Тема урока: «Озёра». 2 класс окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательное учреждение ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский

г. Кинель











Тема урока: « Озёра».







Ф.И.О.: Сайгашкина М.а.

Предмет: окружающий мир





Класс: 2 «В»

Количество мин.: 40 мин.

Количество часов по теме: 31 ч.

По теме урок № 8 .

Учебник: Окружающий мир «Наша планета Земля». 2 класс (2 часть), авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин.

2012/2013 учебный год

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с новым географическим объектом - озером, с его особенностями;

  • дать общее представление о самых больших озёрах, познакомить учащихся с особенностями озер (пресные, солёные, проточные, бессточные).

Развивающие:

  • формировать у учащихся первоначальные навыки исследовательской деятельности;

  • развивать умение находить по карте нужные географические объекты, умение работать в парах;

  • расширять кругозор учащихся, развивать желание узнавать новое.

Воспитывающие:

  • формировать интерес к предметам естественно - научного цикла;

  • воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи и поддержки;

  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и приёмами постижения природных закономерностей;

  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Форма проведения: составление географического блокнота.

Вид урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: личностно-ориентированная.

Методы:

1. Исследовательский, беседа, частично-поисковый.

2.Наглядные средства: слова-выводы, условные знаки, презентация на тему «Озёра», географическая карта.

Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, экран, запись шума воды.

Система обучения: «Школа 2100».

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. момент.


- Мы начинаем урок окружающего мира. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? - Мы с вами сегодня отправляемся в небольшую экспедицию. Начальником экспедиции буду я. А что такое экспедиция найдём по словарю. - Вы правы, название экспедиции узнаем, если разгадаем кроссворд.

- Нужно быть внимательным и наблюдательным.

Работа с толковыми словарями.

(Экспедиция - это поход или поездка группы людей, с каким-то специальным заданием.)

  1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

а) Самостоятельная работа.

- Выберем экспертов, которые расшифруют название экспедиции.

1

2


3


4

5

6

7

По горизонтали:

Началом реки может быть…

Самая длинная река в Азии…

Место впадения реки в другой водоем…

Вода камень (что делает?)…

Движение воды в реке…

Африка - это…

Часть света…

Слова подсказки: Азия, Амур, материк, родник, устье, течение, точит.

- Пока наши эксперты работают, мы с вами проверим домашнюю работу.

- Вы должны были сделать задание на стр.3 под №8, в конце урока соберем тетради на проверку.

- Для группы ребят было предложено творческое задание - они должны были провести исследовательскую работу с родителями и сделать проект на тему «Река». Их работы на выставке («Какие бывают реки», «Как вода пришла к тебе в гости», «Как образуется дождь», «Как по карте находить реки», «Дружба человека и воды», «Почему вода в реке не исчезает, «Где берет начало река»). Все ребята замечательно справились. Выражается благодарность вам и вашим родителям. Один проект мы заслушаем. Желаю всем принимать активное участие в исследовательских работах.

- Проверим экспертов.

- Это научная экспедиция.

- Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в экспедицию. Что мы уже умеем, а чему будем учиться?

- Цель нашей научной экспедиции - проверить умение работать с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Все самое важное и интересное будем записывать в географический блокнот, который мы начали оформлять на прошлом уроке.

(Учитель вывешивает текст на страницу блокнота «Экспедиция - это поездка группы людей со специальным заданием»).

Записываем слово - экспедиция в словарик (слово экспедиция появляется на странице блокнота).

- Перед нами географический объект. Назовите.

(Учитель вывешивает условный знак и картинку реки).

- Река.

- На чем мы будем двигаться по реке, отгадайте из загадки.

Он под парусом летит,

Ветер в мачтах свистит.

Корабль.

(Появляется корабль).

Физминутка.

Встали все. Начинается посадка

Поднимаемся на палубу: топ-топ.

Идем по мокрой палубе: чпок-чпок.

Волны на реке плещутся плюх-плюх.

Плывем вперед (плавные движения руками).

- Расплескались волны, полетели капли. Одна из них попала к нам на палубу.

(Учитель вывешивает картинку - капельку).

- Давайте возьмем ее с собой. Она будет нашим капитаном.

Предложения учеников.

Эксперты разгадывают кроссворд, а остальные ученики проверяют домашнее задание.




Ученик выступает с проектом.

Ответы экспертов.



Продолжение работы по составлению

географического блокнота.

Учащиеся отгадывают загадку.

Ученики повторяют движения за учителем.


  1. Постановка проблемной ситуации.

а) Работа по карте.

- Капелька очень любит реки. Покажем ей, как вы научились работать по карте. Как называется эта карта? (Физическая)

- Покажите реку Лену, Амур, Енисей, Обь, Дунай, Днепр, Волгу.

- Что вы скажете об этих реках?

( Это самые большие реки.)

- А кроме них есть еще реки в России?

( Да, большое количество.)

- Совершенно верно. Россия - страна большого количества рек и страна великих рек. В реках пресная вода, поэтому необходимо их содержать в чистоте, т.к именно из них мы берём воду для питья.

- Молодцы! Вы замечательно поработали по карте.

- Движемся дальше. Наша капелька очень-очень обрадовалась, она увидела знакомый географический объект.

(Учитель вывешивает условный знак и картинку озера)

- Как называется этот географический объект?

(Озеро.)

- Вы правы - это озеро. Сделаем остановку.

- Попробуйте дать определение этому географическому объекту сами.

б) Работа в парах (исследовательская работа).

- У вас в конвертиках вопросы и ответы одного цвета. Но ответов несколько. Вы должны самостоятельно обсудить, что такое озеро, выбрав точные верные ответы. Договоритесь, кто из вас будет читать вопросы, а кто искать ответы. Советуйтесь друг с другом.

Вопрос: Что такое озеро?

Ответы: Озеро - природный водоем. Озеро - это природный водоем со стоячей или проточной водой.

Вопрос: У озера есть берега?

Ответы: У озера есть берега. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.

Вопрос: Впадают ли в озера реки и ручьи?

Ответы: В озера не впадают реки и ручьи. Во все озера впадают реки и ручьи.

Проверяем. Зачитайте только ответы.

Итог:

Озеро - это природный водоем со стоячей или проточной водой. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. Во все озера впадают реки и ручьи.

- Действительно озеро - это постоянное или временное скопление воды на суше, в углублении ее поверхности. Эти углубления круглых очертаний, они называют котловинами.

- Записываем слово - котловина в словарик.

Ответы учеников.

Работа с физической картой.



Ответы учеников.

Дети работают в парах.



Ответы учащихся.

Вывод делают ученики сами.

Работа в географическом блокноте.

  1. Объяснение нового материала.

а) Работа с учебником.

1. Чтение по учебнику.

- Прочитаем в учебнике определение озера.

1. (стр.8 №1)

- Что вы еще узнали об озерах?

(Озера бывают проточные и бессточные.)

2. Выполнение с.8 №1 с комментированием

- Молодцы! Назовем нашу страницу в блокноте «Озёра», запишем новые слова в блокнот. (Вывешивается на доске слово «Озера» и текст Озеро - природный водоем со стоячей водой. Проточные озера. Бессточные озера ).

- А вы знаете, что озера бывают пресные и соленые. Проточные озера чаще всего пресные, а бессточные соленые.

- Прочитаем об этом на странице 9 в рубрике «Для любознательных».

- Запишем новые слова в блокнот. Пресные озера, соленые озера.

( Вывешиваются на доске слова: пресные озера, соленые озера.)

б) Практическая работа.

- Откройте все физическую карту Евразии.

- Давайте еще раз посмотрим, каким условным знаком обозначаются озера. Попробуйте самостоятельно найти озера.

Проверка.

- Назовите озера, которые вы нашли.

- У капельки для вас сюрприз, она предлагает вам просмотреть слайды про озера. Ваша задача запомнить названия озер.

в) Просмотр слайдов.

1 слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

2 слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

- Перед вами самое большое озеро, что его даже назвали морем. Прочитаем название. Это Каспийское озеро-море.

- А вы знаете, что в степи весной образуются маленькие озерца в несколько сантиметров глубиной.

(Показ на физической карте.)

3 слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

- Перед вами большое озеро, около города Санкт-Петербурга. Прочитаем название. Это Ладожское озеро.

(Показ на физической карте.)

  1. слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

- Перед вами большое озеро, в Карелии. Прочитаем название. Это Онежское озеро.

(Показ на физической карте.)

5 слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

- Перед вами еще одно большое озеро, которое назвали морем. Прочитаем название. Это Аральское море. Капелька загрустила, ей очень жаль это море, по вине человек оно мелеет. Ему не хватает водного питания.

(Показ на физической карте.)

6 слайд

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

- Перед вами самое глубокое, самое старое озеро, самое чистое озеро. Прочитаем название. Это озеро Байкал. У капельки сообщение. А вы знаете, что все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера - это озера - долгожители.

Ученик:- А знаете ли вы, что в озере Байкал очень много воды, которую можно пить. Если бы в мире вся питьевая вода вдруг подошла к концу, Байкальская вода могла бы поить все население Земли в течение 40 лет.

Прослушайте стихотворение об этом озере.

Байкал

Байкал как зеркало лежит

Гора в него глядится

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали: "Чаша вод"

Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот,

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла напиться.

Учащиеся читают новый материал по учебнику.

Ответы учеников.

Выполнение задания с комментированием.

Работа в географическом блокноте.

Ответы учеников.

Работа в географическом блокноте.

Дети выполняют задание по физической карте.

Ответы учащихся.

Просмотр слайдов учащимися.












Сообщение ученика об озере Байкал.

г) Физминутка.

(Звучит музыка - шум воды).

- На берегах многих озёр люди построили санатории, где все желающие могут оздоравливать свой организм и заряжаться положительной энергией и положительными эмоциями. Давайте и мы побываем на берегу одного из таких озёр и отдохнём.

- Вытяните ручки, положите на них голову, закройте глаза. Дышите спокойно, слушайте музыку, наслаждайтесь ею, представьте теплое лето, теплый ветерок, вы находитесь на берегу озера, слышите шум воды. Пусть отдохнут ваши голова, руки, глаза.

- Я досчитаю до трех, на счет три откройте глаза, выпрямьтесь, сделайте глубокий вдох и резкий выдох.

- Продолжим работу.

Капелька тоже отдохнула и искупалась в озере. Но она вся испачкалась. Что случилось?

(Вода грязная.)

- Одна из причин загрязнения озер - это вина человека. Дайте совет людям.

(Не загрязняйте озера, их нужно беречь.)

- Запишем этот совет в блокнот.

(Учитель вывешивает текст «Берегите чистоту воды озёр»).

- А еще нужно построить очистные сооружения. Прочитаем о них в учебнике на с. 9.

д) Работа с учебником.

1. Чтение текста на стр. 9.

- Для чего строят очистные сооружения?

(Они нужны, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода.)

2. Самостоятельная работа № 2 стр.9

- Проверим.

- Молодцы, и наша Капелька стала чистой.


Релаксация.


Ответы учащихся.

Запись совета в географический блокнот.

Чтение текста учащимися про себя.

Ответы учеников.

Дети самостоятельно работают в учебниках.


  1. Итог урока.

-Названия каких озер вы запомнили?

- Запишем эти названия в наш блокнот.

(Учитель вывешивает текст на доске «Самые большие озера - это Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское»).

- Что же такое озеро?

- Экспедиция подходит к концу. Возвращаемся обратно. Высадим нашу капельку обратно в реку, перед расставанием порадуем ее полученными знаниями. Прочитаем новые записи в нашем блокноте.

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

Озеро - природный водоем со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Пресные и соленые озера. Не загрязняйте озера, их нужно беречь. Самые большие озера - Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское.

Дети перечисляют, учитель показывает на карте.

Работа в географическом блокноте.

Ответы детей.

Чтение записей из географического блокнота.


  1. Домашнее задание.

- Поработайте дома с картой, потренируйтесь показывать озера по карте. После этого выполните задание на с.10 № 4.

- Подготовьте сообщение о том озере, которое вас заинтересовало.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

  1. Рефлексия.

- Какие открытия для себя вы сделали на уроке?

- Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?

- Где можно применить полученные сегодня на уроке знания?

Ответы учащихся.





© 2010-2022