Программа внеурочной деятельности В мире любимых книг 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №247

Красносельского района Санкт-Петербурга





Принята Утверждаю

Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 247

ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга

Санкт- Петербурга

Протокол №__ от ___.08.2015г ________________ В.А. Кузьмин

Приказ № ___ от ____. 08.2015г

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«В мире любимых книг» для 1- а класса

на 2015-2016 учебный год




Составитель: Лебедева Елена Вадимовна

2015 год

Оглавление:

1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………… стр. 3

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса………………………. стр. 3-4

3.Содержание курса……………………………………………………………………………………. стр. 5-6

4.Тематическое планирование ………………………………………………………………………... стр. 7

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение …………………………………стр. 7

6.Календарно-тематический план учителя ……………………………………………………………стр. 8 -16





1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни. Рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс). Данная программа расширяет кругозор учащихся, способствует развитию мышления, воображения, пространственных представлений, индивидуальных и творческих способностей детей. Данная программа рассчитана на детей, у которых все познавательные сферы развиты в соответствии с возрастными нормами. Развитие психических функций соответствует возрасту. Дети постепенно научатся работать индивидуально и в коллективе, научатся соблюдать нормы и правила, необходимые для успешной работы и самореализации.

Группа сформирована из 10 человек, из них 7 мальчиков и 3 девочки.

2007 год рождения - 3 человека;

2008 год рождения- 7 человек;

Учащиеся делятся на микрогруппы по интересам (учёба, спорт, увлечения), в то же время наблюдаются доброжелательные отношения между микрогруппами.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа факультатива - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;







3. Содержание курса 1 класс (66 ч) Здравствуй, книга (5 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям (7 ч) Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость. Книги-сборники (5 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (6 ч) Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев - автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (4 ч) Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Книги русских писателей-сказочников (3 ч) Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Детские писатели (8 ч) Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей (3 ч) Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей (6 ч) Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети - герои книг (7 ч) Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Книги о животных (8 ч) Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». По страницам любимых книг (обобщение) (2 ч) Повторение изученного. Дети готовят выставку своих любимых книг. Применение полученных знаний при выборе ответов на вопросы викторины. Творческая работа в группах по созданию книжки-малышки из сочиненных детьми произведений.
Универсальные учебные действия: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - пользоваться аппаратом книги; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


4. Тематическое планирование 1 класс Здравствуй, книга (5 ч) Книги о Родине и родной природе (2 ч) Писатели детям (7 ч) Народная мудрость. Книги-сборники (5 ч) По страницам книг В. Сутеева (6 ч) Сказки народов мира (4 ч) Книги русских писателей-сказочников (3 ч) Детские писатели (8 ч) Сказки зарубежных писателей (3 ч) Книги-сборники стихотворений для детей (6 ч) Дети - герои книг (7 ч) Книги о животных (8 ч) По страницам любимых книг (обобщение) (2ч)

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.

Иллюстрации к литературным произведениям.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на занятиях, относятся компьютер и интерактивная доска.

На разных этапах занятий используются: диски, материалы сервиса youtube.com и др. материалы интернет-ресурсов. Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011




6. Календарно-тематический план

1 класс


№ урока

п/п

Дата по плану

Дата проведения

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

ЭОР

Контроль

1

2.09


Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. игра «Что в твоём рюкзаке живёт?», знакомство с особенностями учебной книги, с правилами работы с книгами; рассматривание и сравнивание книг



2

7.09


Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). знакомство с особенностями художественной книги; рассматривание большеформатных книг в типовом оформлении; обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра); классификация книг по темам и жанрам (работа в группах); рассказ о книге; слушание



3

9.09


Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. знакомство с библиотекой, книжным фондом; овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке), правилами обращения с книгой




4

14.09



Книги о Родине и природе.
учиться выбирать нужную книгу по теме с помощью взрослых; слушание



5

16.09


Книги о Родине и природе. выбирать нужную книгу по теме; культура самостоятельной работы с книгой; чтение или слушание



6

21.09


Элементы книги. Книга-произведение. знакомство с элементами книги, книгами-произведениями



7

23.09


Элементы книги. Книга-сборник. К. Чуковский У меня зазвонил телефон…» закрепление знания элементов книги; книги-сборники; сравнивать книгу-сборник и книгу-произведение



8

28.09


Книги-сборники детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев) выбирать нужную книгу по теме, слушание и обсуждение; чтение



9

30.09


Книги-сборники детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев) выбирать нужную книгу по теме, слушание и обсуждение; чтение



10

5.10


Книги современных писателей о детях (С. Георгиев, М. Дружинина, М. Пляцковский, С. Степанов). знакомство с современными писателями, пишущими о детях; определение типа книги: сборник или произведение; слушание и чтение произведений из книг



11

7.10


Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». характеристика книги-сборника; слушание и чтение произведений; определение жанра произведения



12

12.10


Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
слушание, чтение и разгадывание загадок; особенности загадки; книги-сборники загадок



13

14.10


Творческая работа «Сочини загадку».
сочинение загадок по алгоритму; слушание, чтение и разгадывание загадок



14

19.10


Литературная игра «Посчитайся».
знакомство с историей появления считалок; заучивание новых считалок; выразительное рассказывание считалок



15

21.10


Литературная игра «Отгадай загадку».
загадывание друг другу загадок по выбранной теме и разгадывание; соревнование в разгадывании загадок по группам



16

26.10


По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги произведения): «Палочка-выручалочка», «Под грибом».
пользоваться аппаратом книги; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушание и чтение отрывков из книг; определение темы произведения, сравнивание героев



17

28.10


По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги произведения): «Яблоко», «Кот-рыболов».
пользоваться аппаратом книги; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушание и чтение отрывков из книг; определение темы произведения, сравнивание героев



18

9.11


По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги произведения):
пользоваться аппаратом книги; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушание и чтение отрывков из книг; определение темы произведения, сравнивание героев



19

11.11


В. Сутеев - автор и оформитель книг для детей.
работа с книгами В. Сутеева: рассматривание иллюстраций, характеристика книг и героев; сравнивание книг разных изданий; слушание и чтение книг



20

16.11


Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».
применять приобретенные знания при выполнении заданий игры



21

18.11


Народные сказки (цепочки).

знакомство с народными сказками; слушание; характеристика произведения, героев;



22

23.11


Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

характеристика книги-произведения; пользование аппаратом книги; рассматривание, слушание и чтение книг



23

25.11


Инсценирование знакомых сказок. Конкурс «Герои народных сказок» характеристика героев; инсцеирование



24

30.11


Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
находить книгу в открытом библиотечном фонде; характеристика книги, героя; сравнивание сказок разных народов; слушание, чтение книг



25

2.12


Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». знакомство с книгой А.Н. Толстого «Приключения Буратино»; работа с аппаратом книги; слушание отрывков из книги



26

7.12


По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. характеристика героев книги; чтение отрывков из книги; инсценирование отдельных историй



27

9.12


По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. характеристика героев книги; инсценирование отдельных историй



28

14.12


Новогодние сказки. В. Сутеев «Ёлка», А. Прейсен «Веселый Новый год» выбирать нужную книгу по теме; слушание; характеристика героев; определение жанра произведений



29

16.12


Новогодние сказки. Э. Успенский «Новый год в Простоквашино». выбирать нужную книгу по теме; слушание; характеристика героев; инсценирование



30

21.12


Новогодние сказки. А. Усачев «Новый год в зоопарке» выбирать нужную книгу по теме; слушание; характеристика героев; иллюстрирование



31

23.12


Книги С. Маршака. Выставка книг. находить книгу данного автора; определять книгу-произведение и книгу-сборник, уметь пользоваться аппаратом книги; слушание и чтение произведений



32

11.01


Книги С. Маршака. Сказки, стихотворения, загадки. слушание и чтение произведений; определение жанра произведения; характеристика героев книги; инсценирование отдельных историй



33

13.01


Книги-сборники произведений К. Чуковского. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; слушание и чтение книг



34

18.01


Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
знакомство с книгами Е.И. Чарушина; рассматривание рисунков; работа с аппаратом книги; сравнивание книг одного автора; чтение и слушание произведений



35

20.01


Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
сравнивание книг одного автора; рассматривание рисунков; чтение и слушание произведений



36

25.01


Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; слушание и чтение отрывков, инсценирование отрывков



37

27.01


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
работа с аппаратом книги; характеристика книги; слушание произведений из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях



38

1.02


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
слушание произведений из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях



39

3.02


Дети - герои сказок. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» выбирать нужную книгу по теме, жанру; слушание и чтение сказок; сравнивание героев; рассказывание



40

8.02


Дети- герои сказок. Русская народная сказка «Терешечка»
выбирать нужную книгу по теме, жанру; слушание и чтение сказки; рассказывание похожих сказок



41

10.02


Дети - герои стихотворений. Книги-сборники. С. Михалков находить книгу в открытом библиотечном фонде; характеризовать книгу; поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию; игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?»; слушание произведений; упражнение в выразительном чтении



42

15.02


Дети - герои стихотворений. Книги-сборники. Е. Благинина, В. Берестов
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию; слушание и чтение произведений; иллюстрирование



43

17.02


Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
демонстрировать умение выразительно читать стихотворения; слушать и высказывать свое мнение о чтении



44

22.02


Дети - герои рассказов. В. Осеева «Мушка» формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; инсценирование отрывков



45

24.02


Дети - герои рассказов. Рассказы Н. Носова. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; слушание



46

29.02


Дети - герои рассказов. В. Драгунский «Денискины рассказы» работа с аппаратом книги; характеристика книги; слушание произведений из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях



47

2.03


Дети - герои рассказов. Рассказы Е. Пермяка характеристика героев книги; чтение отрывков из книги; инсценирование отдельных историй



48

7.03


Литературная игра «Диалоги героев».
уметь формулировать вопросы по прочитанным произведениям и отвечать на них



49

9.03


Книги В. Бианки. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; слушание



50

14.03


Книги В. Бианки. слушание и чтение отрывков из произведений; характеристика героев; определение темы и главной мысли произведения; книги-сборники и книги-произведения



51

16.03


Книги Г. Скребицкого. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; книги-сборники и книги-произведения; слушание



52

21.03


Книги Н. Сладкова выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; уметь пользоваться аппаратом книги; слушание и чтение произведений



53

30.03


Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
характеризовать книгу-произведение; аппарат книги; слушание и чтение отрывков



54

4.04


Стихи А. Барто слушание и чтение стихов; характеризовать книгу-произведение и книгу-сборник; сравнивать книги одного автора



55

6.04


Стихи Э. Мошковской выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; слушание и чтение произведений; иллюстрирование



56

11.04


Книги А. Усачева работа с аппаратом книги; характеристика книги; слушание произведений из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях



57

13.04


Детские журналы. «Мурзилка» знакомство с детскими журналами; журнал «Мурзилка»: рубрики; самостоятельное чтение произведений из журнала



58

18.04


Детские журналы. «Зернышко» знакомство с детскими журналами; журнал «Зернышко»: рубрики; самостоятельное чтение произведений из журнала



59

20.04


Книги М.М. Пришвина выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; книги-сборники и книги-произведения; слушание



60

25.04


Книги Э. Успенского выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; слушание и чтение произведений



61

27.04


Книги Э. Успенского слушание и чтение отрывков из произведений; характеристика героев; определение темы и главной мысли произведения; книги-сборники и книги-произведения



62

2.05


Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга И. Акимушкина «Жизнь животных» в группах: работа с аппаратом книги; характеристика книги; слушание отрывков из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; сравнивание книг



63

4.05


Детские журналы о животных. знакомство с детскими журналами о животных; рубрики; самостоятельное чтение произведений из журнала



64

9.05


Сказки Г. Цыферова работа с аппаратом книги; характеристика книги; слушание отрывков из книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях



65

11.05


По страницам любимых книг. Выставка книг. Викторина.
применять приобретенные знания



66

16.05


Творческая работа «Книжка-малышка» работа в группах: оформление книжки-малышки: сочинение своих произведений различных жанров и оформление странички






16


© 2010-2022