- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе Парные согласные в корне слова
Урок русского языка во 2 классе Парные согласные в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балашова М.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Составила - Балашова Маргарита Валентиновна
Данков
2016
Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова
Цель урока: уточнение знаний обучающихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
-
формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова, умение находить слова с парными согласными в корне слова и подбирать к ним проверочные;
-
развивать мышление, внимание, память обучающихся; орфографическую зоркость;
-
расширять кругозор учащихся;
-
содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности. Будут формироваться УУД: Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. Оборудование: презентация, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы, таблички на столах обучающихся: «Отдел писем», «Отдел информации», «Отдел новостей»; «Отдел печати»;
табличка на столе учителя «Главный редактор»;
газеты, открытки;
Ход урока 1. Организационный момент
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания,
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
-Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
Толковый словарь Ожегова.
Старание - стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно
Пример: Приложить старания. С большим старанием делать что-нибудь.
1. ср.
Усердие, прилежание в каком-л. деле, работе.
Отгадайте загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.( Газета)
-Какие вы видели газеты?
-У кого в семье выписывают газеты? - А какие газеты выписывают ваши родители?
- Какие из них ваши любимые? - Какая газета выходит у нас в области?( Липецкая газета, Липецкие известия, Золотой ключик) - А в нашем районе? (Заветы Ильича)
- А кто выпускает газеты? Расскажите.
- Газета «Заветы Ильича» основана в 1930 году. Редакция газеты «Заветы Ильича » находится на улице Урицкого. Посмотрите на фотографию, это вход в нашу редакцию. Наверное, многие из вас это здание видели.
II. Постановка учебной задачи.
- Урок русского языка у нас сегодня пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты». Прочитайте таблички на ваших столах. Каждая группа относится к тому отделу, который записан на табличке. «Отдел писем», «Отдел информации», «Отдел новостей»; «Отдел печати»
- Мы будем создавать газету класса, посвященную сегодняшнему уроку.
- Работать будем в группах - 4 редакционные коллегии. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов.
- Чтобы выпустить газету, необходимо дать ей название -Как назовем нашу газету? Придумайте название газеты. (Данковчанка, лицеисты,… )
- Сотрудник из отдела печати напечатает название нашей газеты: …
Остальные в это время в тетрадях пишут дату, классная работа.
III. Минутка чистописания. - Как вы думаете, какая каллиграфия должна быть у журналистов? - Каллиграфия у журналистов должна быть правильной, красивой, понятной для читателей.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь. Отрабатывать свою каллиграфию вы будете на минутке чистописания. - Необходимо узнать и красиво прописать буквы в тетрадях.
Слон, лев, шакал и бегемот С утра отправились в поход. - Определим, какие буквы будем писать на чистописании? Они обозначают звук, который встречается в данных строчках четыре раза. - В каких словах он присутствует?( Звук т . Бегемот, отправились, утра, поход) Охарактеризуйте звук т, который в этих словах.
Назовите все парные согласные. Запишите по памяти цепочку парных согласных. (Б-п,в-ф, д-т,…)
-Чем буква отличается от звука? -Какие цели мы преследовали, выполняя это задание? (назвать их) - Как узнать какую парную согласную необходимо писать в корне слова? (Дети говорят правило.)
IV. Определение темы и целей урока
Прочитайте слова в столбиках. Исключите лишнее слово в каждом из них по возможно большему количеству признаков.
пирог дрозд прорубь
жар стриж ландыш
сапог клёст площадь
берег лебедь медведь
Запишите оставшиеся слова.
-Что заметили в этих словах? -Сформулируем тему урока. (Парные согласные в корне слова.) -Найдите слово, которое можно выделить из всех по звонкости- глухости согласных звуков.(Сапог все согласные парные) -Чему будем учиться на уроке?
В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки»
Как узнать, писать какую -
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам.
V. Словарная работа.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы:
Т…трад…, з…вод, м…двед…, горо…., м…роз, н…ро…, к…р…ндаш.
Какие буквы вставили? Почему? - Одному из сотрудников «Отдела информации» было поручено написать статью о возникновении одного слова. Давайте попробуем узнать это слово, прочитав
- ребус .
1=3
- О возникновении какого слова было поручено написать статью?
Попрошу вас отчитаться о проделанной работе … .
Сообщение ученика:
Газета
Это слово итальянского происхождения (gazzetta) изначально не имело никакого отношения к периодической печати, а означало "мелкая монета",(монета в 2 сольди ,на которой была вычеканена птица сорока- gazza, которую нужно было уплатить, чтобы получить возможность прочесть то, что впоследствии мы и стали называть газетой, а впоследствии и купить) Газеты впервые появились в Венеции в 1563 году и сначала были рукописными и давались за плату для прочтения. После прочтения газету возвращали продавцу.
- Слово газета- новое словарное слово. Пропишите на следующей строчке. Назовите орфограмму, поставьте ударение.
- Отличная статья получилась. Мы поместим ее на первую полосу нашей газеты.
VI. Работа по теме урока.
- Газета «Заветы Ильича » на первой странице отражает важные районные события недели. Мы на первой странице нашей газеты отметим наши достижения по пройденной теме.
1. Работа со стихотворением. Самостоятельная работа в парах.
- Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразны и интересны. Сейчас каждый отдел подготовит к печати стихотворение, с пропущенными буквами, словами.
- Перед выполнением задания, вспомним, над словами с какой орфограммой мы сегодня работаем?
- Назовите парные согласные. - Как узнать какую парную согласную нужно писать в корне слова?
Прочитай стихотворные строки и справку к ним.
Сформулируй задание.
Скрипит ______!______.
Сердит _______!______.
И ______ (п с г) сухой и колкий.
И ______ ( п с з) озя(б,п).
И _______ (п с б) замёр(з,с)
Наскво(зь, сь) промёрзли ёлки.
(Т. Волжина.)
СПРАВКА: моро(з, с), сне(к, г), вя(з, с), ду(п, б)
Напиши восстановленные стихотворные строки.
Назови все слова по теме урока. ( Мороз, снег, вяз, дуб, озяб, замёрз, насквозь ) Найди среди них лишнее.
Укажи слова, обозначающие предметы, выдели одно из них по нескольким признакам.(Мороз)
Проверка по слайду- самопроверка.
- На какую еще изученную нами орфограмму, встретились вам слова?
- Все вставили пропущенные буквы верно, но ребята из отдела… справились быстрее, поэтому именно отдел …. получает жетон.
2. Письмо в редакцию. Самостоятельная работа.
- В редакцию пришло письмо от нашей юной читательницы, она просит помощи. Я передаю его в отдел писем.
Прочитай пословицы. Напиши их, вставляя, где требуется, нужные буквы.
Без но(к, г) - как без ру(г, к).
Когда совес(ть, дь) раздавали, его дома не было.
Кто не учён, тот глу(б,п).
Береги но(з, с) в большой моро(з, с).
Назови слова с парной согласной на конце, расположив их в алфавитном порядке. (Сотрудники отдела писем работают у доски. Упражнение выполняется с записью на доске. Вызываются 4 обучающихся. За правильность выполнения даются жетоны) Остальные корректируют в это время текст.
- В нашей газете нет корректора - специалиста, который следит за тем, чтобы в статьях не было ошибок. Сейчас каждый из наших сотрудников попробует себя в роли корректора. Для этого вам необходимо в статье правильно найти границы предложения и расставить знаки препинания. Кто выполнит задание правильно , тот и станет корректором нашей газеты. А его статью мы поместим в нашу газету. Обучающимся на слайде предлагается текст, который они переписывают, расставив знаки препинания:
Днем была оттепель снег на земле стал рыхлым ночью грянул мороз на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из-под неё пищу.
Проверка.
Фронтальная проверка правильности выполнения.
(Один обучающийся читает текст, называя границы предложения , все остальные проверяют. Определяется победитель, который получает жетон, а его статья помещается в газету.) Вывод: Как определить, какую парную согласную необходимо писать в корне слова? ( 3. Физкультминутка. - Журналистам часто по работе приходится ездить по разным странам, встречаться с людьми разных национальностей, культур. И журналист должен знать правила приветствия в разных странах. С некоторыми из них я вас познакомлю. Поздоровайтесь друг с другом так, как приветствуют жители разных стран - настоящих и выдуманных.
- Вы говорите «Привет» и весело машете руками.
- Говорите «Бонжур» и наклоняете голову вниз.
- Говорите «Салям алейкум» и складываете руки у груди.
- Говорите «Оля-ля» и машете правой рукой.
- Говорите «Хелоу» и поднимайте над головой собранные в замок руки.
- Говорите «Салют» и машете над головой двумя руками.
- Поздоровайтесь так, как это делают жители племени Мумба-Юмба. Говорите «У», раздвигая при этом руками.
- Поздоровайтесь «по-тибетски». Заложите левую руку за ухо и опустите голову.
- Поздоровайтесь, как это делают маленькие дети: закрывайте руками лицо, а, потом, выглядывая, говорите: «Ку-ку».
- Поздоровайтесь с девочкой, как с великосветской дамой - присядьте в глубоком реверансе.
. 4.Самостоятельная разноуровневая работа.
- Из отдела информации в роли журналиста попробует кто-нибудь из вас. Остальные работают в группах над заданием, которые получили.
1.) Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя найденные нами способы проверки парных согласных в корне слова.
На дворе …. Выпал пушистый … . Саша надел теплую … и меховую …. Ребята играют в …. 2.) Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова. мя..кие, стояли, дни, серые зима, сне..ком, завалила, лё..ким, горо.. утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую
(Проверка индивидуальной работы в конце урока).
Задания для разноуровневой работы:
1 уровень: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
2 уровень:
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
3 уровень:
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Результаты работы каждой группой проверяются по слайду, оценивание. Жетон - группе, лучше справившейся с заданием.
5. Поздравление. Работа в группах. - На последней странице газеты размещаются поздравления с какой - нибудь знаменательной датой. В нашей газете тоже необходимо разместить какое-нибудь поздравление. Давайте подумаем, с каким приближающимся праздником мы можем поздравить друг друга?
Каждая группа, на заранее приготовленных открытках с текстом, выполняют разноуровневые задания для сильной и слабой группы.
Задание для 3 уровня: 1. Обращение: Кому направлено поздравление.
2. С чем поздравляете?
3. Что желаете?
4. От кого поздравление.
Задание для 2 уровня: опорные слова Д.рогие, скоро, поздравляем,с праздником, желания, зд.ровья, улы.ки, сча.тья, бу.ьте, ваши друзья. Задание для 1 уровня: вставить пропущенные буквы.
Д.рогие ,… !
Скоро наступит … … ! Мы поздравляем вас с этим праздником. Пусть исполнятся все ваши ж…лания. Будьте всегда зд.ровы, не б.лейте и поп.лняйте свой бага. знаний каждый уро. .
Ваши друзья.
Зачитывание поздравлений. Наклеивание поздравления на открытки. Оценивание.
- Какие еще орфограммы встретились вам в словах?
6. Реклама. Устная коллективная работа. - В каждом номере газеты есть реклама какого-нибудь товара, магазина .
В нашу газету тоже прислали рекламу, но ее нужно довести до совершенства, для этого нужно вставить пропущенные буквы.
На заря…ку выходи,
На заря…ку всех буди.
Все р…бята г…ворят:
Фи…заря…ка - дру… ребят!
Физзарядка по утрам
Не во вре.. - на пользу нам!
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
- Результатом нашей с вами работы является составление очередного номера газеты. С чем я вас, дорогие коллеги, и поздравляю!
- С какими профессиями вы сегодня познакомились? Наверное, из вас есть ребята, которые захотели стать журналистом?
- Сейчас каждый из вас посчитает количество своих жетонов и мы узнаем, кто был наиболее активен при составлении номера газеты. (Победитель награждается)
- Дорогие коллеги, что нового вы сегодня узнали, составляя номер газеты?
- Что повторили?
- Как узнать какую парную согласную необходимо писать в корне слова?
VIII. Домашнее задание:
На карточках по выбору.
К словам выбрать проверочное из предложенных.
Кру.ка - … (кружки, кружечка, круг)
Ло.ка - … ( лодочка, подлодка)
Ду.ки - … ( дуб, дубок)
Ры.ка - … ( рыбак, рыбачить, рыбки)
Гра. - … ( градусник, градинка, градка)
Моро. - … (заморозки, морозить, морозко)
I вар
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнё..дышке.
II вар
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Наступили морозные деньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый снежок замёл доро..ки в саду. Вася надел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и побежал гулять.
III вар
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.
мя..кие, стояли, дни, серые
зима, сне..ком, завалила, лё..ким, горо..
утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую
I вар
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Кр..сив зимний наря.. л..са. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.
II вар
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая
л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?
III вар
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень. В третьем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
З..ма. Моро.. запушил д..ревья сне..ком, а пру.. зат..нул ле..ком. Гла..кий, сколь..кий лё.. блестит на солнце. Володя и Миша взяли к..ньки и сала..ки и отправились на ул..цу.
Использованная литература:
1. Бакулина Г.А.»Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс Москва, Владос 1999г. 2. Бурангулова Флорида Вельсоновна, учитель начальных классов МОБУ СОШ им. Ф. Султанова«Правописание парных согласных в корне слова» 3. Желтовская Л.Я. Русский язык. 2 класс, издательство «Астрель» 2010 4. Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе». Часть 2. Ростов - на Дону: ЗАО «Книга»; издательство «Учитель», 2008г.
5. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004
6. rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=4&mode=1&slovo=%C3%C0%C7%C5%D2%C0
7.foxyface.ru/deti/stikhi-o-sporte-dlya-detei