- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе В стране сказок
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе В стране сказок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сарыг-оол М.Б. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании М/О зам. директора Директор школы
«__»________2015г. «___»_______2015г. «___»______2015г ____/М.Б.Сарыг-оол/ ____/И.Д. Мандан-оол/ ________/В.В.Мареев/
Рабочая программа внеурочной деятельности «В стране сказок»
Ступень обучения: начальное общее образование - 1 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
Количество часов: 66 ч.
Составитель: Сарыг-оол М.Б.- воспитатель группы продленного дня.
Шагонар, 2015
Пояснительная записка
Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду.
Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым игрушкам и слушают сказки, рассказы и истории... Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника - вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, те есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению и к нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. Для этого было составлено программа для внеурочной деятельности «В стране сказок». Цель программы: Создать условия для формирования коммуникативной компетентности младшего школьника в процессе работы со сказкой, воспитание нравственной личности, обладающей базовой культурой и способной к реализации творческого потенциала. Для реализации цели решается следующий комплекс задач: , - Формирование коммуникативной компетентности в процессе работы со сказкой. - развитие креативного мышления обучающихся посредством применения различных методов и приемов используемые в работе со сказкой; - формирование общего эстетического вкуса, культуры поведения, умения видеть и ценить красоту; - формирование у обучающихся устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.
Общая характеристика программы
Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые, народные, волшебные, авторские сказки и т.д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например с позиций лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена обширная специальная литература. Задача программы - попытаться проанализировать сказки с позиции формирования коммуникативной компетентности младшего школьника в процессе работы со сказкой. Такой подход предполагает взгляд на сказку как на средство обучения, воспитания и развития ребенка, активизации знаний, творческих и коммуникативных способностей. Исходя из этого, в этом учебном году было решено организовать кружок «В стране сказок». Сказку дети не только читают, но и анализируют, размышляют, изменяют, тем самым у детей формируется коммуникативная компетентность.
Мы считаем, что театр и кружок - это целая система воздействия на человека, благодаря которой в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность
Место курса в учебном плане Кружок «В стране сказок» проходит в 1 классах один раз в неделю, с сентября до конца учебного года. Итого 33 часа.
Описание ценностных ориентиров программы.
Как и говорилось выше, на каждом занятии кружка у детей формируются такие качества личности как:
- формирование способности к анализу, самооценке при чтении сказок;
- формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к
людям, терпимости к чужому мнению;
различных культур; - формирования потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
- развитие познавательного интереса, включенность в познавательную
деятельность; - развитие творческого потенциала;
- развитие активности, самостоятельности, общительности;
- развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
- развитие интереса к наследию прошлого своего народа.
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание уважительного отношения к своему классу, школе,
городу, чувства гордости, что я - тувинец; воспитание у детей
толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование
чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
развитие социальной культуры учащихся, в конечном счете,
основной цели программы - достижение учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование в них принимаемой обществом системы
ценностей. - Она влияет на учебную успешность. Простой пример: если
ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом
чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение
коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся
знаний - Процесс адаптации ребенка в школе, в частности его
эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он
легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает
больший психологический комфорт и удовлетворенность
ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками
сужает круг друзей, вызывает ощущения дискомфорта,
одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы
поведения. - Как условие сегодняшней эффективности и благополучия
ученика и как ресурс эффективности и благополучия его
будущей взрослой жизни. Чтобы быть успешным, нужно быть
коммуникативно-активным, социально компетентным, более
адаптивным к социальной действительности, способным
эффективно взаимодействовать и управлять процессами
общения.
Требования к результатам освоения курса
Личностные результаты:
-
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
-
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является форматирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
-
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
-
Проговаривать последовательность действий на уроке;
-
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе
иллюстрацией книги;
4. Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в
обозначениях); -
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
Слушать и понимать речь других;
-
Выразительно читать и пересказывать текст;
-
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им; -
Учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли.
Предметные результаты:
-
Воспринимать на слух художественный текст в исполнении
учителя и учащегося; -
Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-
Составлять устный рассказ по картинке;
-
Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание программы:
Программа включает в себя ряд основных разделов:
-
Арт-терапия 4(часа)
-
Придумывание продолжения сказки (1 час)
-
Анализ сказки с точки зрения различных героев (1 час)
-
Чтение и обсуждение сказки (5часов)
-
Герой сказки сам ребенок (1 час)
-
Фантастический анализ или сказка- наизнанка (3часа)
-
Сочинение сказки (3 часа)
-
Итоговое занятие (1 час)
-
Знакомство со сказками (4 часа)
-
Сказки для школьной адаптации (4 часа)
Календарно-тематический план кружка «В стране сказок»
№
Темы занятий
Часы
Дата по плану
Дата фактич.
Примечание
Сказки для школьной адаптации 5 часов
Сентябрь-октябрь
1.
Создание «Лесной школы»
2
3-4/09
С помощью картин
2.
Сказка «Букет для учителя»
1
10/09
Коллективное составление букета (рисование и вырезание)
3.
Сказка «Игры в школе»
2
11, 17/09
Обсуждение сказки
Знакомство со сказками 9 часов
Октябрь-ноябрь
1
Что такое народные сказки?
1
18/09
2
Что такое авторские сказки?
1
24/09
3
Сказка «Репка»
1
25/09
Арт-терапия
4
Сказка «Колобок»
2
1,2/10
Придумывание продолжения сказки
5
Сказка «Курочка Ряба»
1
8/10
Анализ сказки и инсценировка
6
Сказка « Теремок»
1
9/10
Репетиция и представление на конкурсе школьных театров
7.
Сказка «Заюшкина избушка»
1
15/10
Чтение и обсуждение сказки
8.
Сказка «Волк и семеро козлят»
1
16/10
Игра (В круге)
Знакомство со сказочниками - 11 часов
1
Александр Сергеевич Пушкин
1
22/10
2
Сказка о рыбаке и рыбке
1
23/10
3-4
Сказка о попе и о его работнике Балде
2
29,30/
10
5-6
Сочинение сказки на лад «Репка»
2
12,13/
11
Арт-терапия
7
Ханс Кристиан Андерсен
1
19/11
8
«Гадкий утенок»
1
20/11
9
Братья Гримм
1
26/11
10
Красная шапочка
1
27/11
11
Золушка
1
3/12
Обсуждение сказки
Знакомство с тувинскими сказками - 10 часов
20
Сказка «Алдын кушкаш»
1
4/12
Анализ сказки, сочинение
21
Сказка «Уш чуул эртемниг оол»
1
10/12
Сочинение сказки
22.
Сказка «Балыкчы Багай-оол»
1
11/12
Фантастический анализ
23.
Сказка «Шинчээчи куске»
1
17/12
Обсуждение сказки
24.
Сказка «Хадын кыс»
1
18/12
Арт-терапия
25.
Сказка «Доктагана кадай»
1
24/12
Утренник
1.
Создание «Мечи сылдыс»
1
25/12
С помощью картин
2.
Сказка «Оптуг койгун»
1
14/01
3.
Сказка «Дон-Хоожук»
2
15,16/01
Обсуждение сказки
Знакомство с российскими сказочниками 10 часов
Октябрь-ноябрь
1
Алексей Николаевич Толстой «Крошечка хаврошечка»
1
18/09
2
Мальчик с пальчик
1
24/09
3
Самуил Яковлевич Маршак
Двенадцать месяцев
1
25/09
Арт-терапия
4
Глупый мышонок
2
1,2/10
Придумывание продолжения сказки
5
Корней Иванович Чуковский
Муха-Цокотуха
1
8/10
Анализ сказки и инсценировка
6
Мойдодыр
1
9/10
7.
Сергей Владимирович Михалков
Дядя Степа
2
15,16/10
Чтение и обсуждение сказки
8.
Сказка «Волк и семеро козлят»
1
22/10
Игра (В круге)
Знакомство со сказочниками - 11 часов
1
Александр Сергеевич Пушкин
1
23/10
Использование сказочны персонажей
2
Сказка о рыбаке и рыбке
1
29/10
Почему крот в очках? Почему хотела в последний раз посмотреть на солнце
03.04.15
Сказка о попе и о его работнике Балде
2
30/10
12/11
Сочинение сказки на заданную тему на лад
«3 медведя»
05.06.15
Сочинение сказки на лад «Репка»
2
12,13/
11
Арт-терапия
7
Ханс кристиан Андерсен
1
19/11
Театрализованное представление
8
«Гадкий утенок»
1
20/11
Игра
9
Братья Гримм
1
26/11
Герой сказки - сам ребенок
10
Красная шапочка
1
27/11
Игра
11
Золушка
1
3/12
Обсуждение сказки
Учебно-методическое обеспечение
1. Панфилова Н.П. «Лесная школа»
2. Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»,
«Теремок», «Три медведя» «Емеля»
-
Тувинские народные сказки «Алдын кушкаш», «Кускенин шинчилели»,
«60 ала чылгылыг Алаадай-Мерген», «Оптуг койгун», «Уш чуул эртемниг
оол» -
Авторские сказки.