы можете ещё назвать, которые могут происходить или уже произошли с вами?

Скажите, а в русском языке могут происходить изменения?

Какие?


А какую помощь нам может оказать постановка ударения в слове?

Давайте откроем тетради и ЗАПИШЕМ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА.

Подготовим нашу руку к письму.

Минутка чистописания: Уу ы Ээ Юю Ёё Аа Оо Ее Ии Яя

Какая буква лишняя? Почему?

Что вы можете сказать об этих буквах?

Выпишите, те гласные буквы, которые требуют проверки.

Исходя из последних ваших высказываний, сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель можем поставить на наш урок.

Явления природы

Называют явления

Один много,

По родам: он мягкий, она мягкая, оно мягкое

по временам: бегал, бегаю, буду бегать

Может ещё изменится так: берёза, берёзой, около берёзы.

Мал - маленький, белка - белочка - бельчонок.

Ударение в словах - замок, замок.

Определение ударного и безударного гласного в слове.

Это гласные буквы

Гласные буквы образуют слог, могут быть ударными или безударными

Юю Ёё Яя Ее - обозначают два звука

Гласные: а, о, е, и, я - требуют проверки

Безударные и ударные гласные в корне слова.

Закрепить наши знания и умения определять ударную и безударную гласную в корне слова. Подбирать однокоренное проверочное слово

Познавательные:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

Коммуникативные: применять правила делового сотрудничества.


Познавательные:

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

.

Регулятивные:

Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в монологической речи

Регулятивные:

ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные:

анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями

Какое правило написания безударных гласных вы знаете?

А что нам ещё может помочь в правильном написании безударных гласных в корне слова?

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в слове.

Какие способы проверки безударных гласных в корне вы можете назвать?

А если вам встретятся слова с непроверяемой безударной гласной, что вы будете делать?

Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, я предлагаю оценивать по схеме:

«-» - вызвало затруднение;

«+» - не вызвало затруднение;

«!» - необходимо повторить.

Свои отметки вы будете ставить в оценочную таблицу, которая лежит перед вами. В конце урока мы подведём итог вашей деятельности. А сейчас мы с вами преступаем к выполнению зданий.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Алгоритм

• Прочитай слово.

• Поставь ударение.

• Выдели корень.

• Определи безударную гласную.

• Подбери проверочное слово.

1. Подбор однокоренных слов

2. Изменение формы слова

Необходимо воспользоваться орфографическим словарем и запомнить, как оно пишется


Обобщение и систематизация знаний

На доске слова:

Гвоздика, тюльпан, ирис, колокольчик, люпин.

- На какие группы можно разделить слова?

ПУрок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»Урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова»одберите слово к схеме

Запишите слова в тетрадь, начиная с первого ударного слога.

А для чего нам надо знать место нахождения ударного слога?

Колокольчик, гвоздика

По количеству слогов в слове, по месту ударения, по месту прорастания.

Для того, чтобы правильно определить безударный гласный в корне.

Работа с пословицей. ЦВЕТЫ - УКРАШЕНИЕ ЗЕМЛИ.

Посмотрите на следующее задание:

[ЦВ, ИТЫ], [З, ИМЛ, И] «УКРОШЕНИЕ»

Как вы думаете, что необходимо сделать в этом задании?

А я вам предлагаю, из этих слов собрать пословицу.

Собери пословицу: ЗЕМЛИ, ЦВЕТЫ, УКРАШЕНИЕ.

Запишите пословицу в тетрадь. Прочитайте то, что вы записали.

А в каких ещё словах, можно допустить ошибки? Почему?

Почему так говорят?

Что мы можем сделать с вами для того, чтобы наша земля была прекрасной?

А мне хочется подвести итог, всего сказанного вами, строками из стихотворения:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Раскрыть транскрипцию и записать слово, которое получиться. Исправить ошибки.

Физминутка

Цель: снятие напряжения

И я вам предлагаю отдохнуть, посмотрев на красоту наших цветочных полей

(Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите»)

Релаксация

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение сущности усваиваемых знаний.

Методы: исследовательский, частично-поисковый

Ещё раз вспомните пословицу, о чем шла речь в ней.

А какие цветы знаете вы?

Я тоже выбрала название цветов, но среди них есть слово, которое лишнее. Найдите это слово, объясните, почему оно лишнее.

Клевер, лютик, одуванчик, цветок, ландыш, мак.

Подберите однокоренные слова к этому слову.

Какое слово будет проверочным, ко всем другим словам.

Запишите сначала проверочное слово, а потом - проверяемые слова.

Чем отличаются проверочные слова от проверяемых слов?

Что вы записали?

А каким понятием можно ещё объединить эти слова?

Докажите, что это однокоренные слова.

Выделите корень в этих словах.

О цветах

цвет
цветник
цветовод
цветочек
цветочный
цветы

В проверочных словах гласная в корне слова - ударная, а в проверяемых она безударная

Проверочное и проверяемые слова.

однокоренные

У них общий корень.

Вы очень хорошо сказали, чем отличаются проверочное слово от проверяемых слов.

А теперь я предлагаю Вам поработать в парах с карточками.

Прочитайте задание.

«Вставь гласную букву и соотнеси проверочное слово с проверяемым словом» (приложение) - взаимопроверку.

Оцените свою работу.

Рефлексия и оценка учащихся

Цель: обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Метод: проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

- Вы славно потрудились.

А теперь давайте подведем итог урока.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Какие задания помогли нам достичь этой цели?

Какое правило помогло нам успешно справиться с заданиями?

- Закрепить умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.

1. определяли количество слогов в слове,

2. подбирали однокоренные слова


Регулятивные:

оценивать учебные действия

Личностные:

мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.

Вы в течение урока оценивали свою деятельность, посчитайте, сколько у вас плюсов, минусов, восклицательных знаков.

- Поднимите руку у кого все плюсы; у кого есть минусы; у кого есть восклицательный знак.

Я хочу тоже отметить работу на уроке следующих учащихся, которые активно работали, отвечали грамотно и правильно - это…

-правило Наш урок подошёл к концу, и мне хотелось бы знать с каким настроением вы уйдете с урока. Рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Учащиеся приводят свои примеры.

Домашнее задание: Мини - сочинение «Мой любимый цветок» 5-6 предложений.



© 2010-2022