Конспект урока по русскому языку Возвратная форма глаголов (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться Цели: - овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1 - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». Языковая разминка. 1. - Прочитайте слова. В какой они форме? (В начальной.) Белый, раздвинуть, сухой, зелёный, листок, подснежник, трава. - Измените эти слова, составьте из них предложение. Запишите с комментированием. (Белые подснежники зелёными листьями раздвинут сухую траву.) - Обозначьте все изученные орфограммы. 2. Разбор по составу слова подснежники (слово обозначает «цветок, появляющийся из-под снега», образовано от слова снег с помощью суффикса -ник- и приставки под-). 3. Разбор глагола раздвинут как части речи.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.









1 3 3 4 На слайде (доске) строчки: - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… - Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».) - Назовите глаголы. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет -ся на конце.) - Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.) - Какие вопросы у вас возникают? (Что такое -ся? Как называются такие глаголы?) - Какие вопросы можно задать к теме урока? (Учитель вместе с детьми составляет план.) - Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

III. Открытие новых знаний.

  1. 3 4 5 2 1
Работа в учебнике. 1. Введение понятия возвратный глагол. Наблюдение по учебнику (с. 94). а) Упр. 274 - сравниваются глаголы с -ся и без -ся. Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.) - В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.) Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом - местоимением - и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам). Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу? (Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) - Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?) Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке. - Как же называются глаголы с суффиксом -ся? - Запишите тему урока в тетрадях. - Какие ключевые слова можете назвать? - Что такое -сь? Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.) - Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность? (Входит в основу слова, может стоять после окончания.) 2. Выведение правила написания -ться и -тся. а) Наблюдение по учебнику с. 94-95 (упр. 274). Прочитайте два столбика глаголов с -ся.
- Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь перед -ся и нет ь.) - Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? (Ошибиться в выборе ь.) - Произнесите ещё раз эти глаголы. Что вы слышите на месте этих буквосочетаний? ([ца].) Значит, произносятся глаголы, оканчивающиеся на -ться/-тся одинаково, а пишутся по-разному. Как же выбрать правильное написание? б) Упр. 274. Продолжение наблюдения. - Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. - Что можно написать вместо точек? - Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) - Запишите карандашом вопросы вместо точек. - В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? - Запишите название формы рядом с вопросом. - Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика? (В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.) Сделайте вывод: что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов, оканчивающихся на [ца] (-тся и -ться?) (Надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму.) 3. Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95). - Прочитайте 2-е правило в рамке и текст после него. - Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс.) - Какие два способа проверки запомнили? Как они обозначаются графически? Приведите свои примеры, запишите в тетради, обозначьте орфограмму. - Составьте схему правила.

Конспект урока по русскому языку Возвратная форма глаголов(4 класс)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3 2
Работа в учебнике. 1. Упр. 275 - развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму разными способами. Сначала работа выполнятся с комментированием, затем самостоятельно. 2. Упр. 276 - развивается умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), писать глаголы с буквосочетаниями -ться или -тся, объяснять выбор написаний. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

V. Итог урока.


4 4 - Запишите ключевые слова урока. (Возвратный, -ся, глаголы на -ться/-тся.)

- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

VI. Домашнее задание. 1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему. 2. Упр. 6, с. 96.

© ООО «Баласс», 2015 5

© 2010-2022