- Преподавателю
- Начальные классы
- Социальный проект Русский фолклор
Социальный проект Русский фолклор
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маслова Е.П. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект
«Русский фольклор»
Подготовила: учитель
Начальных классов
Маслова Е.П.
Тип проекта
Познавательно - развлекательный;
Долгосрочный;
Групповой;
Участники проекта
Учитель;
Воспитатель;
Дети;
Родители;
Детская библиотека;
Актуальность темы
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Цель
Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения.
Задачи
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры, песни, традиции.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Актуальность
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ, и всё, что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное, по своему содержанию,
Л.П.Усова; К.Д. Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной
жизни - известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в школе по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Этап 1. Теоретический. План.
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм.
Этап 2. Подготовительный.
План.
1. Составление планов работы.
2. Взаимодействие школы и социума микрорайона: библиотека, дом творчества, родители.
Этап 3. Практический. План.
1. Дни открытых дверей.
2. Встречи за круглым столом с родителями.
3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.
4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
5. Совместные экскурсии в библиотеку, в музеи старины.
Этап 4. Заключительный, План.
1. Подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы по теме «Русский фольклор»
3. Викторины для детей и педагогов.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего школьного возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за её пределами.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
- В классе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становится ближе, понятнее детям.
Приоритетные направления деятельности:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Результатами проведенной работы являются:
-
Использование детьми в активной речи считалок, загадок
-
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки и музыкальные инструменты.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Необходимые условия реализации проекта.
-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ. Детство-Пресс, 2004
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. - СПБ. «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы со школьниками по государственному образовательному стандарту: Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - СПБ. «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Календарные обрядовые праздники для детей. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.