Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе В стране сказок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

заседании М/О зам. директора Директор школы

«__»________2015г. «___»_______2015г. «___»______2015г ____/М.Б.Сарыг-оол/ ____/И.Д. Мандан-оол/ ________/В.В.Мареев/

Рабочая программа внеурочной деятельности «В стране сказок»

Ступень обучения: начальное общее образование - 1 класс

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2015-2016 учебный год.

Количество часов: 66 ч.

Составитель: Сарыг-оол М.Б.- воспитатель группы продленного дня.

Шагонар, 2015





Пояснительная записка

Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду.

Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым игрушкам и слушают сказки, рассказы и истории... Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника - вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, те есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению и к нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. Для этого было составлено программа для внеурочной деятельности «В стране сказок». Цель программы: Создать условия для формирования коммуникативной компетентности младшего школьника в процессе работы со сказкой, воспитание нравственной личности, обладающей базовой культурой и способной к реализации творческого потенциала. Для реализации цели решается следующий комплекс задач: , - Формирование коммуникативной компетентности в процессе работы со сказкой. - развитие креативного мышления обучающихся посредством применения различных методов и приемов используемые в работе со сказкой; - формирование общего эстетического вкуса, культуры поведения, умения видеть и ценить красоту; - формирование у обучающихся устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.




Общая характеристика программы


Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые, народные, волшебные, авторские сказки и т.д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например с позиций лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена обширная специальная литература. Задача программы - попытаться проанализировать сказки с позиции формирования коммуникативной компетентности младшего школьника в процессе работы со сказкой. Такой подход предполагает взгляд на сказку как на средство обучения, воспитания и развития ребенка, активизации знаний, творческих и коммуникативных способностей. Исходя из этого, в этом учебном году было решено организовать кружок «В стране сказок». Сказку дети не только читают, но и анализируют, размышляют, изменяют, тем самым у детей формируется коммуникативная компетентность.

Мы считаем, что театр и кружок - это целая система воздействия на человека, благодаря которой в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность

Место курса в учебном плане Кружок «В стране сказок» проходит в 1 классах один раз в неделю, с сентября до конца учебного года. Итого 33 часа.


Описание ценностных ориентиров программы.

Как и говорилось выше, на каждом занятии кружка у детей формируются такие качества личности как:

- формирование способности к анализу, самооценке при чтении сказок;

  • формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к
    людям, терпимости к чужому мнению;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, истокам
различных культур; - формирования потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
  • развитие познавательного интереса, включенность в познавательную
    деятельность;
  • развитие творческого потенциала;
  • развитие активности, самостоятельности, общительности;
  • развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
  • развитие интереса к наследию прошлого своего народа.
  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
    воспитание уважительного отношения к своему классу, школе,
    городу, чувства гордости, что я - тувинец; воспитание у детей
    толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование
    чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
    развитие социальной культуры учащихся, в конечном счете,
    основной цели программы - достижение учащимися
    необходимого для жизни в обществе социального опыта и
    формирование в них принимаемой обществом системы
    ценностей.
  • Она влияет на учебную успешность. Простой пример: если
    ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом
    чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение
    коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся
    знаний
  • Процесс адаптации ребенка в школе, в частности его
    эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он
    легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает
    больший психологический комфорт и удовлетворенность
    ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками
    сужает круг друзей, вызывает ощущения дискомфорта,
    одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы
    поведения.
  • Как условие сегодняшней эффективности и благополучия
    ученика и как ресурс эффективности и благополучия его
    будущей взрослой жизни. Чтобы быть успешным, нужно быть
    коммуникативно-активным, социально компетентным, более
    адаптивным к социальной действительности, способным
    эффективно взаимодействовать и управлять процессами
    общения.










Требования к результатам освоения курса

Личностные результаты:


  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является форматирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;

  3. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе
    иллюстрацией книги;

4. Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в
    обозначениях);

  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
    пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  2. Слушать и понимать речь других;

  3. Выразительно читать и пересказывать текст;

  4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
    правилах поведения и общения и следовать им;

  5. Учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли.

Предметные результаты:

  • Воспринимать на слух художественный текст в исполнении
    учителя и учащегося;

  • Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • Составлять устный рассказ по картинке;

  • Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.




Содержание программы:

Программа включает в себя ряд основных разделов:

  1. Арт-терапия 4(часа)

  2. Придумывание продолжения сказки (1 час)

  3. Анализ сказки с точки зрения различных героев (1 час)

  4. Чтение и обсуждение сказки (5часов)

  5. Герой сказки сам ребенок (1 час)

  6. Фантастический анализ или сказка- наизнанка (3часа)

  7. Сочинение сказки (3 часа)

  8. Итоговое занятие (1 час)

  9. Знакомство со сказками (4 часа)

  10. Сказки для школьной адаптации (4 часа)

Арт-терапия: Связана разнообразными видами творчества - от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий. Метод придумывания продолжения к известной сказке: Позволяет развивать память и внимание, воображение, фантазию; развивать умение; выражать свои мысли; умение встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Сочинение сказок: Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Сказки, сочиняемые учащимися, отражают имеющийся у них уровень сформированности всех компонентов коммуникативной компетентности, проблемы, волнующие их, способствует воспитанию творческой, свободной личности. Анализ сказки с точки зрения различных героев: способствует формированию коммуникативной компетентности; развитию логического мышления ребенка. Сказка - наизнанка: Иногда дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет который знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, мы предлагаем как бы вывернуть сказку наизнанку. То есть, добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые - добрыми. Использование предлагаемых технологий работы со сказкой уместно в системе, во-первых, урочной работы, во-вторых, в системе внеурочной работы, при организации и проведении классных часов, бесед, организации кружковой работы, тематических недель.

Календарно-тематический план кружка «В стране сказок»

Темы занятий

Часы

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание


Сказки для школьной адаптации 5 часов


Сентябрь-октябрь

1.

Создание «Лесной школы»

2

3-4/09


С помощью картин

2.

Сказка «Букет для учителя»

1

10/09


Коллективное составление букета (рисование и вырезание)

3.

Сказка «Игры в школе»

2

11, 17/09


Обсуждение сказки


Знакомство со сказками 9 часов



Октябрь-ноябрь

1

Что такое народные сказки?

1

18/09



2

Что такое авторские сказки?

1

24/09



3

Сказка «Репка»

1

25/09


Арт-терапия

4

Сказка «Колобок»

2

1,2/10


Придумывание продолжения сказки

5

Сказка «Курочка Ряба»

1

8/10


Анализ сказки и инсценировка

6

Сказка « Теремок»

1

9/10


Репетиция и представление на конкурсе школьных театров

7.

Сказка «Заюшкина избушка»

1

15/10


Чтение и обсуждение сказки

8.

Сказка «Волк и семеро козлят»

1

16/10


Игра (В круге)

Знакомство со сказочниками - 11 часов

1

Александр Сергеевич Пушкин

1

22/10



2

Сказка о рыбаке и рыбке

1

23/10



3-4

Сказка о попе и о его работнике Балде

2

29,30/

10



5-6

Сочинение сказки на лад «Репка»

2

12,13/

11


Арт-терапия

7

Ханс Кристиан Андерсен

1

19/11



8

«Гадкий утенок»

1

20/11


9

Братья Гримм

1

26/11



10

Красная шапочка

1

27/11


11

Золушка

1

3/12


Обсуждение сказки

Знакомство с тувинскими сказками - 10 часов

20

Сказка «Алдын кушкаш»

1

4/12


Анализ сказки, сочинение

21

Сказка «Уш чуул эртемниг оол»

1

10/12


Сочинение сказки

22.

Сказка «Балыкчы Багай-оол»

1

11/12


Фантастический анализ

23.

Сказка «Шинчээчи куске»

1

17/12


Обсуждение сказки

24.

Сказка «Хадын кыс»

1

18/12


Арт-терапия

25.

Сказка «Доктагана кадай»

1

24/12


Утренник

1.

Создание «Мечи сылдыс»

1

25/12


С помощью картин

2.

Сказка «Оптуг койгун»

1

14/01



3.

Сказка «Дон-Хоожук»

2

15,16/01


Обсуждение сказки


Знакомство с российскими сказочниками 10 часов



Октябрь-ноябрь

1

Алексей Николаевич Толстой «Крошечка хаврошечка»

1

18/09



2

Мальчик с пальчик

1

24/09



3

Самуил Яковлевич Маршак

Двенадцать месяцев

1

25/09


Арт-терапия

4

Глупый мышонок

2

1,2/10


Придумывание продолжения сказки

5

Корней Иванович Чуковский

Муха-Цокотуха

1

8/10


Анализ сказки и инсценировка

6

Мойдодыр

1

9/10



7.

Сергей Владимирович Михалков

Дядя Степа

2

15,16/10


Чтение и обсуждение сказки

8.

Сказка «Волк и семеро козлят»

1

22/10


Игра (В круге)

Знакомство со сказочниками - 11 часов

1

Александр Сергеевич Пушкин

1

23/10


Использование сказочны персонажей

2

Сказка о рыбаке и рыбке

1

29/10


Почему крот в очках? Почему хотела в последний раз посмотреть на солнце

03.04.15

Сказка о попе и о его работнике Балде

2

30/10

12/11


Сочинение сказки на заданную тему на лад

«3 медведя»

05.06.15

Сочинение сказки на лад «Репка»

2

12,13/

11


Арт-терапия

7

Ханс кристиан Андерсен

1

19/11


Театрализованное представление

8

«Гадкий утенок»

1

20/11


Игра

9

Братья Гримм

1

26/11


Герой сказки - сам ребенок

10

Красная шапочка

1

27/11


Игра

11

Золушка

1

3/12


Обсуждение сказки






































Учебно-методическое обеспечение


1. Панфилова Н.П. «Лесная школа»

2. Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»,
«Теремок», «Три медведя» «Емеля»

  1. Тувинские народные сказки «Алдын кушкаш», «Кускенин шинчилели»,
    «60 ала чылгылыг Алаадай-Мерген», «Оптуг койгун», «Уш чуул эртемниг
    оол»

  2. Авторские сказки.



© 2010-2022