Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА РОССИИ»


Программа разработана на основании основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ», авторской учебной программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).
Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • учебный план, раскрывающий основные разделы и темы курса, контроль и количество часов
  • содержание тем учебного курса
  • учебно-тематический план. Основные темы делятся на подтемы.
  • контрольно-измерительные материалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

2. Адресат
Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».

3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).

4. Программное обеспечение Образовательная система «Школа России» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» с приложением на электронном носителе - М.: «Просвещение», 2012 (рекомендован МОиН РФ от 23.12.2009 г.);
  • В.П. Канакина «Русский язык». Рабочая тетрадь - М.: «Просвещение» 2015

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Русский язык» Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. К окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • звуки речи;
  • гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
  • названия букв и их последовательность в алфавите;
  • буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • начертания прописных букв;
  • правила написания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;
  • признаки предложения.
К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

6. Универсальные учебные действия. Планирование предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, целостное восприятие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, использование различных способов поиска (справочные источники, открытое учебное информационное пространство Интернета) и передачи информации).
Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;
  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Познавательные универсальные действия:
  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
  • классифицирование звуков по заданному основанию;
  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
  • синтез - составление целого текста из частей;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:


  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

7. Целевая установка Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика программы

  • Курс обучения - 34 часа - продолжение курса «Обучения грамоте»
  • Содержание программы позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в языковом развитии.

10. Основные содержательные линии курса

  • Фонетика
  • Лексика
  • Морфология
  • Графика
  • Орфография
  • Синтаксис и пунктуация
  • Чтение
  • Словообразование
  • Развитие речи
  • Письмо


Все содержательные линии курса интегрированы между собой и изучаются в течение всего курса. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем:
  • "Слово", которое рассматривается с четырех сторон:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами; - состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок); - грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); - лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
  • "Предложение". Знакомясь с предложением, обучающиеся:
- усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); - учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; - правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); - конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
  • "Текст". В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. У детей начинается формирование типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

11. Виды и формы организации учебного процесса Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную раьоту с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимопроверки.

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок развития речи. Урок внеклассного чтения.

12. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль - при введении нового материала,
  • взаимоконтроль - в процессе его отработки,
  • рубежный контроль - при проведении самостоятельных и проверочных работ по письму, при проверке техники чтения в течение курса «Обучение грамоте»,
  • итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму и проверку техники чтения по окончанию курса «Обучение грамоте».
Само- и взаимооценка осуществляются с помощью знаков !, +.

13. Объем и сроки изучения


Программа учебного курса общим объемом 34 часа, по 2 ч. в неделю. Изучается в течение 17-и учебных недель.

14.Библиографический список Список литературы для обучающихся, учебники:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» с приложением на электронном носителе - М.: «Просвещение», 2012
  • В.П. Канакина «Русский язык». Рабочая тетрадь - М.: «Просвещение» 2015
  • Методические пособия для учителя:
  • «Поурочные разработки по русскому языку» О.И. Дмитриева к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») - М.: «ВАКО», 2014
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 1 класс / Сост. И.В. Позолотина, Е.А. Тихонова. М.: ВАКО, 2013.
  • Шклярова Т.В. Орфографический словарь: Начальная школа. М.: ВАКО, 2013.
  • Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Начальная школа. М.: ВАКО, 2014.
  • Правила по русскому языку: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. М.: ВАКО, 2014.
  • Шклярова Т.В. Словарь иностранных слов: Начальная школа. М.: ВАКО, 2009.

15. Электронные ресурсы

ims.srkc.ru. vgf.ru [email protected], [email protected] n-shkola.ru

Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретическое

контроль

1

Наша речь

1

1

-

опрос

2

Текст, предложение, диалог

2

2

-

опрос

3

Слова, слова, слова…

3

2

1

Проверочная работа

4

Слово и слог. Ударение.

3

2

1

Проверочная работа

5

Звуки и буквы

25

23

2

Проверочные работы

Итого

34

30

4

Содержание тем учебного курса


Наша речь

Наша речь. Устная и письменная речь

Текст, предложение, диалог

Текст и предложение

Предложение. Диалог

Слова, слова, слова…

Роль слов в речи. Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

«Вежливые слова». Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

Урок-обобщение

Слово и слог. Ударение.

Слог как минимальная произносительная единица Деление слов на слоги. Перенос слов

Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги.

Урок-обобщение

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука.

Гласные звуки и буквы

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

Обозначение ударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными.

Слова с буквами И и Й

Урок-обобщение

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Глухие и звонкие согласные звуки

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Правописание парных согласных звуков на конце слов

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Заглавная буква в словах

Проект «Сказочная страничка»

Урок-обобщение

Повторение и обобщение изученного материала

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

Дата

теоретические

практические

1

Наша речь


1

1

-



Урок 1 Наша речь. Устная и письменная речь

1

1

-

опрос

11.01.

2

Текст, предложение, диалог


2

2

-


Урок 1

Текст и предложение

1

1

-

опрос

13.01.

Урок 2

Предложение. Диалог

1

1

-

самоконтроль

18.01.

3

Слова, слова, слова…

3

2

1



Урок 1

Роль слов в речи. Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

1

-

взаимоконтроль

20.01.

Урок 2

«Вежливые слова». Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1

1

-

опрос

25.01.

Урок 3

Урок-обобщение

1

-

1

Проверочная работа

27.01.

4

Слово и слог. Ударение.

3

2

1



Урок 1

Слог как минимальная произносительная единица Деление слов на слоги

Перенос слов

1

1

-

опрос

01.02.

Урок 2

Ударение (общее представление).

Ударные и безударные слоги.

1

1

-

опрос

03.02.

Урок 3

Урок-обобщение

1

-

1

Проверочная работа

15.02.

5

Звуки и буквы

25

23

2



Урок 1

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука.

1

1

-

опрос

17.02.

Урок 2

Гласные звуки и буквы

1

1

-

самоконтроль

22.02.

Урок 3

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах

1

1

-

взаимоконтроль

24.02.

Урок 4

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

1

1

-

опрос

29.02.

Урок 5

Обозначение ударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

1

-

самоконтроль

02.03.

Урок 6

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

1

-

опрос

07.03.

Урок 7

Согласные звуки и буквы.

Слова с удвоенными согласными.

1

1

-

опрос

09.03.

Урок 8

Слова с буквами И и Й

1

1

-

взаимоконтроль

14.03.

Урок 9

Урок-обобщение

1

-

1

Проверочная работа

16.03.

Урок 10

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

1

-

самоконтроль

28.03.

Урок 11

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

1

1

-

взаимоконтроль

30.03.

Урок 12

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1

1

-

самоконтроль

04.04.

Урок 13

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1

1

-

взаимоконтроль

06.04.

Урок 14

Глухие и звонкие согласные звуки

1

1

-

опрос

11.04.

Урок 15

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1

1

-

опрос

13.04.

Урок 16

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

1

1

-

самоконтроль

18.04.

Урок 17

Правописание парных согласных звуков на конце слов

1

1

-

взаимоконтроль

20.04.

Урок 18

Шипящие согласные звуки.

Проект «Скороговорки».

1

1

-

опрос

25.04.

Урок 19

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

1

1

-

опрос

27.04.

Урок 20

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

1

-

самоконтроль

02.05.

Урок 21

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

1

-

взаимоконтроль

04.05.

Урок 22

Заглавная буква в словах

1

1

-

опрос

11.05.

Урок 23

Проект «Сказочная страничка»

1

1

-

самоконтроль

16.05.

Урок 24

Урок-обобщение

1

-

1

Проверочная работа

18.05.

Урок 25

Повторение и обобщение изученного материала

1

1

-

самоконтроль

23.05

Итого

34

21

2



Контрольно-измерительные материалы


Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?


ВАРИАНТ 1 (стартовый, минимально допустимый уровень)

  1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Дождь, поёт, большой, иголка, лечит, зелёная.

  1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? - двумя чертами.

Писатель, стол, гусь, юла, щука, врач.

  1. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.

кот Барсик, корова Зорька, река Волга.

ВАРИАНТ 2 (базовый уровень)

  1. Подчеркни слова, которые обозначают предметы.

Чашка, белый, читает, роза, ленивый, убежал.

  1. Подчеркни слова, обозначающие одушевлённые предметы, одной чертой, слова, обозначающие неодушевлённые предметы, - двумя чертами.

Высокая башня, хитрая лиса, глубокое озеро, хищный зверь.

  1. Выпиши имена, фамилии, отчества людей и географические названия.

Мы учили стихи Александра Сергеевича Пушкина. В нашей стране много древних красивых городов: Владимир, Псков, Новгород.

Имена

Фамилии

Отчества

Географические названия

ВАРИАНТ 3 (продвинутый, творческий уровень)

  1. Подчеркни слова, обозначающие предметы.

Эй, спасайтесь поскорей:

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет,

Всех, кого ни встретит, клеит!

Склеил банки и бутылки,

Ложки, плошки, чашки, вилки.

Склеил книжки и игрушки,

Одеяла и подушки,

Склеил пол и потолок -

И пустился наутёк.

Б. Заходер

2.Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, обозначающее неодушевлённые предметы, и напиши их.

кот - … рак - … зверь - …

коза - … цапля - …

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена собственные.

Возвратясь под вечер с _оля,

Потеряла серёжку _оля.

Ту _ерёжку нашёл _ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя _ерёжка!

Я. Козловский

13


© 2010-2022