- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект По дорогам сказок
Проект По дорогам сказок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова И.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коллективный проект: "По дорогам сказок".
Автор проекта: Жукова И.В.
Участники: 3-Б.
Аннотация проекта.
Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Тип проекта: поисково - творческий.
Тип проекта по предметной области: литературное чтение.
Тип проекта по форме: коллективный (работа в группах).
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность.
Работа по данному проекту обусловлена тем, что большая часть учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Работа над сказками даёт следующие результаты:
• Повышает концентрацию внимания;
• Создаёт положительный настрой;
• Снимает эмоциональное напряжение;
• Способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит великую эстетическую радость.
Цели:
- Раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок.
- Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать.
Задачи:
• Уметь давать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки;
• развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение;
• уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.
Механизм реализации проекта:
Реализация проекта происходит в рамках ОУ под руководством классного руководителя при тесном взаимодействии с родителями учащихся 3 Б класса, школьным библиотекарем.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап (погружение в проект).
Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта.
Затем учитель ставит задачу - наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.
(Проводится в виде « мозгового штурма»: все предлагают свои идеи, совместно с учащимися отбирается наиболее подходящие).
В результате на доске прописываются заготовки для будущего проекта.
Дети делятся по желанию на четыре основные группы:
1-ая - Что такое сказка?
2-ая - Какие бывают сказки?
3-ая - Что несет в себе сказка?
4-ая - Почему люди любят сказки?
Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта.
1-ая группа
- Формулирование определения сказки.
В ходе исследования были найдены следующие формулировки:
1) Сказка - это научно - фантастическое произведение.
2) Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
3) Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.
Группой была выбрана вторая формулировка.
Также группой было выяснено, какие вымышленные герои и фантастические предметы чаще всего встречаются в сказках. Ребята оговаривают какие рисунки по теме "Положительные и отрицательные герои" необходимо вставить в презентацию. Было также предложено вставить и фотографии о групповом мини - проекте "Моя книжка - малышка".
2-ая группа
- Создание классификаций сказок по различным признакам.
Предлагаемые признаки классификации:
1) По авторству
2) По видовым особенностям.
Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры.
3-ая группа
Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?
После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка - это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку.
4-ая группа.
Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответы. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно - оформительский этап
- Работа над презентацией "По дорогам сказок"
- Оформление проекта
- Работа над текстом защиты проекта
IV. Презентационный. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Написание сценария защиты проекта.
- Подготовка к публичной защите проекта.
- Защита проекта.
V. Контрольный этап.
- Анализ результатов.
- Оценка продукта.
Защита проекта.
1.Вступление. (Слайд 1 -3).
Учитель.
- Уважаемые гости. Вашему вниманию будет представлен проект "По дорогам сказок". Здесь присутствуют ребята, которые приняли самое активное участие в этой работе.
Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас вместе с нами отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок, в прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Ученик 1.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка - птица:
Чуть спугнешь - и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Ученик 2
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
Ученик 3.
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
Ученик 1.
Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы сами можем знакомиться с народной мудростью.
Ученик 2.
Древние традиции народов заложены в сказках. Их любят читать и взрослые и дети. Они сопровождали человечество на протяжении многих веков его истории.
Ученик 3. (Слайд 4)
Почему же люди с таким удовольствием вновь и вновь готовы оправиться в этот удивительный сказочный мир?
Мы провели большую исследовательскую работу по этому вопросу и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.
II. Основная часть
Ученик 4. (Слайд 5)
Для предстоящих исследований наш класс разбился на несколько групп, которые занимались изучением следующих вопросов:
- что такое сказка?
- какие бывают сказки?
- что несет в себе сказка?
- почему люди любят сказки?
Ученик 5. (Слайд 6)
Первый вопрос, который мы раскрыли - "Что такое сказка?" Из нескольких найденных определений мы составили свою формулировку:
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ученик 6. (Слайд 7)
Знакомясь с многочисленными героями сказок мы пришли к выводу, что большинство из них вымышленные и их не встретишь в реальной жизни.
Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник,
Джинн, Великан…
Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр - самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик 1. (Слайд 8)
В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои.
Вот так видят героев сказок наши ребята. (Слайд 9-12)
А вот какие книжки у нас получились в результате мини - проекта "Книжки-малышки". (Слайд 13-14)
Ученик 2. (Слайд 15)
На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:
Сказки делятся на народные и авторские. Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных.
Ученик 3. (Слайд 16-19)
Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки. Например,
1.Колобок (русская сказка) - Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.
2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка
4.Сивка-бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк-Горбунок
Ученик 4. (Слайд 20)
В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов: присказка, зачин, завязка, концовка.
Ученик 5. (Слайд 21)
Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.
Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были., В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 22-23)
Сказки - это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.
Сказки учат:
различать добро и зло
справедливости
храбрости
честности
дорожить дружбой
Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Ученик 1. (Слайд 24)
Мы провели анкетирование среди одноклассников, сверстников и взрослых и пришли к следующим выводам:
большинство опрошенных считают, что сказки они любят
- за счастливый конец и победу добра над злом,
- за встречу с волшебным миром,
- за урок доброты и любви,
- за их мудрость.
III. Заключение.
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают -
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
IV. Тест для зрителей "Знаешь ли ты сказки?"
Презентация.
Список литературы
Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, М., Издательство
Пропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. - М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. - М.: «Высшая школа», 1966.
Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.
Детская энциклопедия. М., 1977.
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю.,др. Метод проектов в начальной школе: система реализации. - Волгоград: Учитель, 2010.
Использованные в проекте материалы.
Архив учебных программ и презентаций
o-detstve.ru
ru.wikipedia.org/
nsportal.ru.