Текст: Педагогические технологии как способ формирования бережного отношения к родному языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на «Методическом семинаре»

Тема: «Педагогические технологии как способ формирования бережного отношения к родному языку»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники и гости семинара.
Меня зовут Шарыгина Татьяна Александровна. Я учитель начальных классов МОУ «СОШ № 20».

Стаж работы 3 года. В данной школе я работаю второй год. У меня 2 класс. Своим детям я преподаю коми язык. Знаю этот язык с детства. Еще в колыбели слышала мягкость и мелодичность коми языка. Это мой родной язык.

Я думала, дети с радостью будут изучать новый для них язык и полюбят его с первых уроков, но в самом начале изучения нового предмета я увидела, что дети не испытывают особого желания изучать коми язык, который является обязательным для изучения в школе.

Столкнувшись с такой проблемой, я пришла к выводу, во-первых, важна и нужна мотивация, во-вторых, нужно изменить подход в преподавании.
Именно, найти и научиться применять такие педагогические способы и действия, чтобы у ребенка возникал интерес и желание изучать коми язык. Отсюда следует, что у ученика будет сформировано бережное отношение к языку того народа, на земле которого мы живем.

Познакомившись с методикой Андрея Викторовича Хуторского («Эвристическое обучение»), методикой метапредметного обучения Юрия Вячеславовича Громыко, а так же с методиками Петра Яковлевича Гольперина, Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова, я пришла к выводу, что в моей работе одним из путей, которые сегодня помогут мне решить педагогические проблемы, становятся современные технологии, основанные на системно - деятельностном подходе.

Отсюда вытекает цель: создание определенных условий для формирования бережного отношения к родному языку, с помощью педагогических технологий.

Мне хочется вспомнить слова известного педагога Евгения Николаевича Ильина о том, что ученик знает о себе больше, чем мы о нем. И именно уроком доказать ему это, то есть помочь управлять самим собой без нашей помощи.

И мои задачи:

  1. сконструировать урок таким образом, чтобы мотивировать учащихся к изучению коми языка

  2. способствовать формированию мировоззренческой и гражданской позиции

  3. дать толчок развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности.

Так, применяя метапредметныные категории, мы учимся работать с различной информацией самостоятельно и добывать знания не только на уроках коми языка, но и использовать их в другой предметной области, а так же во внеурочной деятельности.

Например: коми язык тесно связан с русским языком, в разделе этимология мы ищем родственные слова. Многие слова заимствованы из русского языка. (ручка, портфель и т.д)

Я считаю, полученные знания на уроках коми языка могут пригодиться и на других уроках, так как имеют историческую, географическую, биологическую, математическую направленность.

Не смотря на то, что мы изучаем коми язык всего 2 месяца, дети знают слова приветствия, могут вежливо обратиться друг другу, смогут поддержать диалог на первичном уровне. Умеют считать, читать на коми языке.

Благодаря таким методикам, как «Эвристическое обучение», исследовательские и творческие работы, метапредметное обучение, мы даем ребенку шанс изучить другую культуру, обычаи, историю коми народа, этимологию слова.

Хочу представить вам результат анкетирования, где хорошо видно отношение родителей и детей к языку до его изучения и спустя месяц после изучения коми языка:

Результат анкетирования родителей:

Конец мая 2014-2015 учебного года

Начало октября 2015-2016 учебного года

Положительное отношение: 21%

Нейтральное отношение: 54%

Негативное отношение: 25%

Положительное отношение: 43%

Нейтральное отношение: 52%

Негативное отношение: 5 %

Результат анкетирования детей:

Конец мая 2014-2015 учебного года

Начало октября 2015-2016 учебного года

Положительное отношение: 33%

Нейтральное отношение: 52%

Негативное отношение: 15%

Положительное отношение: 55%

Нейтральное отношение: 45%

Негативное отношение: 0%

В дальнейшем перед нами много перспектив. Изучить и узнать много нового, увидеть все своими глазами: национальную одежду, домашнюю утварь, охотничьи принадлежности, так как мы тесно поддерживаем отношение с центром коми культуры и краеведческим музеем.

В наших планах создать методическое пособие для детей. Так как мало литературы, красочных пособий, иллюстрированных словарей. Мы с детьми тщательно прорабатываем эту идею. Создаем мини-проекты для нашего будущего пособия. В данный момент мы создаем словарик по пройденным темам, куда дети записывают слова и их значение.

Это мой родной язык и я очень хочу, чтоб он стал нашим родным языком.

Собраться вместе - это начало, держаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех.
Генри Форд

Спасибо за внимание!

© 2010-2022