• Преподавателю
  • Начальные классы
  • УРОКИ ИЗО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (задания, игры, аникетирование, тестирование и конспекты по изобразительному искусству разделов декоративного рисования)

УРОКИ ИЗО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (задания, игры, аникетирование, тестирование и конспекты по изобразительному искусству разделов декоративного рисования)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОКИ ИЗО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(задания, игры, анкетирование , тестирование и конспекты по изобразительному искусству разделов декоративного рисования).

Задание № 1. Рисование узора в полосе из геометрических форм. Самостоятельное составление узора. В начале урока учитель проводит беседу, в которой обращает внимание детей на то, что самые разнообразные предметы, окружающие человека, украшаются различными узорами, орнаментами. При рассматривании этих узоров, орнаментов легко заметить в них изображения разных объектов действительности (цветов, ягод, листьев, рыбок и т. д.), геометрической формы. Школьники вспоминают, где они видели узоры, орнаменты, украшения, на каких предметах, что эти узоры обозначают и изображают. Заканчивается беседа обобщением учителем ответов учащихся. Даётся определение, что такое узор - композиция рисунка из разнообразных элементов: геометрических фигур, различных линий, цветов, листьев, ягод. После беседы учитель показывает образец (узор в полосе из геометрических форм) и говорит детям о том, что сейчас на уроке они будут выполнять декоративные рисунки, и в частности, узор в полосе. На классной доске вывешивается образец узора, и школьники под руководством педагога анализируют его. Лист бумаги располагается горизонтально, затем проводится полоса - две ровные горизонтальные линии, которые ограничиваются короткими вертикальными отрезками. Получившийся прямоугольник делится на шесть равных частей. Для облегчения этого процесса деление рекомендуется начать от середины. С этой целью проводится вертикальная линия, и полученные половинки делят на три равные части. Все линии должны быть тонкими, слабыми, чтобы легко потом их удалить ластиком. Затем в каждой шестой части прорисовываются элементы узора - с левого верхнего угла проводится наклонная линия вниз, затем снова вверх и т. д. В середине каждого полученного треугольника рисуется круг. Линии построения стираются резинкой, и начинается работа акварельными красками. Учитель напоминает детям, как следует держать в руке кисть, разводить краску и пользоваться палитрой. Во время самостоятельной работы учащихся педагог проводит с ними фронтальную или индивидуальную работу. В конце урока проводится выставка рисунков. Два - три ученических рисунка анализируются. Общим голосованием выбираются лучшие работы. Анкетирование

  1. Где можно встретить предметы декоративно-прикладного искусства?
  2. Какие народно-художественные промыслы вам известны?
  3. Какое главное требование должно быть соблюдено, чтобы вещь можно было назвать красивой?
  4. Из каких объектов действительности состоят узоры?
  5. Каково значение орнамента?
  6. Какие сочетания цветов вы знаете?

Задание № 2 «Самостоятельное украшение декоративной тарелочки по мотивам Гжельской росписи». Школьники учатся самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с декоративным оформлением предметов быта после изученных приёмов. С целью раскрытия особенностей декоративной переработки цветов, листьев, травы в декоративные узоры школьникам демонстрируется роспись на посуде. Учитель подробно объясняет возможные варианты декоративного украшения тарелки, подчёркивает связь украшения и практическое назначение вещи, показывает приёмы работы (приёмы по выполнению элементов Гжельской росписи) над учебным заданием. Школьники приступают к самостоятельной работе. В начале они выполняют схематичный предварительный эскиз, затем на отдельных листах тренируются в графической стилизации отдельных элементов узора. Далее следует работа над линейным построением рисунка узора в круге. (В работе используются готовые круги, вырезанные из картона). На большом круге проводится другой круг, в два раза меньше первого. Тонкими прямыми линиями большой круг делится на равные части (4-6 ч.), определяющие собой ритм, чередование одних и тех же элементов узора. В каждой части детально изображаются стилизованные формы Гжельской росписи. Во время самостоятельной работы учитель помогает учащимся выразительнее сформировать узор, используя более удачные приёмы декоративной переработки, демонстрирует классу рисунки учеников с выразительной композицией.

Тестирование

  1. Каких матрёшек вы знаете? (Сергиев Посад, Семёнов, Полхов-Майдан).
  2. Из какого материала выполнены дымковские игрушки? (Глина, пластелин, гипс, дерево).
  3. Какие цвета используются в Хохломской росписи? (Белый, голубой, розовый, чёрный, желтый, красный, зелёный).
  4. Что характерно для узора-орнамента? (Ритмичное повторение каких-то одинаковых форм. Чередование форм с различным интервалом).
  5. Для чего применяется линия симметрии в декоративном рисунке? (Для соразмерности узора и красоты, потому что орнамент основан на точных расчётах).
Игра: «Передник Матрешки». Игра проводится на уроке декоративного рисования в 3 классе после ознакомления учащихся с семёновской, полхово-майданской матрёшкой. Дидактические задачи: закрепление знаний учащихся о разновидностях русской матрёшки, совершенствовать наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству. Дидактический материал: три больших изображённых матрёшки с нерасписанными передниками; таблички с названием «Сергиев Посад», «Семёново», «Полхов-Майдан», набор бумажных передников, расписанных в стиле трёх матрёшечных промыслов. Содержание: на классной доске, перед каждой командой, вывешивается изображение матрёшки. Под изображением прикрепляются таблички с названием городов матрёшечных промыслов. Учащиеся получают по одному расписному переднику. По ходу игры дети должны определить по росписи передника название промысла. Когда учитель указывает на матрёшку с табличкой «Семёново», то те из участников игры, у которых имеется передник в стиле семёновской росписи, поднимает его вверх. И так далее, пока не выяснится принадлежность каждого предмета. Участники игры, правильно показавшие передник, приносят каждой команде очко. В конце подводится результат игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Правило: демонстрация передников проходит молча. Примечание: в игре может использоваться элемент движения. Тогда изменяется игровое действие: после названия учителем промысла, все участники выходят к классной доске или встают из-за парт с передниками, расписанного в стиле данного промысла.

Игра «Весёлые мастера». Игра проводится в 3 классе на уроке декоративного рисования после знакомства учащихся с произведениями художественной лаковой миниатюры их Палеха. Дидактические задачи: закрепление знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративного искусства. Дидактический материал: 3 наборных полотна, 3 набора по 12 карточек, 2 карточки - названия пар промыслов (Городец и Дымковская игрушка, Хохлома и Палех, Полхов-Майдан и Филимоновская игрушка); 2 карточки - элементы росписи произведений народных мастеров, набор («купавка и круг»); 2 карточки - изображение материалов, из которых изготовлены эти изделия (дерево и глина); 2 карточки - изображение материалов, используемых при росписи (краски). Содержание: каждая команда получает пакет с набором из 12 карточек. Участники игры получают одну карточку из набора. На классной доске перед каждым рядом устанавливается наборное полотно. По команде учителя из каждой команды выходит по два ученика, имеющих карточки с названием народного промысла. Они устанавливают их одну над другой на наборном полотне и возвращаются на место. Следующие два игрока устанавливают карточки рядом с изображённым народным промыслом согласно карточкам-названиям. Дальше устанавливаются карточки-элементы росписи, затем добавляются карточки - изображения материала изделия, карточки - изображения инструментов и последние карточки - изображения материалов. Таким образом, с помощью карточек учащиеся получают необходимую информацию о народных промыслах. Правило: игровое действие начинается по команде учителя. Выигрывает та команда, у которой информация на карточках об обоих промыслах вернее. Игра-экскурсия «В гостях у народных мастеров». Задачи: закрепить знания о народных промыслах. Дидактический материал: репродукции или рисунки изделий народных мастеров, таблицы в виде полочек с названиями «Городец»», «Хохлома», «Гжель», «Дымково». Содержание. На классной доске - 3 таблички с названием народного промысла. Внизу доски - репродукции с названием этого промысла. Игра начинается с игровой ситуации: мастера народных промыслов прислали свои изделия, но вот несчастье - в дороге потерялись таблички с названием тех народных промыслов, откуда прислали свои изделия мастера. Учащимся предлагается помочь определить, какие изделия и откуда прислали на выставку, и расставить их на полки с названиями народных промыслов. Правило: каждый ряд расставляет изделия только одного какого-нибудь промысла, например, первый ряд, отыскивает изделия Хохломы, второй ряд - изделия Гжели, третий ряд - Городца. Репродукции изделий прикрепляют над соответствующей полкой - табличкой. Примечание: внизу доски остаются репродукции с дымковскими игрушками. Вопрос классу: «Откуда привезли к нам эти игрушки? Как они называются?» После правильного ответа игрушки помещают на полку с названием. Название до этого момента должно быть закрыто.
Сценарий урока декоративного рисования с элементами игры: «Народные художественные промыслы России». Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах. Развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначением предметов быта. Закрепить навыки кистевой росписи. Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народному художественному промыслу Росси. Оборудование: Зрительный ряд: предприятия художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Каргополя, Пермогорья, Филимоново; таблицы с лементами и композициями кистевых росписей осуды; игрушек разных стилей. Литературный ряд: Н. Григоренко. Частушки на темы народных промыслов. Материалы и инструменты: плотная белая и тонированная бумага, гуашь, кисть, ножницы. Задание: выполнить эскиз изделия по мотивам одного из русских народных художественных промыслов. Сценарий урока. На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Пермогорья и игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские. Учитель: У нас сегодня не класс, а ярмарка народных ремёсел. И не случайно выставлены эти произведения. Мы изучили много народных промыслов. На этом уроке закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях. Тема урока: «Ярмарка народных художественных промыслов». Кем мы будем на этой ярмарке? Ученики: Покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов. Учитель: Желания у вас разные, но всем вам и продавцам, и покупателям, и мастерам - необходимо хорошо знать то, что вы делаете, сто продаёте или покупаете. Значит, нужно знать виды художественных промыслов, а именно, чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия, и какие особенные приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Не спешите с ответами. Мы сегодня построим урок по-особому. Разделим класс на группы так, чтобы каждая группа выбрала один из промыслов. В группе будут мастера, которые изображают изделия по мотивам промысла, продавцы, которые в конце урока представят изделия на нашу ярмарку. Мастера же будут и покупателями изделий других промыслов, и будут задавать продавцам вопросы, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в их работе. Учащиеся объединяются в группы-артели. В классе может быть не более 5 - 6 групп по 5-7 человек. Учитель: в нашем классе работают художественные артели «Городец», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома», «Жостово», «Филимоновская игрушка». Послушайте задание: выполнить эскизы изделий по мотивам промысла, вырезать изображение изделия по контуру и подготовить их к выставке на ярмарке. Сдвигаются парты для групповой работ. В центре большого рабочего стола появляются предметы выбранного промысла и карточки с элементами росписи, силуэты игрушек или посуды в традициях выбранного промысла. Ученики составляют план работы и разделяются по виду деятельности: одни выполняют силуэты изделий, другие составляют эскизы композиций узоров для их росписи, третьи тренируются в кистевой росписи. Учитель раздаёт ученикам, которые будут продавать изделия, тексты стихов и частушек, посвящённых этому виду творчества. Преподаватель вывешивает на доску большой лист с надписью «Ярмарка» и изображением деревянного стола - прилавка, вертикальная плоскость, которая представляет собой ряд карманов для помещения в них работ учащихся. Учитель: Скоро ярмарка начнёт работу. Поспешите представить свой товар. Ученики по очереди выходят из каждой художественной артели и расставляют свои изделия на ярмарочный прилавок. Ученики (из артели «Городец»): Наши доски расписные, посмотрите вот какие. Все хотим вам показать и подробно описать. По розанам и купавкам Гордецкий скачет конь, И в цветах весь утопает, до чего ж красивый он. Конь копытом бьёт, удила грызет, а молодушка за водой идёт. Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, коней и птиц. Иногда мастера рисуют на досках людей. Учитель: Какие краски вы используете в росписях? Ученик (из артели Городец): Масляные. Доски покрываем лаком. Ученик: А какие используете приёмы при письме цветов? Ученик (из артели Городец): Во-первых, цветы мы пишем масляными красками, во-вторых, наши цветы пишутся из несколько слоёв, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов. Учитель: Есть ещё вопросы к мастерам и продавцам артели «Городец»? Нет. Кто ещё привёз свой товар на ярмарку? Ученики (из артели «Гжель»): А деревня наша Гжель не за тридевять земель. Под Москвою мы живём, глину месим и поём. Очень любим синий цвет, потому что краше нет. Чашки, блюдца, самовары знают люди всей земли, Мы и к вам полно товару для продажи привезли. Ученики (из артели «Жостово»): Мы приехали к вам в гости на весёлый праздник ваш. Посмотрите на подносы - это ж просто вернисаж. Чёрный фон сияет лаком, а на нём цветов краса. Алых, жёлтых с красным маком - это просто чудеса. В мире нет таких подносов, они словно вешний сад Лучше их вы не найдёте, покупайте, стар и млад. Ученики (из артели «Филимоновская игрушка»): Тут поют свои частушки знаменитые игрушки, Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой. -Вы откуда, Филимоны? - Мы из Филимоново! -Обогнали мы в дороге пешего и конного. Ученики (из артели «Дымковская игрушка»): Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки вятские на все манеры: вот и барышни и кавалеры. У барышень алые щёчки и губки, нарядные платья и тёплые шубки. Хоть весь базар обойдёте, лучше барышень не найдёте. Игрушки наши повсюду славятся. Подходите, вам понравится! Учитель: Закончила работу наша ярмарка. Кто смел, тот успел и себя показать и товар свой продать. Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания о народных художественных промыслах, кое-что новое узнали о народных мастерах и произведениях народного творчества.
Разработки уроков декоративного рисования. 1. Вид занятия: рисование по мотивам хохломской росписи. Тема урока: «В золоте Хохломы - золото осени». Цель урока: научить детей рисовать сложный травный орнамент; закрепить понятие ритма, элемента узора, особенности цветовой палитры; познакомить с приёмами традиционного письма (приём «травка», «под фон», «кудрина»). Задачи: воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров Хохломы; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма; упражнять в приёмах рисования кистью элементов цветочной народной росписи; развивать творческое воображение. Оборудование: для учителя - репродукции, иллюстрации, таблицы с элементами росписи; для учащихся - предварительно вырезанные бумажные полоски- закладки, акварельные краски, кисти, баночка для воды, тряпочки. План урока: - Вводная беседа 10 мин. - Изучение приёмов элементов росписи 5-7 мин. - Анализ элементов узора 5-7 мин. - Самостоятельное рисование учащихся 15-20 мин. - Выставка работ и коллективное обсуждение рисунков5-10 мин. Ход урока: В начале урока учащиеся знакомятся с классной выставкой произведений мастеров Хохломы. Учитель проводит небольшую беседу, о том, что они увидели. - Вы, наверное, не раз замечали, что человек любит украшать окружающие его предметы: расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку и многое другое. Изделия, созданные художниками и имеющие практическое назначение в быту, относятся к декоративно-прикладному искусству. Сегодня мы будем украшать закладку с жёлтым фоном хохломским узором, так как тема нашего урока: «В золоте Хохломы - золото осени». Своё название роспись получила от крупного селения Хохлома. Любимыми узорами мастеров были «золота» да «травка». Золото олицетворяло счастливую, богатую жизнь, красоту и чистоту. Травка, цветы, ягоды, листья, побеги - говорили о молодости и силе. (Демонстрируются хохломские изделия). Посмотрите, какие краски использует мастер, какие присутствуют элементы росписи. Учитель объясняет приёмы рисования элементов хохломской росписи: травка - мягко изогнутая линия, завиток - кисть поставить на конец и вести плавно, прижимая её к бумаге, а затем закруглить линию, резко поднять кисть вверх. Ягодки, лепестки рисуются «тычком» кисти или «примакиванием». При этом ни один элемент не соединяется с основной волнистой линией, что создаёт ощущение летящего и лёгкого узора, будто подул свежий ветерок. На доске выполняется рисунок и словесно объясняется: а) чертится закладка - проводятся две горизонтальные полосы; б) проводится свободно изгибающийся стебель вдоль всей закладки - волнистая линия; в) добавляются венчики, травка, листья и ягоды рябины (используются приёмы прикладывания или примакивания - прикладывают боковую поверхность кисти с хорошо набранной краской вертикально, острый конец кисти направляют вверх, и приём тычка для рисования ягод - для этого необходима ватная палочка; пропитывают тампон-тычок красной краской и короткими ударами тычка наносят кружки-ягодки). После самостоятельного выполнения работы происходит выставка работ и коллективное обсуждение. Общим голосованием выбирается лучшая работа. Учащиеся обсуждают работы.

2.


Вид занятия: рисование по мотивам Гжельской росписи. Тема урока: «Гжельская майолика». Цель урока: формировать знания о гжельской росписи; отработка приёмов рисования кистью капель, бордюров и веточек; ознакомление с произведениями народных мастеров Гжели и беседа о красоте народного декоративно-прикладного искусства этого народного центра. Задачи: воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров Гжели; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма; упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи. Оборудование: для учителя - репродукции, иллюстрации, изделия с Гжельской росписью; для учащихся - альбомы, акварельные краски, баночки для воды, кисти, тряпочки. План урока:

- Вводная беседа 5-7 мин.

- Показ приёмов элементов росписи5-10 мин.

- Анализ элементов узора 5-7 мин.

-Самостоятельная работа учащихся 15-20 мин.

- Подведение итогов, коллективное обсуждение работ учеников 5-10 мин.

Ход урока: Начинается урок с беседы о народных центрах декоративно-прикладного искусства. Ученики вспоминают изученные промыслы, их особенности. После учитель предлагает рассмотреть несколько изделий и иллюстраций. В ходе рассматривания, учитель объясняет ученикам, что это за изделия и как называется данный вид промысла. Тем самым, объявляя тему урока: рисование капель, бордюров, веточек и других элементов по мотивам Гжельской росписи. Учитель рассказывает о работе мастеров этого промысла. «Красив фарфор. Особенно приглянулись и полюбились людям изделия из подмосковного села Гжель. По всей России продаются гжельские кувшины, тарелки, блюда. Очень интересны затейливые формы, узорчатая роспись. Не зря эту посуду называют бело-синим чудом. Рассказывают, что когда-то, очень давно, недалеко от села нашли месторождение глины. А глина непростая: пластичная, белая. Руки так и потянулись к ней. И появилась на свет необыкновенной красоты посуда: чайники, вазы, чашки. Призадумались мастера, как бы украсить посуду, да так, чтобы понравилась людям. Помог им туман. Село Гжель находится в ложбине, очень часто влажный воздух опускается на дно ложбины, и по селу стелется бело-голубой туман. От тумана и взяли краску. Гжель стала символом всего русского, ни одна выставка русского искусства не обходится без произведений гжельских мастеров». Затем учитель объясняет приёмы выполнения элементов росписи. Приёмом прикладывания рисуют капли: прикладывают боковую поверхность кисти с хорошо набранной синей краской вертикально, острый конец кисти направляют вверх. От толщины кисти зависит размер капли. Для рисования бордюра и веточек используется тонкая кисть, так как линии должны быть тонкими, изящными. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии, поэтому кисть руки при проведении линии ребёнок двигает вместе с локтем. Ширина линии зависит от нажима кистью и угла наклона её к бумаге. Точки образуются единичным прикосновением кисти к бумаге или лёгким кругообразным движением её с середины. При этом кисть надо держать перпендикулярно. (Демонстрация таблиц поэтапного изображения элементов гжельской росписи). Самостоятельная работа учащихся. Учитель следит, чтобы дети соблюдали последовательность в работе. В конце урока организуется выставка рисунков. Ученики коллективно обсуждают работы и выбирают наиболее понравившейся рисунок. 3-4.
Уроки изобразительного искусства. Вид занятия - лепка, побелка и роспись игрушки Тема урока: «Дымковская игрушка». Цель: познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества, развить интерес и любовь детей к народным игрушкам. Задачи: научить лепить из целого куска глины (пластилина), учить белить и расписывать игрушки, привить навыки работы над объёмной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции дымковской игрушки, развивать умение наилучшим образом размещать узор по форме. Оборудование: Для учащихся: глина (пластилин), дощечка для лепки, гуашь, бумага, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка. Для учителя: дымковские игрушки, открытки, методические таблицы «Последовательность лепки дымковских игрушек», «Дымковские узоры», глина, дощечка для лепки, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка. План: - Вводная беседа 10-15 мин. - Объяснение последовательности лепки игрушки по наглядному пособию 5-7 мин. - Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки 15-20 мин. - Анализ работ и подведение итогов 3-5 мин. Ход урока. 1.Вступительная беседа. -Ребята, у вас дома есть игрушки. Скажите, а из чего они сделаны? Они из разных материалов, а у кого есть игрушки из глины и дерева? - Народные глиняные и деревянные игрушки до сих пор пользуются большой популярностью (показ игрушек). Кто делает такие игрушки? (мастера). А где живут эти мастера? Места, где они проживают, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них - дымковской глиняной игрушкой. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками (демонстрация дымковских игрушек). Дым идет из труб столбом, точно в дымке всё кругом Голубые дали, и село большое - Дымково назвали. -Что же общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрический узор, нарядные детали). - Какой краской сначала покрывали игрушки? (белой). - Нравятся ли вам эти игрушки? А какие больше всего? Почему? - Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета используют мастера для росписи игрушки? Какие узоры вы видите на игрушках? Сегодня, ребята, вы мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина, пластилин). Можете слепить коня, оленя, барана. 2. Объяснение последующей лепки игрушки. Приёмы лепки не сложны. Свистульки лепят так, как хозяйки делают пельмени. Катают шарик, раскатывают лепёшку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Остаётся вылепить голову. Вытянув плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделать гребень - петуха или курочку. Вытяни морду - получится конь. 3. Самостоятельная работа. Во время выполнения самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. 4. Анализ детских работ и подведение итогов. Ученики выставляют игрушки на дощечки, выбирают лучшие. Учитель обращается к детям: Где мы сегодня побывали? Чем знаменито Дымково? Что общего у игрушек Дымково? Какие цвета используют мастера для росписи?
План урока: - Побелка игрушки 3-5 мин. - Изучение приёмов элементов росписи игрушки 5-10 мин. - Выполнение элементов дымковского узора 5-7мин. - Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки 15-20 мин. - Анализ работ и подведение итогов 5-10 мин. Ход урока: 1. Побелка игрушки. Продолжение работы над игрушкой. Ученики вспоминают, что они должны сделать, прежде чем нанести узор (покрыть белой краской). Игрушки покрывают белой гуашью, разведённой с клеем ПВА. 2. Изучение приёмов элементов росписи игрушки. Проводится беседа об элементах дымковского узора их цветовое решение. Учитель демонстрирует приёмы росписи, сопровождая беседой, демонстрацией таблиц, репродукций. - Много разнообразных узоров в дымковской росписи. Как одним словом можно назвать эти узоры? (геометрический) - Как можно расписать вылепленные игрушки, какие элементы лучше выбрать? (кружочки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.) Какие цвета любят мастера из Дымково? (Красный, оранжевый, алый, малиновый, синий, жёлтый, зелёный). 3.Выполнение элементов дымковской игрушки. А сейчас потренируемся в выполнении элементов дымковской игрушки. Учитель показывает образец выполнения, далее образцы убираются и учащиеся выполняют его на альбомных листах по памяти. 4. Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

  1. Анализ детских работ и итог урока.
Ребята выставляют на дощечки игрушки, выбирают лучшие. - Какими мастерами-умельцами мы сегодня были? - Чем вам понравились игрушки? Какие цвета вы использовали для росписи? Какие узоры вы применяли в ходе раскрашивания? 5. Урок изобразительного искусства. Вид занятий - роспись. Тема урока: «Красавица матрёшка». Цель: воспитывать любовь к народному искусству; уважение к народному мастеру; углубить знания о русской народной деревянной игрушке; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Полхова-Майдана. Задачи: обучить умению выявлять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхова-Майдана; - научить расписывать бумажные силуэты матрёшек; - развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ; уважать мнение товарищей. Оборудование: бумага, вырезанный силуэт матрёшки, краски, кисти, баночка, матрёшки, репродукции. План урока: Вводная беседа. Игра «Ярмарка». 10-15 мин. Выполнение элементов росписи. 5-10 мин. Самостоятельная работа. 20 мин. Анализ работ 3 мин. Закрепление нового материала. Игра «Угадай-ка». Итог урока. Ход урока:
  1. Вступительная беседа.
Учитель сообщает ученикам о том, что сегодня они побывают на ярмарке. (Дети заранее готовят выступления). Проводится игра «Ярмарка». Действующие лица: Коробейники - Первый, Второй, Третий, Красавица. Первый: Подходите, подходите! На товары поглядите. Второй: Привезли издалека мы не ситцы, не шелка. Третий: И не кольца, и не брошки, а весёлые матрёшки! Красавица: Самая весёлая ярмарка на Руси была в Сергиевом Посаде. В торговых рядах были разложены игрушки: богородские медведи, кони, матрёшки, барыни, свистульки. Народные игрушки как сказка - всё так, да не так. Первый: Пыль клубиться по дорожке, едут с ярмарки матрешки. Второй: На баранах, на быках, все с гостинцами в руках. Красавица: Казалось, ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Третий: Ростом разные подружки, но похоже друг на дружку. Первый: Все они живут друг в друге, а всего одна игрушка. Красавица: Художественный образ матрёшки, как и всякой народной игрушки, весьма условлен. Образ женщины - матери большого семейства близок и понятен. Условна форма матрёшки, изображение её лица и наряда. У матрёшки круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, небольшой рот. Первый: К нам на ярмарку приехали матрёшки. Давайте получше рассмотрим их. Второй: Взял я в руки кисть и краски, стал волшебником из сказки. На матрёшке яркий сарафан расписал под Полховский Майдан. Красавица: Полх-Майдановские игрушки можно узнать по необычайной форме головы, традиционному малиновому цвету и характерному цветку. Рядом с малиновым ложиться тёмно-зелёный, а синий с жёлтым. Всё объединяет черный контур. Лицо матрёшки окружают кудряшками. Мастера украшают матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди. У Семёновские матрёшек на фартуках яркие букеты. Основной цвет сарафана - красный и чёрный. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используется приём «пеструшка», который делается тычком. 2. Выполнение элементов росписи. После игры, учитель показывает приёмы росписи элементов семёновской матрёшки. Дети с образцов тренируются на альбомных листах. 3. Самостоятельная работа. Учащиеся расписывают силуэты матрёшек. Учитель оказывает индивидуальную помощь. 4. Анализ детских работ. Ученики расставляют матрёшек на соответствующих прилавках и выбирают лучшие. 5. Закрепление нового материала. Игра «Угадай-ка». - Какие матрёшки были на ярмарке? - Какие приёмы использовали в росписи семёновской матрёшки? - Какие краски используют мастера из Полхова-Майдана? 6. Итог урока - Какая матрёшка вам понравилась больше? Почему?


© 2010-2022