Доклал

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Доклад " Развитие ребенка дошкольного возраста и его специфических видов деятельности (игра, общение,художественно-творческая деятельность) на основе этнопедагогических традиций казахского народа. "







Подготовлен воспитателем Исхакова Н.М.


Детство-это пора познания ребенком окружающего ми­ра, пора выявления и развития личностных качеств, пора ста­новления личности.

й

Основополагающей задачей воспитания подрастающего поколения является выработка гуманных,высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета их кожи&зыка,обычаев,проживания на той или иной террито­рии,

Дети входят в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка и,наобо­рот ,мир ,окружающий дитя отражается на нем духовной стороной только через посредство той же среды-родного язы­ка.

Казахский народный этнос веками аккумулировал в своем бытовом укладе, обычаях ,обрядах присущие именно ему непов­торимые этнопедагогические традиции ,которые просто явля­ются " бездонным колодцем идей ",необходимых для реализа­ции в воспитании подрастающего поколения.

Художественное слово в самых разнообразных формах из­давна используется как одно из действенных средств в воспи­тании детей.Многие фольклорные произведения передавались из поколения в пололение именно в устной форме: это фантас­тические сказки, легенды,пословицы,поговорки,песни и сказа­ния. Устное народное творчество -это зеркало общественной жизни. Кочевой быт и уклад хозяйства оставили неизглади­мый след в художественном содержании фольклора казахского народа.

т

Казахские сказки отражили различные стороны жизни народа,выражали его чаяния и мечты.Сказки делились на несколько жанров :о животных, фантастические>бытовые,реалис­тические и сатирические.

В фантастических сказках прослеживается стремление людей к познанию и раскрытию тайн природы,изучению дале­ких стран .Широко популярны сказки " Ер Тостик", иКуламер- ген"Алтын сака"Карамерген " ,"Асан Кайгы" и мн. др. Герои фантастических сказок изображались находчивыми, умными,смелыми ,очень сильными,чуткими ,прозорливыми, достойными подражания.

В сказках о животных - верблюд, лошадь, овца, коза являя- лись друзьями ,а дикие звери -волк, лиса, медведь, тигр, змея- врагами человека.

Аяз би, Жиренше, Алдар Косе и другие герои бытовых и сатирических сказок изобличали жестоких и злобных ханов, жадных и корыстолюбивых баев и превращали их в объекты посмешища. Сказки повествуют об умных преданных, честных тружениках ,которые в конце концов обретают свое счастье.

Научившись сопереживать героям художественных произ­ведений , дети начинают замечать настроение близких и окру­жающих людей. У них формируются гуманные чувства способ­ность проявлять участие , доброту, различать справедли­вость. Это основа ,на которой воспитывается принципиаль­ность , честность ,настоящая гражданственность.

Знакомство ребенка с художественной литературой на­чинается с миниатюрного народного творчества-песенок, потешек, затем он слушает сказки. Глубокая человечность , предельно точная моральная направленность ,юмор, образность языка-особенности этих фольклорных произведений.

Путешествие в мир сказки развивает воображение,фан­тазию детей,побуждает их к сочинительству ,обогащает словарь и речь ребенка образными выражениями.,эпитетами оборотами.

Народные гуляния, празднества ,ритуалы невозможно представить без музыкального сопровождения. У казахов много различных музыкальных инструментов : адырна (струн­ный ),аса таяк ( в виде лопатки с прикрепленными погремушка­ми ), домбыра, дауылпаз (ударный, по типу барабана), жетиген ( семиструнный ,по типу гуслей ), желбуаз (малораспространен­ный,духовой ,изготовлен из выделанной шкуры с трубочками для издавания звука ,по типу волынки ),кыл кобыз, сакпан ( по типу трещетки ), колокольчики,свирели и мн.др.

Искусные народные музыканты сочиняли терме укюи - литературно-песенный жанр .По обыкновению домбрист перед исполнением кюя ,кратко излагал его содержание. Так,напри­мер, в кюе об жаворонке " Бозторгай" птица защищает своих птенцов от змеи .звуками домбры передается ее страх перед ней,предсмертная агония ,жалобные крики птенцов, дрожь крыльев их матери .наконец,ее последнее самопожертвование, когда она сознательно идет на гибель ради спасения своих дете нышей. Через звуки домбры можно почувствовать и прохлад­ный степной ветерок, и стремительный бег молодого рез­вого скакуна ,и красоту бескрайней цветущей степи ,и первые чувства зарождающейся любви.

Народные мелодии сопровождают ребенка с момента по­явления на свет и на протяжении всей жизни. Народные обычаи .связанные с наречением ребенка, шилдехана-той в честь новорожденного, первое укладывание ребенка в колыбель, праздник на сороковой день от рождения, первое купание, об­резание пут , атка мынгызу-посвящение в наездники, токым кагу -той, посвященный первому отъезду мальчика из роди­тельского дома, сундет той -обряд обрезания , тилашар той - начало обучения в школе -все эти торжества проходят в сопровождении обрядовых специальных мелодий,песен.

Особое место принадлежит колыбельным мелодиям,пес­ням .Ребенок с молоком матери ,под ее ласковые напевы прони­кается любовью к родным людям, к родному краю, чувствует свою принадлежность к великому народу. Сколько нежности, трепетного отношения к малышу .образных сравнений вносят матери в свои колыбельные. Подрастая, дети сами начинали петь запевки, заклички ,считалки, детские дразнилки ,самосто ятельно складывали собственные песни.

Поэтому,в современных условиях трудно недооценивать значение музыкального воспитания в призме народного опыта. На музыкальных занятиях, при ознакомлении с окружающим , с Родным краем, на занятиях по изобразительной -творческ

деятельности,в импровизациях, в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни необходимо чаще использовать казахские народные мелодии, напевы ,знакомить с народными инструмен тами, поощрять творческие проявления детей, создавать усло­вия для музыкальной самореализации.

Большое место в жизни казахов занимали народные раци­ональные игры .На праздниках, народных гуляниях молодые люди демонстрирован свои навыки в джигитовке, меткости, удаль ,силу. Детские национальные игры приняли вид имитации -езды на конях, ловля коня ,охота на волка. Атрибутика народ ных игр часто связана с бытовыми условиями кочевой жизни, например, очень много игр с участием Коня, как верного спут­ника казаха. Всевозможные скачки, кокпары, джигитовка под­разумевала использование конской упряжи, уздечки,камчи.

В развитии меткости ,глазомера не последнее место занима­ла стрельба из лука, метание аркана, игра в асыки.

Дети сначала подражали взрослым в игровой форме, где оттачивали свое мастерство, качества в выносливости,быст роте, силе, ловкости ,а затем привносили это и во взрослую жизнь. Точное воспроизведение быта ,серьезных жизненных дел в строгой последовательности имело цель путем много- кратного повторения игровых действий с малых лет привить ребенку уважение к существующему порядку вещей и обычаям, научить его правилам поведения в обществе.

Опыт народной педагогики произвел строгий отбор игр- большинство их может быть использовано и сегодня.

В современных условиях в дошкольных учреждениях широ­ко используются национальные игры разных народов, в том числе и казахские. В повседневной жизни ,на прогулках, на физкультурных и музыкальных занятиях, на занятиях по изу­чению казахского языка они вносят неоценимую помощь в осуществление пед.процесса. Ребята с огромным удовольстви­ем играют в " Айголек" (по типу Кованы-закованы цепи),

" Атбакыл" (Наездники)," Кыз куу " (Догони девушку), " "Котермек "(Подними-ка )," Такия тастамак" (Тюбитейка- Неви-

димка)",Октау тартыс " (Перетяни-ка)," Туилген орамал" (Завязанный платок ), Подними монету, Попади в цель , Асыки, Байга.

Народ веками стремился в художественной форме выра­зить свое отношение к жизни, любовь к природе ,свое понима­ние красоты .Изделия декоративно-прикладного искусства ,ко торые видят дети, раскрывают перед ними богатство куль­туры народа, помогают им усвоить нравы , обычаи,передавае­мые из поколения в поколение.,учат понимать и любить пре­красное.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.Яркие и сочные цвета узоров ,симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.Средимножества видов народного орнамента наиболее доступными для восприятия и изображения детьми является аппликация -древнейший при­ем художественного оформления изделий из кожи, сукна, войлока ,дерева. Содержание орнаментов народные художники черпали из окружающей жизни (животные,растения, цветы, птицы) и свободно перерабатывали их в декоративные формы.

Казахи были неотьемлимо связаны со скотоводством , поэтому в орнаментальном искусстве большое распростране­ние получили роговидные фигуры, в виде рогообразного завитка, ромбовидных, крестовидных форм , следов животных.

Аппликация рисование,лепка национальной посуды ,одеж­ды предметов домашнего обихода по мотивам народного орна мента при их воспроизведении детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на развитие художественных способностей ребенка воспитывают у них интерес к народно­му искусству. Воспитатели знакомят детей с лучшими образ­цами народного орнамента, беседуют с детьми об искусстве казахского народа рассматривают национальную одежду,пред­меты обихода -посуду,постель ,ювелирные украшения ,jме­бель , обустройство национального жилища -юрты и т.д. , связывая все это с необходимостью решения основных задач эстетического ,трудового, интернационального воспитания



Рекомендации

  1. Систематически проводить работу по развитию интереса детей к истории родного края ,обычаям ,традициям казахе кого народа на специально организованных занятиях.экскур сиях, праздниках,развлечениях.

  2. Продолжать знакомство детей с декоративно -приклад­ным искусством казахского народа через рассматривание предметов обихода,иллюстрации ,фотографии,альбомов.

3. Повышать степень художественной ,музыкальной ,педаго

гической образованности в свете принципов этнопедагоги ческих традиций казахского народа путем самообразова­ния педагогов.

4.Проводить тесную работу с родителями ,выявляя наиболее удачные традиции "народного"семейного воспитания ,где дети испытывают на себе разнообразное влияние старших, перенимают их привычки,наблюдают взаимоотношения ,учатся уважать старших. ( путем личного посещения и наблюдения в семье, бесед ,анкети­рования, обмена опытом между родителями. )


© 2010-2022