Конспект урока литературного чтения по рассказу Льва Толстого Косточка (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Литературное чтение;

  • 1 класс;

  • Тема: Л. Толстой «Косточка»

Цель урока: познакомить с рассказом Л.Толстого, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

I. Организационный момент.

Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, веселых

В городах и селах...

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

II. Стадия вызова.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л. Толстого «Косточка».

- Как вы думаете, о какой косточке пойдет речь в рассказе? (Учитель записывает предположения на доске.)

- О чем может быть рассказ с таким названием? (Учитель записывает предположения на доске.) - Когда люди краснеют или бледнеют? - Бывало ли с вами та­кое? - Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел, и узнаем, при чем тут косточка.

III. Стадия осмысления.

Прием «Чтение с остановками».

Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации).

Дети читают первый абзац текста.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нрави­лись. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив.

1 остановка.

- Зачем мать купила сливы?

- Кем является Ваня?

- Каким вы его «видите»?

- Что произойдет дальше?

После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа. Дети устно обсуждают в четверках дальнейшее развитие. Версии выслушиваются.

- Давайте прочитаем, как развивается действие у писателя. (Чтение второго абзаца.)

Когда никого не было в горнице, он не удер­жался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказа­ла отцу.

2 остановка.

- С каким устаревшим словом встретились?

- Что оно обозначает?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

- Зачем мать сосчитала сливы?

- Что произошло дальше?

- Чем закончится рассказ?

Выслушиваются версии детей.

- Давайте обратимся к тексту.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день ум­рёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко». И все засмеялись, а Ваня за­плакал.
IY Рефлексия

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец? - О какой косточке шла речь в рассказе? - Догадывались ли мы с вами о ней, в начале прочтения? Давайте посмотрим на доску. - О чем пойдет речь в тексте, с таким названием, знали ли мы? (Учитель обращает внимание детей на доску, где фиксировались предположения о действии.)

- Что хуже всего с точки зрения папы: съесть сливу с косточкой или съесть сливу без спроса?

- А почему Ваня покраснел…, а потом побледнел?

- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)

Y. Домашнее задание.

Подобрать пословицы.


© 2010-2022