• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности. Художественно – творческое направление. Театральная студия «Звезда »

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности. Художественно – творческое направление. Театральная студия «Звезда »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Муниципального образования Аскизский район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа



Рекомендована Утверждаю

Зам.директора по ВР Руководитель ОУ Яшникова Л.А

Черданцева М.К. _______________

_______________ «__»__________2014г.

«__»___________2014г.

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности.


Художественно - творческое направление.

Театральная студия

« Звезда »



1 год

(срок реализации программы)



Гусева Татьяна Андреевна.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)




с. Балыкса

2014г.

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Цель - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помощь ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве. Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Общая характеристика курса Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления - словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса «Звезда» в 3 классе отводится 108 ч в год ( 3 часа в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· выразительному чтению;

· различать произведения по жанру;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

· сочинять этюды по сказкам;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

.Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Количество часов

теория

практика

1.

Вводные занятия

1

2.

Игры, упражнения и этюды по развитию внимания

5

12

3.

Просмотр спектаклей на видеодисках

3

10

4.

Работа над спектаклем, показ спектакля

8

65

5.

Анализ выступления

4

Итого:

21

87

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

· Музыкальный центр;

· музыкальная фонотека;

· аудио и видео диски;

· СД- диски;

· костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

· элементы костюмов для создания образов;

· видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

· Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

· Сценарии сказок, пьес, детские книги.

Планируемые результаты:

Выпускник научится:

- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

- Создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.

- Оформлять спектакль декорациями, созданными самостоятельно.

- Запоминать заданные педагогом мизансцены.

- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Выпускник получит возможность научится:

- Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

- Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

-Ччитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

- Строить диалог с партнером на заданную тему.

- Составлять диалог между сказочными героями.





Календарно тематическое планирование театральной студии «Звезда»

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1.

Вводное занятие. История театра. Техника безопасности.

1

2.

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

2

3.

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

3

4.

Интонация. Мимика, жест.

2

5.

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

2

6.

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

2

7.

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2

8.

Этюды.

3

9.

Русские народные сказки.

2

10.

Просмотр спектаклей на видеодисках.

  1. «Муха-Цокотуха».

  2. «Тараканище».

  3. «Айболит».

  4. «Бармалей».

  5. «Мойдодыр».

  6. «Чудо-дерево».

6

11.

Беседа после просмотра спектакля. Выбор пректа спектакля.

2

12.

Знакомство со сценарием сказки в стихах.

1

13.

Чтение по ролям.

1

14.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

1

15.

Репетиция. Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

16.

Репетиция. Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

17.

Репетиция. Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

18.

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

2

19.

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

2

20.

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

2

21.

Анализ выступления.

1

22.

Занятия техникой речи и сценическими движениями. Выбор спектакля средствами исследовательской деятельности.

4

23.

Актерское мастерство. Репетиция спектакля.

2

24.

Сценическая речь. Репетиция спектакля.

4

25.

Сценическое движение. Репетиция спектакля.

2

26.

Основы грима. Репетиция спектакля.

2

27.

Отработка диалогов. Репетиция спектакля.

3

28.

Ритмопластика. Репетиция спектакля.

3

29.

Этикет. Репетиция спектакля. Музыкальное оформление спектакля.

2

30.

Выступление спектакля. Анализ ошибок.

2

31.

Просмотр спектаклей на видеодисках.

  1. «Кот в сапогах».

  2. «Золушка».

  3. «Сказки Андерсена».

3

32.

Беседа после просмотра спектакля. Выбор проекта спектакля.

2

33.

Занятия техникой речи и сценическими движениями

4

34.

Актерское мастерство. Репетиция спектакля.

2

35.

Сценическая речь. Репетиция спектакля.

4

36.

Сценическое движение. Репетиция спектакля.

2

37.

Основы грима. Репетиция спектакля.

2

38.

Отработка диалогов. Репетиция спектакля.

3

39.

Ритмопластика. Репетиция спектакля.

3

40.

Этикет. Репетиция спектакля. Музыкальное оформление спектакля.

2

41.

Выступление спектакля. Анализ ошибок.

2

42.

Просмотр спектаклей на видеодисках.

  1. «Сказки Пушкина».

  2. «Басни дедушки Крылова».

2

43.

Планирование проекта. Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

4

44.

Планирование проекта. Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.

4

45.

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

1

46.

Анализ работы за год

1







































Литература:

  1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
  4. Русские народные сказки.
  5. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 - 139 с.

  6. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144.




© 2010-2022