Урок по русскому языку на тему Роль имён прилагательных в речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 3 класса «Роль имен прилагательных в речи» Учитель: Тихая Н.Ю. Класс: 3 класс. «Школа 2100» Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.

Цели:

  • Образовательная: Способствовать формированию знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках, углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов


  • Развивающая: Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи


  • Воспитательная: Воспитывать умение грамотно и точно выражать свои мысли, работать над развитием речи

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационноеначало


  1. Мотивирующее введение в тему урока

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

У меня к вам предложение. Нас приглашают на форум. А что такое форум? (Мероприятие для обсуждения какой-либо темы, проблемы). В течение урока будьте внимательны, собирайте материал, который вам предстоит представить в своем публичном выступлении на тему

«Зимний лес», «Знакомые следы»,

«Наша планета Земля».

А сейчас представьте, что вы сидите на скамеечке и наблюдаете за картиной природы.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II.Актуализация знаний.



Работа с текстом.

Звучит музыка

Чтение текста учителем

Мне нравится зимний лес. Деревья наряжаются в пышные белые наряды. Лесные тропинки становятся непроходимыми.

Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц да сухой хруст веток в зимнем лесу.

- Что вы заметили в лесу? - Подчеркните, выделите цветом слова, которые помогли автору так красочно и зримо описать зимний лес: I вариант в первом абзаце, II - во втором. Если в некоторых словах есть сомнения - поставьте знак вопроса. - Какие слова вы подчеркнули? -Что это за слова? (Имена прилагательные). - Догадались, какой вопрос мы будем обсуждать на нашем форуме?




II. Формулирование проблемы.





Коллективный портрет имени прилагательного. -А теперь давайте составим коллективный портрет, вспомнив, что мы уже знаем об имени прилагательном. Я начинаю, вы продолжаете. Имена прилагательные Обозначают… признак предмета Отвечают… на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяются… по числам, родам, как и существительные Роль в предложении … !? Проблема Я вижу, что последние два вопроса вызвали у вас затруднения. Значит, попробуем решить эти вопросы в течение нашего урока. (Выяснить, как изменяются прилагательные и какова их роль в речи). - Ребята, я заметила, что N и N не выделили (или обозначили знаком ?) слова Тиха и безмолвна Запишите их. - А можно ли эти слова отнести к прилагательным? (Да) - Докажите, порассуждав, почему вы их отнесете к именам прилагательным? (Похожи на прилагательные тихая и безмолвная, только немного короче.) - Действительно, такие слова являются именами прилагательными, только использованы они в краткой форме. Их вы будете изучать в старших классах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений. Выход из проблемы. -А сейчас, ребята, я вам предлагаю отправиться в лабораторию лингвиста. -Что у меня в руках? (Лупа). -А зачем она нужна? (Чтобы исследовать) А что лингвист может исследовать? Кто это такой?(Это специалист в области языкознания) Кто расхаживал по снегу? Догадайся-ка по следу! Каждый снежный птичий след Затаил в себе секрет. Вот трёхзубчатые вилы- Это фазаны ходили. Мелких строчек вереница- Это прыгала синица. Каждый снежный птичий след Рассказал мне свой секрет. - Попробуйте и вы, работая в парах, подобрать слова-признаки предметов по форме, цвету и размеру. Слова запишите. А двое учащихся поработают по индивидуальному заданию.


СЛЕД ЕЛЬ НЕБО (серый) (зелёный) (голубой) заячий высокая голубое круглый зелёная светлое большой конусовидная бескрайнее
-Зачитайте, какие слова вы отнесли к слову след? ель? небо?

- Какую связь вы заметили между именем существительным и именем прилагательным? (Что имя прилагательное относится к имени существительному, т.е. прилагается).

-Что общего у этих частей речи? (Род, число)

- А теперь распределите эти слова на группы. (На интерактивной доске выполняют перемещение). Размер ( большой, бескрайнее, высокая, ) Форма (круглый, конусовидная) Цвет (зелёная, голубое, светлое) - А сейчас что мы узнали? - Что заметили? Все ли слова мы распределили? - Порассуждайте, пожалуйста, будет ли слово заячий относиться к имени прилагательному? - На какой вопрос оно отвечает? (Чей?). - А на кого или на что указывает? (На принадлежность к живому существу).


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Применяем знания, умения

Ребята, в зимнем лесу очень много тайн, секретов, загадок. Давайте некоторые из них откроем. На лесной полянке встретились Заяц и Сорока.

Сценка «Диалог лесных жителей» - Прочитайте выразительно диалог. А вы, ребята, внимательно прослушайте и назовите прилагательные, указывающие на принадлежность к животному. Диалог «Сорока и заяц» - Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы! -Э-э, Сорока, всё равно плохо… - Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги! -Э-э, Сорока, невелико счастье… - Вот бы тебе, косой, да рысьи когти! - Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
-Ребята, а о ком так могут сказать? (О человеке).

-Попробуйте объяснить значение выражения заячья душа (трусливая, пугливая, осторожная).

-Это фразеологизм, говорящий о робком, трусливом человеке.

- К какому качеству человека вы его отнесете: положительному или отрицательному?

А я хочу отметить ваши положительные качества: вы сегодня умные, активные, дружные!

V.Закрепление.

Рефлексия
-Ребята, вам хватило сегодня на уроке информации для того, чтобы теперь публично выступить на нашем форуме? -Что вы узнали? Что осмыслили? Над чем задумались? Что попробовали? (Узнал о кратких прилагательных. Узнал, что прилаг. отвечают на вопрос чей? Осмыслил, что прилаг. называют предметы по форме, цвету, размеру, указывают на живое существо, характеризуют человека. Попробовал связать имя существительное с именем прилагательным. Задумался над тем, как много прилагательных, которые можно употреблять в речи. Задумался над тем, какую выразительность и красоту придают прилагательные.
-Я вам предлагаю поработать в группах, составив текст для своего публичного выступления. Выберите одного человека, который выступит на нашем форуме.
-Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Лес.

(Зимний) лес. Светит (яркое) солнце. (Белый) снег покрыл землю (пушистым) ковром. (Лёгкие) снежинки кружатся в хороводе.

Знакомые следы.

Хорошо бежать по (чистому) снегу! А на снегу много (разных) следов. Вот синичка оставила свой (крохотный) след на (снежной) скатерти. Чисто и бело кругом!

Наша планета Земля.

Какая (красивая) наша Земля! Я знаю, что она одна такая: (богатая, прекрасная, светлая). Давайте не забывать про (бережное) отношение к природе! Публичное выступление учащихся.
Ребята, спасибо вам за работу. Вы сегодня оставили добрый след в моей душе, и я думаю в жизни вы оставите ещё много таких приятных следов. Берегите себя и своих близких!

VI.Д/з с.79, упр.312



© 2010-2022