Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» Фроликова А.В.Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (3 класс)

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род имен существительных»

Цели:

  • совершенствовать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, определять их род, число;

  • развивать орфографическую зоркость, учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на изученный;

  • воспитывать культуру поведения, аккуратность, чувство коллективизма, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: распознавать имена существительные среди других частей речи; выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и значению); определять число и род имён существительных; выделять окончания имён существительных разного рода.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; определять наиболее эффективные способы выполнения задания; осуществлять самоконтроль, само- и взаимооценку; доказывать правильность выполнения задания, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; ориентироваться на принятые нормы поведения при работе в группах; учитывать другие мнения и позиции.

Оборудование:

  • презентация

  • индивидуальные карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, пошлите ему добро и радость. Закройте глаза, представьте нашу планету, пошлите добро и радость всем людям на Земле.

Сегодня на уроке будем работать под девизом (хором читают - слайд 2):

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться.

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!



  1. Чистописание (слайд 3).

- Сегодня мы повторим написание строчных букв: л, м, я. Пропишите целую строчку лмя.

Прибежала мышка и сгрызла некоторые элементы букв в словах. Попробуйте их отгадать

и написать, объяснив орфограммы (земля, поля, молодая, зелёная, малина).

- Какое слово «лишнее»? Почему?

- Подберите к слову «малина» однокоренные слова.

4. Словарная работа.

- Запишем предложение под диктовку (один ученик работает у доски).

Кошка моется и лижет лапу перед ясной жаркой погодой.

- Найдите в этом предложении слово с непроверяемым гласным. Обозначьте ударение, подчеркните гласную. Проведем «Аукцион - однокоренные слова». Начинаем.

(погодка, погодушка, погодный, погожий, непогода, непогодка, непогодушка, непогодица, непогожий, занепогодить)

- Составьте словосочетания с этим словом.

- Составьте вопросительное распространенное предложение.

- Составьте повествовательное нераспространенное предложение.

- Какой частью речи является это слово?

- Какие еще встретились в этом предложении имена существительные?

- Найдите среди них «лишнее»? Почему?

- На какие две группы делятся все имена существительные?

- Какие имена существительные будут называться одушевленными?

- Какие имена существительные будут называться неодушевленными?

- Приведите свои примеры.

- Как определить род имен существительных?

- Определите род данных имен существительных.

- Подберите имена существительные мужского и среднего рода.

- А теперь разберем это предложение по членам.

- Определите количество букв и звуков в словах: «моется», «ясной».

- Разберите по составу слова: «моется», «жаркой».

- Найдите слова, в которых только гласные звуки [ а ]

  1. Работа по теме урока.

- Когда говорят, что имя существительное - одушевленное?

- А когда: имя существительное - неодушевленное?

  1. Работа по карточкам (по выбору учащихся).

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

- Выпишите имена существительные в два столбика: одушевленные, неодушевленные предметы.

Грело бы со…нце, а мес…ц как хочет.

Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бер…жет.

Рады люди лету, а пч…лы цвету.

Птицы (со) двора и опёнки (у) пня - (на)ступила …сенняя п…ра.

Проверка (слайд 4; слайд 5).

- Найдите имена существительные женского рода.

- Найдите имена существительные мужского рода.

  1. Игра «Фантазеры» (слайд 6).

Задание: детям предлагается тройки слов, которые нужно включить в высказывание. Запишите предложение. Победит тот, кто удачно соединит слова (на выбор учащихся):

Друг, кино, мороженое.

Теплоход, север, школьники.

- Назовите одушевленные имена существительные.

- Найдите имена существительные среднего рода.

- Найдите имена существительные мужского рода.

  1. Физкультминутка.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

- Эй, дружок, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!

- Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!

- Назовите одушевленные имена существительные. Определите их род.

3) Игра «Собери слова» (слайд 7) - (по выбору учащихся).

ти та ла ны

кар на ша ши

- Найдите среди существительных слово, обозначающее одушевленный предмет.

(Найдите «лишнее» слово).

зи род ня

кор на ня

- Найдите среди существительных слово, обозначающее неодушевленный предмет.

(Найдите «лишнее» слово»).

  1. «Игра в слова» (слайд 8). Записать слова.

1 группа - веселые неодушевленные слова;

2 группа - круглые неодушевленные слова;

3 группа - крылатые одушевленные слова;

4 группа - колючие неодушевленные слова;

5 группа - рычащие одушевленные слова;

6 группа - холодные неодушевленные слова.



  1. Игра «Волшебные превращения» (слайд 9).

- На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Коса

Сон

Оси

Леса

- Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?

(коза, сын, осы, лиса)



  1. Работа с текстами веселых строчек (слайд 10).

Задание: прочитайте стихотворение, найдите имена существительные.

- Назовите одушевленные имена существительные.

- Найдите имена существительные женского рода.

- Найдите имена существительные среднего рода.

Спишите первое четверостишие. Разберите это предложение по членам.

Я нарисую дом,

Скамейку у калитки,

На листьях лопуха

Две завитых улитки.

Вот бабушка в окне,

Ромашковый букет.

Вам это все равно?

А мне дороже нет!



  1. Физкультминутка.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.



  1. Игра «Змейка» (слайд 11).

Задание: нужно заполнить «змейку», подобрав как можно больше слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос КТО?

П __ __ __

__ Р __ __

__ __ Е __ __

__ __ __ Д

__ __ М __

__ Е __ __ __

Т __ __ __

(паук, орёл, олень, удод, пума, зебра, тигр)

- А теперь заполним эту же «змейку» словами, обозначающими предметы и отвечающие на вопрос ЧТО?

(парк, арка, осень, плед, зима, песок, туча)



  1. Прочитайте деформированные слова (слайд 12), запишите их в два столбика: одушевленные и неодушевленные имена существительные:

Каросо (сорока), бярета (ребята), ломасо (солома), ловейсо (соловей), касоба (собака), латса (салат), дагоя (ягода), тухпе (петух), сказрас (рассказ), керата (ракета или карета).

- Найдите имена существительные женского рода.

- Определите род остальных имен существительных.

  1. Игра «Доскажи словечко» (слайд 13).

Трактор водит - … (тракторист),

Электричку - … (машинист),

Стены выкрасит - … (маляр),

Доску выстругал - …(столяр),

В доме свет провел - …(монтер),

В шахте трудится - …(шахтер),

В жаркой кузнице - ... (кузнец),

Кто все знает - … (молодец)!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Понравился урок?

- Что для себя взяли полезного?

- Оцените свою работу.

- Мне было очень интересно с вами на уроке. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от работы с вами. Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового (слайд 14):

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова есть норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

(слайд 15, слайд 16)



  1. Домашнее задание.

Подобрать и записать четверостишие, в котором встретились одушевленные и неодушевленные имена существительные, определить их род.

8


© 2010-2022