Конкурс детских проектов «Мой мир». Проект Тайна имени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс детских проектов

«Мой мир»






Тема проекта: «Тайна имени»

«Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Дейл Карнеги).

















Автор проекта: Шопин Дмитрий

Емельченко Дарья

Чернышева Полина

Руководитель: Ермоленко Т.М.

Введение

Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой как обращаться друг к другу. Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя человека возникло не случайно.

Нам захотелось узнать:

-когда и как возникли имена;

-откуда они пришли в наш язык;

-что означают наши имена;

-какие имена наиболее популярные в настоящее время.

Цели:

  • проследить за историческим возникновением и развитием славянских имён;

  • выявить происхождение имён ребят нашего класса.;

  • узнать как можно больше сведений о наших именах.

Задачи:

  • расширить знания об именах;

  • познакомиться с историей возникновения традиции имя наречения;

  • развить навыки исследовательской деятельности;

  • выявить самые популярные и самые редкие имена в 3 «б» классе и начальной школе.

Проблема, решаемая проектом:

Наш проект предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя проносит через жизнь так, что потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.

Гипотеза:

Мы думаем, что имя человека возникло не случайно.

Предмет исследования : имена третьего «б» класса.

Объект исследования: группа обучающихся 3 «б» класса и биографии известных людей

Вид проекта: исследовательский, межпредметный, краткосрочный

План:

1.Прочитать литературу об истории возникновения имён.

2.Провести анкетирование среди обучающихся начальных классов.

3.Найти информацию в Интернете.

4.Обобщить собранную информацию и сделать вывод.

5.Попросить помощи у наших родителей в оформлении собранного материала.

Этапы работы:

1.Расширение знаний детей о возникновении имен. Мы занимались поиском сведений в различных источниках, читали статьи по данной теме.

Методы исследования:

  1. изучение литературы;

  • собственные наблюдения;

2.Этот этап включает целую систему работы: знакомство с наукой, изучающей значение имен, провели анкетирование среди обучающихся начальных классов, узнали какие имена самые популярные и редкие. Методы исследования:
  1. анкетирование;
  2. беседа с родителями;
3.Мы узнали о своих именах интересные сведения: значение своего имени, выяснили, какой отпечаток накладывает имя на характер человека. Методы исследования: поиск информации в Интернете; 4.Вовлечение в работу наших одноклассников. С этой целью мы организовывали разные конкурсы. Методы исследования: выработка комплекса советов при выборе имени. Актуальность работы заключается в следующем: Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Продукт проекта: выпуск брошюры «Значение имен». Планируемый результат:
  • Материалы об именах, их значениях будут полезными и познавательными.
  • Портфолио проекта станет для кого-то новым увлечением или хобби.
  • Основная часть:
В библиотеке мы узнали, что «Имя - личное название человека, даваемое при рождении». Имя человека возникло очень давно. Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». В древние времена имена скрывали от врагов. Имена в Древней Руси давали необычно. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Например: -по внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш; -по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок; -по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка; -по христианским праздникам: Постник, Мясоед; -по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка. Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш. Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел. "Имя «по-гречески - "онома", поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и означало: многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием. Как в современной России выбирают имя ребёнку? Мы провели исследование среди третьего «б» класса и выявили, что родители, выбирая имена для своих детей, руководствовались, следующим:
  • имя наиболее понравилось (9 чел.- 60%),
  • по христианским обычаям (3 чел.-20%),
  • в память прадеда (1чел.-7%),
  • по внешнему признаку: «светлая»- Светлана (1 чел.-7%),
  • по явлениям природы: «родилась в июле» - Юлия (1чел.-7%).
(Приложение 1.) Анализ показал, что в классе больше всего имён греческого происхождения. Можно предположить, что греческие имена остаются любимыми и популярными.
  • греческое-8 чел.(53%)
  • латинское-4 чел. (26%)
  • персидское-1 чел. (7%)
  • славянское-1 чел. (7%)
  • еврейское- 1 чел. (7%)
(Приложение 2.) Удивило нас происхождение наших имён. Дарья - мое имя персидское, означающее «владеющая, обладающая, побеждающая». В древности звучало как Дарьяна. Дарья - решительная, твердая натура, она уверена в своих силах и активна, но очень эмоциональна и импульсивна. Часто ей не хватает терпения для того, чтобы сосредоточиться на чем-то одном. Ее интересы обширны и разнообразны, а благодаря активности и подвижности Дарья может за самое короткое время переделать кучу дел. Цвет имени - ярко-красный, красный, алый, красно-коричневый. Камень-талисман - кровавик. Растение-талисман - рябина, анемон, тимьян. Известные личности: Дарья Сагалова - известная современная актриса; Дарья Донцова (настоящее имя Агриппина Донцова) - российская писательница, Дарья Мельникова - актриса, Дарья Асламова- писательница.
Известная певица Даша Русакова - у нас одинаковый цвет волос, любим, петь, но она знаменита, а я пока нет. Дмитрий, мое имя (древнегреческое), принадлежащий Деметре греческой богине плодородия и покровительнице земледелия. Старое: Димитрий. Крепкие, гибкие, быстрые на решения люди. Талантливы. Дельны. Обстоятельны, уважают слово "надо".
Цвет имени: пурпурный.
Камень-талисман: лазурит.
Благоприятное растение: рябина, хризантема. Известные личности: Великий князь Дмитрий Донской, Дмитрий Медведев, телеведущий Дмитрий Дибров, актер Дмитрий Харатьян, писатель Мамин-Сибиряк.

Исследовав имена обучающихся начальной школы мы выявили, что самые популярные имена девочек-Даша, Настя, Наташа.

Мальчиков - Даниил, Иван, Артём, Кирилл.

Редкие имена девочек - Карина, Софья, Диана, Лера Марина, Варя, Ксюша, Света, Эмилия, Илона, Дана, Юлиана.

Редкие имена мальчиков - Илья, Роман, Платон, Влад, Лев, Костя, Коля, Стёпа.

Результаты анкетирования показали, что многие обучающиеся не знают значение своего имени (это 29 человек из опрошенных) и происхождении своего имени (39 человек) Довольные своими именами 80 человек. Недовольные своими именами 7 человек. (Приложение 3) Вывод:

Среди живущих на земле безыменных людей не бывает. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. Имя дают ребёнку при рождении его родители исходя из собственных убеждений и желаний. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени. Имя человека во многом определяет его характер и судьбу. Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Работая над проектом и изучив литературу, мы хотим предложить прежде чем нарекать человека, необходимо прислушаться к советам: 1) имя должно легко произноситься; 2) должно соотноситься с отчеством; 3) должно быть легко запоминающимся; 4) от имени должны образовываться уменьшительно - ласкательные формы; 5) не должно вызывать у человека неприятных ассоциаций.



Заключение:

Мы очень много узнали, работая над этой темой о возникновении славянских имен и было интересно узнавать современное состояние имён одноклассников.

Но мало иметь хорошее имя, самое главное надо еще и соответствовать ему, оправдать его.

«Не имя красит человека, а человек имя.»















































Список литературы:

  1. О.А.Никитина, М.С.Зимина «Загадки наших имён». Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век», 2001г.

  2. «Справочник личных имен» А.В.Суперанская

  3. Успенский Л.В. Ты и твоё имя: рассказы об именах. М., 2002.
  4. Ресурсы Интернета.


© 2010-2022