Проект По дорогам сказок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коллективный проект: "По дорогам сказок".

Автор проекта: Жукова И.В.

Участники: 3-Б.

Аннотация проекта.

Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.

Тип проекта: поисково - творческий.

Тип проекта по предметной области: литературное чтение.

Тип проекта по форме: коллективный (работа в группах).

Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.

Продукт: презентация "По дорогам сказок".

Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?

Актуальность.

Работа по данному проекту обусловлена тем, что большая часть учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.

Работа над сказками даёт следующие результаты:

• Повышает концентрацию внимания;

• Создаёт положительный настрой;

• Снимает эмоциональное напряжение;

• Способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит великую эстетическую радость.

Цели:

- Раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок.

- Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать.

Задачи:

• Уметь давать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки;

• развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение;

• уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.


Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.

Механизм реализации проекта:

Реализация проекта происходит в рамках ОУ под руководством классного руководителя при тесном взаимодействии с родителями учащихся 3 Б класса, школьным библиотекарем.


Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный этап (погружение в проект).

Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта.

Затем учитель ставит задачу - наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

(Проводится в виде « мозгового штурма»: все предлагают свои идеи, совместно с учащимися отбирается наиболее подходящие).

В результате на доске прописываются заготовки для будущего проекта.

Дети делятся по желанию на четыре основные группы:

1-ая - Что такое сказка?

2-ая - Какие бывают сказки?

3-ая - Что несет в себе сказка?

4-ая - Почему люди любят сказки?

Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.

II. Основной этап создания проекта.

1-ая группа

- Формулирование определения сказки.

В ходе исследования были найдены следующие формулировки:

1) Сказка - это научно - фантастическое произведение.

2) Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

3) Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

Группой была выбрана вторая формулировка.

Также группой было выяснено, какие вымышленные герои и фантастические предметы чаще всего встречаются в сказках. Ребята оговаривают какие рисунки по теме "Положительные и отрицательные герои" необходимо вставить в презентацию. Было также предложено вставить и фотографии о групповом мини - проекте "Моя книжка - малышка".

2-ая группа

- Создание классификаций сказок по различным признакам.

Предлагаемые признаки классификации:

1) По авторству

2) По видовым особенностям.

Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры.

3-ая группа

Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?

После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка - это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку.

4-ая группа.

Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответы. Делает вывод по поставленному вопросу.

III. Трансляционно - оформительский этап

- Работа над презентацией "По дорогам сказок"

- Оформление проекта

- Работа над текстом защиты проекта

IV. Презентационный. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

- Написание сценария защиты проекта.

- Подготовка к публичной защите проекта.

- Защита проекта.

V. Контрольный этап.

- Анализ результатов.

- Оценка продукта.

Защита проекта.

1.Вступление. (Слайд 1 -3).

Учитель.

- Уважаемые гости. Вашему вниманию будет представлен проект "По дорогам сказок". Здесь присутствуют ребята, которые приняли самое активное участие в этой работе.

Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас вместе с нами отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок, в прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.

Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Ученик 1.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка - птица:

Чуть спугнешь - и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

Ученик 2

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Ученик 3.

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Ученик 1.

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы сами можем знакомиться с народной мудростью.

Ученик 2.

Древние традиции народов заложены в сказках. Их любят читать и взрослые и дети. Они сопровождали человечество на протяжении многих веков его истории.

Ученик 3. (Слайд 4)

Почему же люди с таким удовольствием вновь и вновь готовы оправиться в этот удивительный сказочный мир?

Мы провели большую исследовательскую работу по этому вопросу и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.

II. Основная часть

Ученик 4. (Слайд 5)

Для предстоящих исследований наш класс разбился на несколько групп, которые занимались изучением следующих вопросов:

- что такое сказка?

- какие бывают сказки?

- что несет в себе сказка?

- почему люди любят сказки?

Ученик 5. (Слайд 6)

Первый вопрос, который мы раскрыли - "Что такое сказка?" Из нескольких найденных определений мы составили свою формулировку:

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Ученик 6. (Слайд 7)

Знакомясь с многочисленными героями сказок мы пришли к выводу, что большинство из них вымышленные и их не встретишь в реальной жизни.

Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник,

Джинн, Великан…

Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр - самолёт, Клубок, Яблоко.

Ученик 1. (Слайд 8)

В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои.

Вот так видят героев сказок наши ребята. (Слайд 9-12)

А вот какие книжки у нас получились в результате мини - проекта "Книжки-малышки". (Слайд 13-14)

Ученик 2. (Слайд 15)

На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:

Сказки делятся на народные и авторские. Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных.

Ученик 3. (Слайд 16-19)

Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки. Например,

1.Колобок (русская сказка) - Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.

2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка

4.Сивка-бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк-Горбунок

Ученик 4. (Слайд 20)

В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов: присказка, зачин, завязка, концовка.

Ученик 5. (Слайд 21)

Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.

Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.

Самые известные зачины: «Жили-были., В некотором царстве, в некотором государстве…

Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).

Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.

Ученик 6. (Слайд 22-23)

Сказки - это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.

Сказки учат:

различать добро и зло

справедливости

храбрости

честности

дорожить дружбой

Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Ученик 1. (Слайд 24)

Мы провели анкетирование среди одноклассников, сверстников и взрослых и пришли к следующим выводам:

большинство опрошенных считают, что сказки они любят

- за счастливый конец и победу добра над злом,

- за встречу с волшебным миром,

- за урок доброты и любви,

- за их мудрость.

III. Заключение.

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают -

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

IV. Тест для зрителей "Знаешь ли ты сказки?"

Презентация.

Список литературы

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, М., Издательство

Пропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. - М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.

Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. - М.: «Высшая школа», 1966.

Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.

Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.

Детская энциклопедия. М., 1977.

Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю.,др. Метод проектов в начальной школе: система реализации. - Волгоград: Учитель, 2010.


Использованные в проекте материалы.

Архив учебных программ и презентаций

o-detstve.ru

ru.wikipedia.org/

nsportal.ru.


© 2010-2022