Применение технологии системно-деятельностного подхода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование системно-деятельностного подхода в начальных классах.

Человека нельзя "сделать", " произвести", "вылепить" как вещь, как продукт,как пассивный результат воздействия извне,

но можно только обусловить его включение в деятельность,

вызвать его собственную активность и исключительно

через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)

деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.

Г.С.Батищев Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Системно-деятельностный подход предполагает :

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?



Только с

помощью

действия




Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Я в своей работе заранее планирую урок, продумываю его организацию, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). В прошлом году я набрала учащихся первых классов. Как известно в течение всего учебного года , в рамках ФГОС, с учащимися проводятся диагностические работы, которые показывают уровень овладения ими необходимых знаний и умений. Входная диагностика, которая показывает, с каким набором знаний и умений дети пришли, дала следующие результаты: 13%- высокий уровень, 26%-выше среднего и средний уровень, 35%- ниже среднего уровня и 26%- низкий уровень. Как мы видим показатели среднего и низкого уровней превышают высокий и средний. На протяжении года на уроках я использовала технологию системно-деятельностного подхода, представленную в таблице: Требования к уроку Урок с использованием системно-деятельностного подхода Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Такая форма деятельности показывает, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В детях развиваются умения определять тему урока, ставить цель, решать поставленные перед собой задачи, отвечать за результаты своей деятельности. Конечно такая работа очень долгая и кропотливая, поначалу на то чтобы научить формулировать тему, ставить цель урока уходило достаточно много времени. Но этот труд не прошел даром. При подробном анализе результатов диагностических работ в течение учебного года, наблюдалась положительная динамика роста, и по окончании учебного года результаты итоговой диагностики были таковы: высокий уровень-26%, выше среднего и средний уровень-61%, ниже среднего-13%, низкий уровень-4%. Я считаю, что таких результатов мне удалось добиться в основном благодаря применению технологии системно-деятельностного подхода. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Деятельностный подход- это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого Важно развивать такие стороны: 1) рефлексию, 2) анализ, 3) планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
© 2010-2022