- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бударова Л.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
|
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в с. Ольхи
Сосновского района Тамбовской области
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России».
«Чередование согласных в корне слова»
Учитель: Бударова Л.В.
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема урока: Чередование согласных в корне слова.
Цель:
1) сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные;
2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных;
3) развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор, презентация;
- учебник 3 класса, под редакцией Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,
- раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил, (слайд 1)
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
(слайд 2)
- Скажите, что появилось на доске? (дерево, зуб)
- Что общего есть у дерева и зуба? (корень)
- В русском языке, где есть корень? (у слов)
- О чём пойдет на уроке речь? (о корне слова)
- Что называется корнем слова?
(слайд 2а)
- Прочитайте слова (сад, посадка, рассада, садовник, сажать, саженец)
- Что можете о них сказать? (однокоренные) Докажите.
- Какие слова называются однокоренными?
3. Выявление причины затруднения и постановка цели учебной деятнльности.
- Запишите в тетрадь и выделите корень.
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какое затруднение встретилось, когда выделяли корень в словах?
- Что заметили? (произошло чередование)
- Какая буква чередуется: гласная или согласная? (д//ж)
Итак, сделаем вывод: Какое явление нам встретилось?
- Определите тему урока?
(слайд 2б) Посмотрите, появилось новое слово (сажа).
- Будет ли оно однокоренным? Почему? Докажите. (Сажа(копоть) - сажная пыль.)
4. Первичное закрепление.
(Слайд 3) Свет, свеча, освещение.
- Прочитайте. Какие слова? Докажите.
Записать в тетрадь и выделить корень.
- Чем отличаются корни в словах? (согласными т//ч//щ)
- Что произошло?
(слайд 4 ) Итак: закончите высказывание.
Ты наблюдал закон языка:
В корне однокоренных слов
одни согласные заменяются другими.
Такая замена называется … .
- Что же такое чередование согласных?
- А теперь прочитаем правило в учебнике на стр.120.
- Проговор в парах, хором.
5. Физминутка.
6. Закрепление.
А теперь сыграем в игру. Вы должны договорить слово с чередующимися согласными. Постарайтесь запомнить их.
Корни могут изменяться
Но родными оставаться.
Бок - …, пух - …, берег - …,
Пирог - …, жук - …, волк - …,
Лечу - летать.
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
- Запишите две пары, которые запомнили.
7. Работа в учебнике.
- Давайте ещё раз проговорим правило, которое нам помогло выполнить предыдущее задание (стр.120.)
- Упр.74 стр.119 Прочитайте. Объясните орфограммы.
- Найдите однокоренные слова (запись в тетрадь).
8. Рефлексия.
Учащаяся получает карточку, где должна восстановить цепочку однокоренных слов, выделить корень, подчеркнуть чередование согласных.
дорога - ноженька орешник речной ручной вьюжный метель
вьюга - дорожный путь паучок нижний орешки речка
река -
орех -
паук -
нога -
Проверка.
9. Итог урока.
Вернёмся к строчкам с которого начался наш урок.
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
- Что искали? Какое знание открыли? Кто научился применять?
- Задания легко теперь вам выполнять?
Домашнее задание: стр.120 правило, упр.82.