- Преподавателю
- Начальные классы
- Текст: Педагогические технологии как способ формирования бережного отношения к родному языку
Текст: Педагогические технологии как способ формирования бережного отношения к родному языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Герман Т.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на «Методическом семинаре»
Тема: «Педагогические технологии как способ формирования бережного отношения к родному языку»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники и гости семинара.
Меня зовут Шарыгина Татьяна Александровна. Я учитель начальных классов МОУ «СОШ № 20».
Стаж работы 3 года. В данной школе я работаю второй год. У меня 2 класс. Своим детям я преподаю коми язык. Знаю этот язык с детства. Еще в колыбели слышала мягкость и мелодичность коми языка. Это мой родной язык.
Я думала, дети с радостью будут изучать новый для них язык и полюбят его с первых уроков, но в самом начале изучения нового предмета я увидела, что дети не испытывают особого желания изучать коми язык, который является обязательным для изучения в школе.
Столкнувшись с такой проблемой, я пришла к выводу, во-первых, важна и нужна мотивация, во-вторых, нужно изменить подход в преподавании.
Именно, найти и научиться применять такие педагогические способы и действия, чтобы у ребенка возникал интерес и желание изучать коми язык. Отсюда следует, что у ученика будет сформировано бережное отношение к языку того народа, на земле которого мы живем.
Познакомившись с методикой Андрея Викторовича Хуторского («Эвристическое обучение»), методикой метапредметного обучения Юрия Вячеславовича Громыко, а так же с методиками Петра Яковлевича Гольперина, Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова, я пришла к выводу, что в моей работе одним из путей, которые сегодня помогут мне решить педагогические проблемы, становятся современные технологии, основанные на системно - деятельностном подходе.
Отсюда вытекает цель: создание определенных условий для формирования бережного отношения к родному языку, с помощью педагогических технологий.
Мне хочется вспомнить слова известного педагога Евгения Николаевича Ильина о том, что ученик знает о себе больше, чем мы о нем. И именно уроком доказать ему это, то есть помочь управлять самим собой без нашей помощи.
И мои задачи:
-
сконструировать урок таким образом, чтобы мотивировать учащихся к изучению коми языка
-
способствовать формированию мировоззренческой и гражданской позиции
-
дать толчок развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности.
Так, применяя метапредметныные категории, мы учимся работать с различной информацией самостоятельно и добывать знания не только на уроках коми языка, но и использовать их в другой предметной области, а так же во внеурочной деятельности.
Например: коми язык тесно связан с русским языком, в разделе этимология мы ищем родственные слова. Многие слова заимствованы из русского языка. (ручка, портфель и т.д)
Я считаю, полученные знания на уроках коми языка могут пригодиться и на других уроках, так как имеют историческую, географическую, биологическую, математическую направленность.
Не смотря на то, что мы изучаем коми язык всего 2 месяца, дети знают слова приветствия, могут вежливо обратиться друг другу, смогут поддержать диалог на первичном уровне. Умеют считать, читать на коми языке.
Благодаря таким методикам, как «Эвристическое обучение», исследовательские и творческие работы, метапредметное обучение, мы даем ребенку шанс изучить другую культуру, обычаи, историю коми народа, этимологию слова.
Хочу представить вам результат анкетирования, где хорошо видно отношение родителей и детей к языку до его изучения и спустя месяц после изучения коми языка:
Результат анкетирования родителей:
Конец мая 2014-2015 учебного года
Начало октября 2015-2016 учебного года
Положительное отношение: 21%
Нейтральное отношение: 54%
Негативное отношение: 25%
Положительное отношение: 43%
Нейтральное отношение: 52%
Негативное отношение: 5 %
Результат анкетирования детей:
Конец мая 2014-2015 учебного года
Начало октября 2015-2016 учебного года
Положительное отношение: 33%
Нейтральное отношение: 52%
Негативное отношение: 15%
Положительное отношение: 55%
Нейтральное отношение: 45%
Негативное отношение: 0%
В дальнейшем перед нами много перспектив. Изучить и узнать много нового, увидеть все своими глазами: национальную одежду, домашнюю утварь, охотничьи принадлежности, так как мы тесно поддерживаем отношение с центром коми культуры и краеведческим музеем.
В наших планах создать методическое пособие для детей. Так как мало литературы, красочных пособий, иллюстрированных словарей. Мы с детьми тщательно прорабатываем эту идею. Создаем мини-проекты для нашего будущего пособия. В данный момент мы создаем словарик по пройденным темам, куда дети записывают слова и их значение.
Это мой родной язык и я очень хочу, чтоб он стал нашим родным языком.
Собраться вместе - это начало, держаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех.
Генри Форд
Спасибо за внимание!