- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов»
«Формирование здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондратюк Т.Н. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Формирование здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов»
НОУ «Православная гимназия
во имя святителя Иннокентия
(Вениаминова), митрополита
Московского» г. Братска
Учитель начальных классов
Кондратюк Татьяна Николаевна
На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Мы считаем, что необходимо формировать приоритет и культуру здоровья у всех участников образовательного процесса. Предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья возможно через формирование в ней здоровье сберегающего пространства. Предоставляю опыт работы по формированию здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни является чрезвычайно актуальной. По данным Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к наиболее неблагополучным территориям по заболеваемости детского населения относится и г. Братск. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Многие из выявленных патологий, как заявляют врачи, можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания и популяризации ЗОЖ в образовательных учреждениях. С 2011 года в НОУ «Православная гимназия» видит свою миссию в создании для каждого ученика возможности реализовать свой лидерский потенциал, подготовить личность ребенка к достижению успеха и самореализации в обществе через создание комплекса социальных проектов. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Цель нашей работы:
- Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
- Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
- Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
- Теоретический
- Практический:
- - коллективный проект во внеклассной работе;
- - урок в режиме проектного обучения;
- - опытно-экспериментальная работа.
- Мотивационный
- Планирующий
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
- представляют проект на конференции
- оформляют портфолио
- готовят стендовую защиту
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.
Банк проектов
Социальный паспорт проекта «Почему болеют дети» Актуальность: Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем - через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. Задачи проекта:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
- способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.
1.Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.
2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек.
3.Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни.
4. Развитие творческой деятельности школьников. Этапы реализации проекта Аналитический, диагностический этап
- Организация деятельности творческой группы.
- Планирование работы по проекту.
- Изучение мотивационной сферы воспитанников в области здоровье сбережения.
- Организация проектной деятельности учащихся.
- Написание сценария мини-спектакля.
- Подготовка представления.
- Этапы работы над проектом:
- Анкетирование одноклассников и их родителей;
- Беседы со специалистами (школьной медсестрой) и массажистом;
- Поиск информации в Интернете и других источниках;
- Подготовка к презентации проекта;
- Предполагаемый результат: выбрать комплекс рекомендаций «Неболейка»
- Презентация итогов проекта в виде театрального представления.
- Рефлексия деятельности.
Социальный паспорт проекта «Влияние пыли на здоровье школьников» Вид проекта: исследовательский, информационный, индуктивный. Возраст: 1-4 класс Цель: определить, от чего зависит уровень запыленности помещений гимназии. Задачи:
- узнать, что такое пыль;
- какая бывает пыль;
- какую опасность представляет пыль для здоровья человека;
- как с ней бороться;
- определить уровень и причины запылённости помещений школы;
- создать информационную презентацию «Влияние пыли на здоровье школьников»
- Выбрать комплекс рекомендаций, как можно обеспечить чистоту в помещении гимназии;
- Выступить с презентацией проекта перед детьми и родителями на мероприятии « День открытых дверей».
Социальный проект «Сколько весит здоровье ученика» Актуальность темы Болезни опорно-двигательного аппарата - одни из самых распространенных. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев. Цель исследования: Обратить внимание на состояние своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Задачи:
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
- Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
- Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
- Предложить свои способы решения проблемы.
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
- Выступить перед обущающимися начальной школы.
Проект «Влияние компьютера на здоровье младшего школьника» Проблема: при работе за компьютером ухудшается зрение. Гипотеза исследования: при неправильной работе за компьютером ухудшается зрение. Цель: изучить влияние компьютера на зрение. Задачи:
- Отобрать литературу по теме.
- Изучить материал по теме.
- Провести анкетирование среди учащихся 1-4 классов.
- Исследовать данные медицинских карт учащихся по состоянию здоровья за 3 последних года.
- Обобщить материал по теме.
- Дать рекомендации по гигиене зрения.
Проект « Зачем нужна сменная обувь» Тип проекта: социальный, творческий. Заказчик проекта: администрация школы. Цель проекта: создание условий для осознания необходимости соблюдения санитарно - гигиенических правил и норм учащимися школы. Задачи: - узнать из разных источников информации состав пыли, какую опасность она представляет; - провести опрос учащихся школы, медицинских работников о важности сменной обуви для здоровья; - исследовать степень запылённости школьного пространства, взять пробы со сменной обуви учащихся разных классов; - оформить рекомендации для учащихся школы в виде рекламных плакатов, презентации сказки. Основные проблемы, которые решает проект: - Какую опасность представляет пыль, где в школе больше всего пыли? - Все ли учащиеся школы ходят в сменной обуви? - Как убедить школьников соблюдать санитарно - гигиенические правила? Маршрутный лист проекта. I. Мотивационный этап: идея создания, значимость проекта. II. Этап планирования: обсуждение названия проекта, направлений работы, деление на группы. 1.Провести социологический опрос «Зачем нужна сменная обувь?». 2.Снять пробы с подошвы сменной обуви. 3. Решить-как же убедить школьников не только носить в школу сменную обувь, но и следить за её чистотой?
- Придумать рекламные плакаты о сменной обуви и разместили их в раздевалке, спортивном зале.
- Выпустить школьную газету «Будем здоровы: я, мои друзья, моя семья»
- Сочинить «Оду чистым ботинкам».
Проект « Почему болят зубы? Проблема: Почему болят зубы?Как возникает кариес? Цель исследования: Ответить на вопрос, почему болят зубы и как этого избежать. Что же такое зубы и почему они болят? Задачи исследования:
- выяснить почему болят зубы;
- выяснить надо ли чистить зубы и как часто или можно просто пожевать жевательную резинку;
- выяснить, как часто надо посещать стоматолога, чтобы зубы не болели
Опытно-экспериментальная работа
- Участие в 3городской научно - практической конференции « Я познаю мир» «Почему болеют дети» - диплом 1 степени, 2012
- Участие в 4 научно - практической конференции « Я познаю мир»- « Влияние пыли на здоровье школьников»- диплом 3 степени,2013
- Участие во всероссийском конкурсе «Зимняя олимпиада по здоровью - конкурс зимних проектов «Закалка, тренировка и здоровое питание в стране Неболейке»- 1 место,2013г.
- Участие в 5 городской научно практической конференции « Я познаю мир»- грамота 4 место,2014
- Защита учебного проекта «Были о пыли», на Иннокентьевской научно - практической конференции -1 место, 2012г.
- Обобщение и представление опыта работы МО учителя начальных классов на семинаре «Использование проектной технологии» в рамках недели «Уроки педагогического мастерства»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, М 2011г
-
Громова Л.А. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ
-
Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников» Просвещение,20084. Тарасова Т.И.. Журнал «Начальная школа»№ 10, 2012г,
-
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.