Программа по внеурочной деятельности Юные инспекторы дорожного движения для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Назначение программы
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения - социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: - системы знаний о природе, обществе, человеке; - умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; - коммуникативных и информационных умений; - системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Рабочая программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для обучающихся 1 класса, возраст - 6,5 - 7 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011 год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой. . Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2). Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов: - Федеральная целевая программа ПП РФ от 20.02.2006 №100 "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей. 2. Актуальность программы - при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

3. Новизна:

- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. 4. Цель программы:

  • вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

5.Задачи программы:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

  • привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

  • вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.



6. Содержание программы

№ темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

всего

1

Азбука улицы

5

3

8

2

Юные пешеходы

1

1

2

3

Регулирование дорожного движения

3

2

5

4

Дорожные знаки

7

3

10

5

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

3

4

7

Всего

19

13

32



  1. Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия - 1 Б класс

  1. Объем часов - 32 часа (1 час в неделю)



  1. . Формирование универсальных учебных действий

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;


Регулятивные


использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


10.Ожидаемые результаты: знать: - историю возникновения ПДД; - безопасный путь из дома до школы; - дорожные знаки; сигналы светофора; - виды транспорта; - причины ДТП; - правила поведения в транспорте. уметь: - применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог; - выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию; - оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки: - дисциплины, осторожности; - предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха. Формы подведения итогов: Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме - игр-состязаний; - тестирование;



11.Учебно - методическая литература для учителя

  1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. - сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.

  2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина. -М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).

  3. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. -М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).

  4. Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. - С-Петербург "ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК",2007.-30 с. (ПДД).

  5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

  6. Энциклопедия «Все обо всем».

  7. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

  8. Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.












Календарно -тематический план на 2012-2013 год


№ п\п

№ занятия

в теме

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Практика.

Теория.

всего



Азбука улицы

5

3

8


1-четверть (9ч.)

1

1

Мы идём в школу.

1

1

5.09

2

2

Наша улица, деревня, где мы живём.

0,5

0,5

1

12.09

3

3

Экскурсия «Наша улица, деревня, где мы живём».

1

1

19.09

4

4

Элементы дороги

1

1

26.09

5

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

1

3.10

6

6

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

0,5

0,5

1

10.10

7

7

Практическое занятие на площадке безопасности «Безопасный путь».

1

0

1

17.10

8

8

Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог».

1

0

1

26.10

Личностные

· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Метапредметные

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные

· использование речи для регуляции своего действия;

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· ставить вопросы;

· обращаться за помощью;



Юные пешеходы

1

1

2


9

1

Требования к пешеходам

1

1

31.10 2-чтверть (7ч.)

10

2

Тематическое рисование «Я -пешеход»

1

1

14.11

Личностные - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Метапредметные

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные - использование речи для регуляции своего действия; -адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулирование дорожного движения

3

2

5


11

1

Сигналы регулировщика.

0,5

0,5

1

21.11

12

2

Сигналы светофора.

1

1

28.11

13

3

Творческая работа. Изготовление макета светофора

0,5

0,5

1

5.12

14

4

Тренировочная игра «Помощники на дороге»

1

1

12.12


15

5.

Творческая работа

1

1

19.12


Личностные

· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Роявлять внимание , удивление желание больше узнать,

Метапредметные

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( чужой своей)

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· ставить вопросы;

· обращаться за помощью;



Дорожные знаки

7

3

10


16

1.

Группы дорожных знаков.

1

1

26.12

3-четверть (9ч.)

17

2.

Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

16.01

18

3.

Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

23.01

19

4.

Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

30.01

20

5.

Знаки сервиса. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

6.02

21

6.

Информационно - указательные знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

13.02

22

7.

Дорожная разметка. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

27.02

23

8.

Проектная работа «Дорожные знаки».

1

1

6.03

24

9.

Подготовка к празднику «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

13.03

25

10.

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

20.03

Личностные

· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Роявлять внимание , удивление желание больше узнать,

Метапредметные

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( чужой своей)

Коммуникативные - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника;

4-четверть (7ч.)



Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

2

5

7


26

1

Из истории транспортных средств.

1

1

3.04

27

2

Творческая работа. «Автомобиль из прошлого»

1

1

10.04

28

3

Современный транспорт.

1

1

17.04

29

4.

Общественный транспорт. Обобщение

1

1

24.04

30

5

Транспорт особого назначения

1

1

8.05

31

6

Опасности при посадке и высадке из транспорта

1

1

15.05

32

7

Проектная работа «Транспорт»

1

1

22.05

Всего

19

13

32


Личностные

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

- способность к самооценке;

Метапредметные

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;



Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




















© 2010-2022