Внеурочная деятельность Программа Прикладная экология

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

города Новосибирска «Прогимназия №1»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Прикладная экология»

1 класс

Составил:

Машукова Ксения Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории











г.Новосибирск

2015г.

Пояснительная записка В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой. Новые стандарты содержания дополнительного образования требуют внедрения экологического воспитания личности младшего школьника, что является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Так экологическое воспитание - становится неотъемлемой частью современного образования учащихся, жизненно необходимым в воспитании подрастающего поколения. Экологический подход приобретает всеобщий характер. Формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего детства. Воспитание экологической культуры в младшем школьном возрасте является благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Важным компонентом в образовательном процессе кружка являются: воспитанность гражданская, эстетическая, экологическая и духовно-нравственная.

Актуальность данной программы состоит в том, что современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Программа отвечает потребностям учащихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Эта программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей. Что и повлекло к созданию кружка «Прикладная экология».

Эколого-эстетическое воспитание, возможно осуществить средствами изобразительного искусства, поэтому в рамках кружка разработано направление «Прикладная экология». Занимаясь в кружке «Прикладная экология», дети общаются с живой природой, что заложено в программе кружка. В общении с природой появляется возможность применить полученные знания в новой обстановке. Обогащаются представления о природных явлениях и формах. Воспитывается интерес к живой природе. приобщаясь в практической работе, к миру природы, школьники осознают красоту и ценность жизни, учатся бережно относиться ко всему живому. Понятие «экология» перестает быть абстрактным.

Каждая часть данной программы начинается вводным занятием, где детьми создаётся обобщённая абстрактная модель научной картины живой природы с учётом возраста детей, которая затем в блоках конкретизируется и в конце каждой части эта модель просматривается на новом - обобщённо-конкретном уровне, давая возможность вывести знания детей на уровень теории.

Цель программы:

Эколого-эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в условиях детского объединения; настрой на доброжелательное отношение ко всему живому, формирование познавательной активности и духовно-нравственных качеств.

Задачи программы:

1. Сформировать у детей понятия, что такое «природа», «экология», «реалистический рисунок». Познакомить с растительным и животным миром Забайкалья.

2. Научить добывать нужную информацию, решать творческие задачи, составлять небольшие устные сообщения, развивать речь.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.

В основу программы положены принципы И.Ф.Харламова:

- принцип «от простого к сложному»

-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с теорией, проектная деятельность;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с природой;

- система межпредметных связей (чтение, музыка, природоведение, труд);

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников;

- направленность программы на активное развитие у детей эколого-эстетического и духовно-нравственного отношения к окружающей среде.

Программа рассчитана для детей 7-8 лет, на 33 часа, 1 раз в неделю по 1 часу.













Психологическая характеристика детей 7-8 лет.

Школьный возраст - это очень серьезный этап в становлении человека.

В младшем школьном возрасте появляется гораздо больше факторов, влияющих на самооценку ребенка, по сравнению с дошкольным возрастом. Постепенно у ребенка, учащегося в школе, появляется своя точка зрения на всё, охватывающее его. В этот период ребенок любознателен, наблюдателен, обладает ярким воображением. Внимание уже длительно и устойчиво. Память достаточно развита- легко и прочно он запоминает то, что его поражает, что связано с его интересами. Хорошо развита наглядно- образная память. Речь ребенка уже довольно развита. Ребенок может понимать услышанное, связно излагать свои мысля, способен к элементарным умственным операциям- сравнению, обобщению, пробует делать выводы.

В эти годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Появляется осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Такое интеллектуальное самопознание определяется, как умение ребенка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой для этого являются мыслительные операции. Это анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями являются критичность, составление собственных представлений, накопление опыта.

Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Ученики 1 - 2 класса начальной школы - это вчерашние дошкольники, они мыслят конкретно, образами. На данном этапе развития детей важнейшую роль играют различные наглядные пособия. Младшие школьники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств. Наглядные пособия, применяемые на занятиях, всегда вызывают жадное любопытство.

Этот период синзетивен для развития внимания, мышления, памяти. У учащихся появляется заинтересованность в понравившемся виде деятельности. Ребенок начинает выбирать себе занятие по душе. В этот период ребенок любознателен, наблюдателен, обладает ярким воображением. Внимание уже длительно и устойчиво. Память достаточно развита- легко и прочно он запоминает то, что его поражает, что связано с его интересами. Хорошо развита наглядно- образная память. Речь ребенка уже довольно развита. Ребенок может понимать услышанное, связно излагать свои мысля, способен к элементарным умственным операциям- сравнению, обобщению, пробует делать выводы.







Принципы обучения ( по Ю.К.Бабанскому))

1. Гуманизация- заключается в воспитании любви окружающего мира, к природе Родине, родному краю, духовно-нарвственному отношении.

2. Личностно- ориентированный подход- помогает ориентировать школьника конкретно на формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

3. Деятельностный подход способствует воспитанию нравственных чувств в процессе занятия поисковыми творческими делами.

4. Преемственность: мы можем проследить то, как ребенок проявляет свои коммуникативные качества, отношение к природе, т.е. как он может заниматься в кружке, начиная с начальной школы. 5. Принцип креативности: в программе предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

6. Результативность: дети овладевают основами практико-ориентированных знаний о природе, залаживается фундамент экологической и культурной грамотности, умение работать над проектом, участие в конкурсах рисунков, викторинах и т.д.

7. Индивидуальность и доступность заключается в том, что дети из любой семьи могут работать индивидуально и группой над темой, которая ему ближе.

8. Научность- свою работу над материалом, мы строим, опираясь на научные статьи, труды известных людей.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются формы и методы воспитания Ю.К.Бабанского.

Формы, методы, приемы технологии.

Эвристическая беседа, диалог, исследовательский:

  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • Наглядный (демонстрация материала, работа с доской, рассматривание картин)

  • Практический (экскурсии, проекты)

  • ИКТ- технологии ( работа на компьютере, использование мультимедийных средств)

  • Метод контроля: беседа, рассказ, тесты.

Формы организации занятий.

Личностно - ориентированные, групповые, индивидуальные, экскурсии:

  • Традиционные (рассказ, беседа, учебное занятие, практическое занятие)

  • Нетрадиционные (конкурс, устное сочинение, игра , тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и прогулки по родному краю, устные журналы, гербарии, проекты)

Ожидаемые результаты. Планируемые результаты. Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. К метапредметным результатам относятся:

  • Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать. Владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта.
  • Регулятивные УУД- умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую.
  • Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать - способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.



К концу обучения учащиеся должны: 1. Знать, что такое природа, экология, знать растительный и животный мир Забайкалья , элементарные основы реалистического рисунка на уровне начальной ступени обучения. 2.Уметь добывать нужную информацию (реальные природные и социальные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов), решать творческие задачи, составление небольшого сообщения, монологического высказывания. 3. Быть доброжелательным друг к другу и ко всему живому, любить природу и бережно относиться к природе.

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

Формы подведения итогов

Предварительный

контроль (ноябрь)

Текущий контроль

(декабрь)

Итоговый контроль

(апрель)

Опрос. Выставка рисунков, поделок.

Выставка рисунков, поделок. Конкурс, игра.

Опрос. Выставка рисунков, поделок.

Учебно-тематический план.

Тема

Всего(ч)

Теория

Практика

1

Познай свой край.

Мир вокруг нас.

4

2

2

2

Разнообразие растений.

Экологические тревоги.

6

3

3

3

Разнообразие животных

9

3

6

4

Творения людей вокруг нас

4

2

2

5

Народные традиции, обычаи.

4

2

2

6

История нашего города

4

2

2

7

Будущее города

2

1

1


Итог

33







































Содержание программы.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, которые ребенок получает на занятиях.

Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это наблюдения, беседы, экологические игры, игровые упражнения, экскурсии, рассматривание картин. Подготовка и проведение экологических праздников, участие в конкурсах рисунков и поделок, викторинах, экспресс-исследования. А также коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, посещение объектов с исследовательской целью.

Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, предусмотрена смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая,

исследовательская. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

После экскурсии проводится занятие, которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создает им единую картину окружающего мира, включающую в себя знания звуках, красках и сезонных изменениях в природе.

На прогулках, на экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.

Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.

Так же дети знакомятся с историей и культурой родного края. Устанавливают, что человек- часть природы, что в природе все взаимосвязано.

Первый блок. «Познай свой край.»

Цель: Воспитание любви к природе родного края средствами изобразительного искусства, русской литературы, практической работы.

Знакомство с явлениями природы Забайкальского края. Экскурсии и прогулки по школьному двору с познавательной целью. Правила поведения на природе. Привить интерес к окружающему миру, узнавать объекты и явления живой и неживой природы. Устное описание объектов наблюдения (природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы; форма, краски, звуки в природе), характеристики изучаемых (наблюдаемых) объектов окружающего мира (признаки, свойства, общий вид). Сочетая все это с изобразительным искусством, музыкой, поэзией.

Темы: Что такое природа. Экология планеты Земля. Явления природы. Времена года.

Практические занятия:Экскурсия на пришкольный участок, в сквер. Конкурс рисунков, аппликаций, поделок. Устное сочинение «Экология - это жизнь». Игра «Осенние листочки». Музыкальная картина мира: П.Чайковский «Времена года».Инсценирование экологической сказки. Учимся находить нужную информацию.

Второй блок. «Разнообразие растений. Экологические тревоги».

Цель: Научить различать условия, необходимые для роста и развития растений; группировать растения по их признакам. Особенности деревьев и их строение. Уметь различать лиственные и хвойные деревья. Дать понятие -культурные и дикорастущие растения, комнатные растения. Познакомить с разновидностями грибов, внешним видом, местом обитания . Развивать у детей необходимость опеки и защиты природы.

Темы: Разнообразие растений. Деревья твоего двора. Сезонные изменения в жизни деревьев. Каждому дереву -его листву. Природа просит доброты. Красная книга.

Практические занятия:Экскурсии. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины, экологические игры, эколого-биологические наблюдения в природе. Музыкальная картина мира (прослушивание композиций). Сочинение экологических сказок.

Третий блок. «Разнообразие животных».

Цель: Познакомить с разнообразием животных: внешним видом, окраской, средой обитания. Познакомить с признаками разделения животных на домашних и диких. Отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Значение животных для природы и человека. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Темы: Мохнатая азбука. Заповедники Забайкалья. Красная книга.

Практические занятия:Лепка, аппликация, поделки, фотографии, рисунки. Проведение эколого-биологических наблюдений, сбор материалов. Прослушивание голосов животных.

Четвертый блок: «Творения людей вокруг нас».

Цель: Дать понятие «природные материалы, используемые человеком». Воспитывать бережное отношение к строениям и растениям родного края (двора).

Темы: Природные материалы. Что люди изготавливают из древесины. Предметы быта. Домашний музей. Красота труда.

Практические занятия: Экскурсии по школьному двору. Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины.

Пятый блок: «Народные традиции, обычаи».

Цель: Приобщить детей к традициям народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, прикладному искусству. Пробуждать чувство гордости за свой народ.

Темы: Как рождаются народные приметы. Народные игры. Народные промыслы. Писатели и художники Забайкалья.

Практические занятия: Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины. Народные и ролевые игры. Чтение Забайкальских сказок, легенд.

Шестой блок: «История нашего города».

Цель: Воспитывать любовь к своему городу через знакомство с историей, людьми. Способствовать изучению названий улиц города. Чтить память погибших в годы войны и мирное время.

Темы: История возникновения города. Символы города. Любимые улицы. Жизнь и быт горожан. Уважаемые люди города. Река Шилка.

Практические занятия: Экскурсии по городу.. Конкурс рисунков, поделок, фотографий «Наш город». Викторина «Знаешь ли ты Шилку?». Устный журнал «Названия улиц». Разучивание стихов о своем городе.

Седьмой блок: «Будущее города».

Цель: Учить мечтать о городе будущего. Воспитывать любовь к малой родине.

Темы: Шилка сегодня и завтра. Что мы сами можем сделать полезного для нашего города. Экология города.

Практические занятия: Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок. Устное сочинение о городе.



Приложение

Мониторинг по темам.

  1. Познай свой край. Мир вокруг нас.

Игра- опрос.

Назвать объекты живой и неживой природы. Устное описание объектов наблюдения . Разгадывание загадок.

2. Разнообразие растений. Экологические тревоги.

Игра «Каждому дереву- его листву».

Даны наборы карточек с картинками деревьев и гербарными листьями деревьев. Нужно быстро соединить соответствующее дерево и его листву.

Назвать группы растений и охарактеризовать их.

  1. Разнообразие животных.

Вопросы по рисункам.

  • Как называются животные, изображенные на рисунке?

  • Где в жизни вы встречали их?

  • Где обитают эти животные?

  • Как добывают себе корм?

  • На какие группы можно разделить животных?

Творения людей вокруг нас.

Конкурс устных сочинений.

  1. Народные традиции, обычаи.

Назвать традиции и обычаи нашего края. Конкурс рисунков, фотографий.

  1. История нашего города.

Конкурс-выставка . По своему рисунку или фотографиям рассказать о городе, названиях улиц, уважаемых людях город.



Тематическое планирование

Название темы

Теория

(час.)

Прак.

(час)

Характеристика деятельности

Практические и творческие работы

Познай свой край. Мир вокруг нас. (4ч.)

1-2

Что такое природа

Экология планеты Земля

1

1

Дать понятие -«природа».

Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.

Объединять предметы в группы по выделенным признакам. Учиться задавать вопросы и отвечать на них. Различать тела живой и неживой природы.

Дать понятие- «экология».

Замечать неразумное и пагубное влияние человека на природу. Воспитание бережного отношения к природе.

Экскурсия на пришкольный участок, в сквер. Конкурс рисунков, аппликаций, поделок. Устное сочинение «Экология - это жизнь». Игра «Осенние листочки». Музыкальная картина мира: П.Чайковский «Времена года».

Инсценирование экологической сказки. Учимся находить нужную информацию.

3-4

Явления природы

Времена года

1

1

Знакомство с явлениями природы Забайкальского края. Правила поведения на природе. Привить интерес к окружающему миру, узнавать объекты и явления живой и неживой природы.

Дать характеристику каждому времени года, Знать названия месяцев, сезонные изменения в природе.

Разнообразие растений. Экологические тревоги. (6ч.)

5-6

Разнообразие растений

Деревья твоего двора

1

1

Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Описывать внешний вид растений. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Знать особенности деревьев, их строение. Различать лиственные и хвойные, дикорастущие и культурные растения.

Экскурсии. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины, экологические игры, эколого-биологические наблюдения в природе. Музыкальная картина мира (прослушивание композиций). Сочинение экологических сказок.

7-8

Сезонные изменения в жизни деревьев

1

1

Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. Знать причину сезонных изменений растений.

9-10

Природа просит доброты

Красная книга

1

1

Экологическое воспитание: источники загрязнения воздуха, воды, почвы; бережное отношение к природе.

Познакомить с Красной книгой растений Забайкалья.

Экологическая игра.

Разнообразие животных (9 ч.)

11-17

Мохнатая азбука

2

5

Познакомить с разнообразием животных: внешним видом, окраской, средой обитания. Проводить простейшие наблюдения за животными. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Познакомить с признаками разделения животных на домашних и диких. Группировать по заданным основаниям. Сформировать понятие «дикие и домашние животные». Уметь рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

Экскурсии, походы по ближайшим окрестностям школы. Лепка, аппликация, поделки, фотографии, рисунки. Проведение эколого-биологических наблюдений, сбор материалов. Прослушивание голосов животных. Проект « Растения и животные Забайкалья».

18-19

Заповедники Забайкалья

Красная книга

1

1

Дать понятие -«заповедник». Знать животных Забайкалья.

Объяснять необходимость создания Красной книги.

Творения людей вокруг нас (4 ч.)

20-21

Природные материалы

Что люди изготавливают из древесины.

Предметы быта.

1

1

Знать природные материалы, используемые человеком для своих изделий.

Знать изделия, изготовленные из древесины. Бережное отношение к таким изделиям.

Знать названия предметов, которые нас окружают в повседневной жизни, их применение; как они созданы.

Экскурсии по городу, школьному двору. Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины.

22-23

Домашний музей

Красота труда

1

1

Рассказывать о традициях своей семьи, о своих увлечениях, о своей коллекции.

Подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Воспитывать уважение к трудовой деятельности.

Народные традиции, обычаи ( 4ч.)

24-25

Как рождаются народные приметы. Народные игры. Народный календарь.

1

1

Приобщить детей к традициям народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Взаимосвязь человека с природой.

Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок, фотографий. Викторины. Народные и ролевые игры. Чтение Забайкальских сказок, легенд.

26-27

Писатели и художники Забайкалья

1

1

Знать творческих людей своего края, их произведения. Воспитывать любовь к своему краю через произведения искусства.

История нашего города (4 ч.)

28-29

История возникновения города.

1

1

Знать историю, традиции, культуру своего города

Знать природу своего края. Развивать у детей необходимость опеки и защиты природы.

Экскурсии по городу.. Конкурс рисунков, поделок, фотографий «Наш город». Викторина «Знаешь ли ты Шилку?». Устный журнал «Названия улиц». Разучивание стихов о своем городе.

30-31

Жизнь и быт горожан. Уважаемые люди города.

1

1

Способствовать изучению жизни горожан. Знать названия улиц; достопримечательности города. Воспитывать любовь к своему городу через знакомство с историей, людьми.

Будущее города (2 ч.)

32-33

Шилка сегодня и завтра

Экология города

1

1

Мечтать о городе будущего.

Воспитывать беспокойство за экологическое состояние города.

Лепка, аппликация. Конкурс рисунков, поделок. Устное сочинение о городе.



© 2010-2022