Социальный проект Русский фолклор

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

«Русский фольклор»

Подготовила: учитель

Начальных классов

Маслова Е.П.

Тип проекта

Познавательно - развлекательный;

Долгосрочный;

Групповой;

Участники проекта

Учитель;

Воспитатель;

Дети;

Родители;

Детская библиотека;

Актуальность темы

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Мне кажется, что наряду со знанием компьютера ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Цель

Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения.

Задачи

- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры, песни, традиции.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Актуальность

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ, и всё, что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное, по своему содержанию,

Л.П.Усова; К.Д. Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной

жизни - известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Опыт работы в школе по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Этап 1. Теоретический. План.

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм.

Этап 2. Подготовительный.

План.

1. Составление планов работы.

2. Взаимодействие школы и социума микрорайона: библиотека, дом творчества, родители.

Этап 3. Практический. План.

1. Дни открытых дверей.

2. Встречи за круглым столом с родителями.

3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.

4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.

5. Совместные экскурсии в библиотеку, в музеи старины.

Этап 4. Заключительный, План.

1. Подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы по теме «Русский фольклор»

3. Викторины для детей и педагогов.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего школьного возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за её пределами.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

- В классе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;

- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;

- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;

- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становится ближе, понятнее детям.

Приоритетные направления деятельности:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи считалок, загадокСоциальный проект Русский фолклор



  1. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки и музыкальные инструменты.

Социальный проект Русский фолклор

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Социальный проект Русский фолклор

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Социальный проект Русский фолклор

5. Знание истории русского народного костюма

Социальный проект Русский фолклор

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Социальный проект Русский фолклор

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Необходимые условия реализации проекта.

-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ. Детство-Пресс, 2004

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. - СПБ. «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы со школьниками по государственному образовательному стандарту: Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - СПБ. «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Календарные обрядовые праздники для детей. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.



© 2010-2022