- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Возвратная форма глаголов (4 класс)
Конспект урока по русскому языку Возвратная форма глаголов (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Свяжина Е.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться Цели: - овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2 3 1 - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». Языковая разминка. 1. - Прочитайте слова. В какой они форме? (В начальной.) Белый, раздвинуть, сухой, зелёный, листок, подснежник, трава. - Измените эти слова, составьте из них предложение. Запишите с комментированием. (Белые подснежники зелёными листьями раздвинут сухую траву.) - Обозначьте все изученные орфограммы. 2. Разбор по составу слова подснежники (слово обозначает «цветок, появляющийся из-под снега», образовано от слова снег с помощью суффикса -ник- и приставки под-). 3. Разбор глагола раздвинут как части речи.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3 4 На слайде (доске) строчки: - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… - Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».) - Назовите глаголы. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет -ся на конце.) - Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.) - Какие вопросы у вас возникают? (Что такое -ся? Как называются такие глаголы?) - Какие вопросы можно задать к теме урока? (Учитель вместе с детьми составляет план.) - Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе.
III. Открытие новых знаний.
- 3 4 5 2 1
- Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь перед -ся и нет ь.) - Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? (Ошибиться в выборе ь.) - Произнесите ещё раз эти глаголы. Что вы слышите на месте этих буквосочетаний? ([ца].) Значит, произносятся глаголы, оканчивающиеся на -ться/-тся одинаково, а пишутся по-разному. Как же выбрать правильное написание? б) Упр. 274. Продолжение наблюдения. - Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. - Что можно написать вместо точек? - Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) - Запишите карандашом вопросы вместо точек. - В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? - Запишите название формы рядом с вопросом. - Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика? (В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.) Сделайте вывод: что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов, оканчивающихся на [ца] (-тся и -ться?) (Надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму.) 3. Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95). - Прочитайте 2-е правило в рамке и текст после него. - Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс.) - Какие два способа проверки запомнили? Как они обозначаются графически? Приведите свои примеры, запишите в тетради, обозначьте орфограмму. - Составьте схему правила.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Развитие умений.
- 4 5 6 1 3 2
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
V. Итог урока.
4 4 - Запишите ключевые слова урока. (Возвратный, -ся, глаголы на -ться/-тся.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
VI. Домашнее задание. 1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему. 2. Упр. 6, с. 96.
© ООО «Баласс», 2015 5