- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательский проект Как жили люди в старину
Исследовательский проект Как жили люди в старину
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бархатова Л.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самодедская средняя школа»
Плесецкого района Архангельской области
Как жили люди в старину
Исследовательская работа
Выполнила
Мельник Яна,
ученица 4 класса
Руководитель:
Бархатова Л.С,
учитель начальных классов
п.Самодед 2016г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………..….3
2. Устройства русско-народного дома……………………………4
2.1.Старинная посуда………………………………………………5
2.2.Одежда крестьян………………………………………………5
2.3.Хозяйская утварь………………………………………………6
2.4.Древнерусская кухня…………………………………………6
3.Заключение……………………………………………………....7
4. Литература………..…………………………………………........8
-
ВВЕДЕНИЕ
Память - это не только сохранение прошлого,
это - забота о вечности.
Д. С. Лихачев
История - это память о прошлом, знания, понимания и переживания. Изучение истории своего родного края, национальной культуры является одной из актуальных задач современности. За последнее время произошли значительные изменения, проанализировать эти перемены, их причины и последствия представляется очень важным. Изменения коснулись буквально всех сторон жизни моего посёлка. Научное обдумывание этих процессов, объективное изучение истории и культуры русского народа способствует сохранению многообразия России и определяет актуальность темы исследования. Я убеждена: сейчас просто необходимо прикоснуться к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитывать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Мне захотелось по - больше узнать, что было в 17-18 веках, чем в то время занимались люди и как жили.
Цель работы: Приобщение к духовным ценностям и истории своего народа, отечества и семьи.
Задачи:
Познакомить с культурой Древней Руси и русичей .
Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
Сохранить и передать детям культурное наследие предков.
Новизна работы
В практической части нашего исследования мы попробовали сделать своими руками наглядное пособие, изба.
Используемые методы:
изучение литературы и источников;
сравнительно-исторический метод.
Поиск в интернете.
3
-
УСТРОЙСТВА РУССКО - НАРОДНОГО ДОМА
В древней Руси дом был устроен не так как сейчас. Видна была, только крыша всё остальное было вкопано в землю. Такой дом называется землянка (слайд№ 2 ).
Первоначально избы у простолюдинов были чёрные, т.е. без труб, дым выходил в маленькое волоковое окно. Позднее появились белые избы с трубами.
Раньше стёкол не было, и на волоковые окна натягивали бычий пузырь. Рамные окна в избах стали использовать с появлением стёкол.
Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже поговорка была: «Плясать от печки» (то есть начать с главного). При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением (слайд № 3 )
По диагонали от печи в доме находился Красный угол (слайд № 4 ) . Это было самое святое место - в нем помещались иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься на них. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Лавки делались широкими и крепились к стенам избы ( слайд № 5 ). На них можно было спать. А на скамьях сидели и их можно было передвигать (слайд№ 6 ). Кроме лавок спали еще на полатях - деревянном настиле, устраиваемом под потолком между печкой и стеной (слайд№ 7 ). А дети спали в зыбках (слайд№ 8 ),(зыбка-подвесная колыбель, люлька )детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти, а внутри их всегда привешивались иконы и крестики. В зыбку клали кошку и раскачивали. Так проверяли, есть в этом месте нечистая сила или нет. Если кошка из раскачавшейся зыбки выпрыгивала (т.е. это говорило о присутствии нечистой силы), значит, зыбку перемещали вправо или влево. И снова зыбку раскачивали. Если кошка оставалась лежать в зыбке или засыпала, зыбку оставляли в этом положении.
Кровать появились в быту сравнительно недавно. Под лавками стояли сундуки и рундуки ( слайд№ 9 ), (рундук - приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол), где хранили разное добро. Вот и вся мебель.
4
Избы по возможности старались располагать на возвышенных местах для безопасности от полой воды и зимних сугробов (слайд№ 10 ). Избы строили на понравившемся хозяевам месте. Но прежде, чем начать строительство дома, нужно было определить - нет ли на этом месте нечистой силы. Что для этого делали? Клали в шапку только что снесшие курицей яйца и ставили на то место, где планировали строить избу. Если яйца долго не остывают, значит, место выбрано удачно. Если остывают быстро, значит, в этом месте живёт нечистая сила, и строительство дома на этом месте отменялось.
А вот освещение в домах осуществлялось восковыми свечами и лучинами. Восковые свечи употреблялись у богачей и в праздничные дни и во время торжественных собраний. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикреплённые к стенам; стоячие (значительной величины) и малые (или ручные). Они делались из меди. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари, с ними прислуга ходила в конюшни и кладовые. У простых поселян избы освещались лучинами, которые вставлялись в светец. Это подставка для лучины, освещающей жильё, избу. (слайд№ 11 )
СТАРИННАЯ ПОСУДА (слайд №12 )
Чугунок - округлый глиняный сосуд для приготовления и хранения пищи.
Миска - посуда в форме маленького таза
Ложка - предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи.
Ведро - сосуд, обычно цилиндрической формы, с ручкой в виде дужки для жидкостей и сыпучего.
Ковш - круглый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего
ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН (слайд №13
Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. Нитки сначала надо было напрясть. Девочки уже с 5-6 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. А пряли шерсть с помощью прялки и веретена - что буквально означает «вертящаяся палочка». До сих пор дошла поговорка о непоседливых детях «Крутится как веретено».
ОБУВЬ
Обувью крестьян были лапти они плелись из бересты но быстро изнашивались (слайд № 14 )
5
ХОЗЯЙСКАЯ УТВАРЬ (слайд № 15 )
Сито - предмет утвари - обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. (слайд №16)
Ступа - тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
Ухват - железная дужка в виде рогов коровы по диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти.
Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом.
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУХНЯ
в древнерусской кухне (слайд№17 )основным блюдом были суп и каша (слайд№ 18 ),
самый распространённый овощ в древней Руси была репа (слайд № 19 ),
напитки там были такие как морс (сл.№20 ),
квас (сл.№21 ), кисель(сл.№22 ).
6
Заключение
В процессе реализации проекта мы получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Познакомились со старинными предметами домашнего обихода. Участвовала в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали печь, скамейку.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора и воспитания, уважения и любви к русской народной культуре.
После того как я сделала эту работу я ещё больше узнала о том как жили люди в старину. И теперь я знаю, какие устройства русско-народного дома были раньше, какая была посуда, какую тогда люди носили одежду и что кушали. Мне очень понравилось делать эту работу!
7
Литература:
-
Интернет - ресурсы
-
Материалы из учебника 4 класса окружающий мир.
-
Материалы из учебника 4 класса ОРКСЭ