- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс ПНШ
Памятка Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золотарева Л.Н. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Прочитай слово, определи тип ошибки.
-
Прочти, как правильно над ней поработать.
-
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
-
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Напиши его три раза.
Делай так: звонок, ученик.
-
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на. Запомни!
- При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку.
- Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной
- Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка).
- Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи.
- Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
- При переносе нельзя отрывать начальную часть корня,
- Ударение.
Запомни! В словах с одним слогом ударение не ставится.
-
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Большая буква в именах собственных.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
- Знаки препинания в конце предложения.
Делай так: Кедр - это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
Запомни! В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
- Гласные после шипящих.
-
Сочетания чк} чн, нщ, щн.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
- Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
- Разделительный твёрдый знак.
Запомни!
-
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я
-
Исключения: объект, субъект, адъютант
- Правописание Ы или И после Ц.
Делай так: цирк, цифра, цитата, цыплёнок, цыц, цыкать Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция. цитировать, операционная, дисциплина. Буква Ы после Ц пишется:
- в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;
- в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыц, цыган, на цыпочках, цыганка, цыганский, цыкнуть, цып-цып, цыкать.
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
- Состав слова.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть слова после корня).
Делай так: поездка - поездку, поездкой.
Запомни! Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.
Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
-
Написание частицы НЕ с глаголами (слова- названия действий)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно.
-
Парные звонкие и глухие согласные.
Делай так : Завод - заводы, лес - леса, ягодка - ягода. Запомни! (в - ф, б - п, г - к, д - т, з - с, ж - ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ - во́лны.
Запомни! Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
- Непроверяемая безударная гласная.
Запомни! Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный - звезда, солнце - солнышко, честный - честь.
Запомни! Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
-
Удвоенные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
Запомни ! Две одинаковые согласные пишутся:
-
В корне слова (их нужно запомнить)( класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.)
-
Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной
(рассказ , оттолкнуть)
-
Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной
(ранняя , осенний)
-
В суффиксе (двойные согласные запоминаем) (клюквенный)
-
Правописание предлога (слово-помощник) со словом.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) реки, от (какой?) реки
Запомни!
-
Предлог пишется отдельно от слова.
-
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
-
У глаголов нет предлогов.
-
Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н.
( с ними)
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так Заехал, приехал, уехал. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
-
Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал - досыта, заговорил - заговор.
Запомни написание гласных букв в приставках:
-
до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со;
-
за-, на-, над-
-
при
-
пре (очень).
-
Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
-
Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер. Запомни!
- В сложных словах есть соединительные гласные о, е.
- Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий - е.
- Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных (слова-названия предметов). Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч., у речки - речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
Запомни падежные окончания имён существительных!
Падежи
Вопросы
Предлоги
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл
м.р.
ж.р
м.р.
ср.р
ж.р.
Именительный
кто? что?
-
-а
-я
-о
-е
-----
Родительный
кого? чего?
откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
-----
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под.
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком? о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
лиса
земля
конь
стол
степь
27. Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных (слова-названия признаков). От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж. Делай так: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п. По озеру (какому?) голубому - ср. р., Д.п.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи
М. р. и С.р.
Ж. р.
Мн.ч.
Именительный
-ый, -ий,
-ое,- ее
-ая,- яя
-ые,- ие
Родительный
-ого, -его
-ой,- ей
-ых, -их
Дательный
-ому, -ему
-ой,- ей
-ым,- им
Винительный
-ый, -ий
-ое, -ее
-ую,- юю
-ые, -ие
Творительный
-ым,- им
-ой-ою,
-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
28. Правописание окончаний глаголов (слова-названия действий)
2-го лица единственного числа. Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило. Делай так: читаешь - I спр., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь. Запомни! В окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь - пишешь, стучишь.
29. Правописание безударных окончаний глаголов. Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило. Делай так: Строим - строить - II спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
Запомни! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
-
поставить глагол в начальную форму;
-
определить спряжение глагола;
-
проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они что делают?…, если -ат - ят, то пишем И в окончании);
-
определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Лицо
I спряжение
II спряжение
Ед.число
Мн.число
Ед.число
Мн. число
1-е
-у (ю)
-ем
-у (-ю)
-им
2-е
-ешь
-ете,- ёте
-ишь
-ите
3-е
-ет
-ут (-ют)
-ит
-ат(-ят)
Глаголы в неопределённой форме
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на -ить, кроме 11 глаголов-исключений: Слышать, видеть и обидеть, Гнать, держать и ненавидеть, Дышать, смотреть, вертеть, И зависеть и терпеть.
30.Правописание -тся, -ться в глаголах. Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило. Делай так: мальчик торопит…ся - мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся - перестань (что делать?)торопиться
Запомни!
-
Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то глагол стоит в 3 лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
-
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед - ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
-
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак: стеречь, стричь.
31. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
ножом крышей
плющом товарищем
коржом сторожем
Запомни! Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
32.Правописание суффиксов - ЕК, -ИК в именах существительных. Делай так: звоночек - звоночка, ключик-нет ключика.
Запомни! Надо писать в суффиксе -ек, если при склонении гласный звук выпадает, и -ик, если не выпадает.
33.Правописание предлогов с местоимениями. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
Запомни!
- Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
-
Запятая в предложении с однородными членами.
Делай так: Мальчики смеялись, веселились и кувыркались.
Кто?
Схема:
Что
делали?
Что
делали?
Что делали?
Запомни!
-
Запятая ставится:
1) если между ними нет союзов;
2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;
3) если союзы И, ИЛИ повторяются.
-
Запятая не ставится:
1 )если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И
- Запятая в сложном предложении.
Запомни!
- Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение.
- Запятая ставится между частями сложного предложения.
- Разбор предложения.
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
- По интонации: восклицательные и невосклицательные.
Характер ошибок
Как исправить
Пример
1
2
3
П - повтор слова
Замените повторяющееся слово.
Запишите предложение с новым словом
Ваня увидел собаку и испугался. Ваня закрыл руками лицо и заплакал.
Он закрыл руками лицо и заплакал.
Мальчик закрыл руками лицо и заплакал.
Н - неудачное слово или предложение
Замените неудачное слово или предложение.
Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова
Холодный осенний ветер вырывал листья и заносил их.
Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их.
V - пропуск слова или предложения
Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите
предложение, впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое пропустили)
Жили-были V со старухой.
Жили-были старик со старухой.
Г - нет в конце предложения точки или других знаков препинания
Подумайте, какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор
Наступило раннее утро.
(повествовательное,
невосклицательное)
Z - красная строка
Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки
1, 2, 3… -
неудачный порядок слов в предложении
Прочитайте предложение. Измените порядок слов.
Запишите предложение, правильно расположив слова
Ученики класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт.
1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка. 2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком. 3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/). 4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка. 5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка. Например:
- Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
/ - орфографическая ошибка. V - пунктуационная ошибка. W - логопедическая ошибка. Ф - фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.) Z - красная строка (нет отступа). Г - нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.) V - пропуск слова, предложения. 1, 2, 3 - нарушение порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Кувшин стоял на столе с молоком.) Н - речевой недочет (неудачный выбор слова). - нарушение последовательности изложения. П - повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).
-
Авторская программа «Систематический курс русского языка» по предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - В 2 ч. Ч.1.)
- .Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 2 класс. Стандарты второго поколения», - М.: Академкнига/Учебник;
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
- Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/ Учебник.
-
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. - М.: Академкнига/Учебник;
-
Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. - М.: Академкнига/Учебник;
-
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. - М.: Академкнига/Учебник;